Найти в Дзене

Шахи-Зинда, от мавзолея к мавзолею.

Шахи-Зинда — это архитектурный ансамбль, состоящий, в основном, из мавзолеев, построенных во времена правления Амира Тимура и его преемников. На самом деле, правильнее было бы говорить, что в составе комплекса имеются и более ранние захоронения, относящиеся к XI—XII векам, однако, как я уже писал в статье об Афросиабе, из домонгольской эпохи там в основном руины или фундаменты бывших зданий. Через пару дней в Бухаре мы увидим всё-таки один мавзолей, который не разрушили во время монгольского нашествия, рассказ о котором можно у меня прочитать здесь: Бесспорно, учитывая тот факт, что хоть какие-то остатки от строений эпохи правления Караханидов в Самарканде мы всё-таки можем лицезреть, то утверждение, что этому архитектурному памятнику уже более десяти веков, верное, и тем не менее основной интерес у посетителей вызывают именно мавзолеи эпохи Тимуридов. Значимость этой группы культовых сооружений для верующих, исповедующих ислам, осознаёшь уже по входному порталу. Ворота построены в 143

Шахи-Зинда — это архитектурный ансамбль, состоящий, в основном, из мавзолеев, построенных во времена правления Амира Тимура и его преемников.

На самом деле, правильнее было бы говорить, что в составе комплекса имеются и более ранние захоронения, относящиеся к XI—XII векам, однако, как я уже писал в статье об Афросиабе, из домонгольской эпохи там в основном руины или фундаменты бывших зданий.

Через пару дней в Бухаре мы увидим всё-таки один мавзолей, который не разрушили во время монгольского нашествия, рассказ о котором можно у меня прочитать здесь:

Бесспорно, учитывая тот факт, что хоть какие-то остатки от строений эпохи правления Караханидов в Самарканде мы всё-таки можем лицезреть, то утверждение, что этому архитектурному памятнику уже более десяти веков, верное, и тем не менее основной интерес у посетителей вызывают именно мавзолеи эпохи Тимуридов.

Архитектурный комплекс Шахи-Зинда. Фото из личного архива автора.
Архитектурный комплекс Шахи-Зинда. Фото из личного архива автора.

Значимость этой группы культовых сооружений для верующих, исповедующих ислам, осознаёшь уже по входному порталу. Ворота построены в 1434–1435 годах при Улугбеке.

Входной портал в комплекс Шахи-Зинда с южной оконечности кладбища. Фото из личного архива автора.
Входной портал в комплекс Шахи-Зинда с южной оконечности кладбища. Фото из личного архива автора.

Фотографировать там не очень удобно, во-первых из-за большого количества туристов, во-вторых - из-за близкого расположения мавзолеев друг к другу. Проход между двумя рядами строений настолько узок, что сделать качественное фото входа в любой из них практически невозможно, максимум, на который сподобился я - это виды сбоку.

Отдельно, наверное, хотелось бы выделить два погребения. Одно из них является первой постройкой времён правления Амира Тимура и относится к 1371 году, захоронены здесь племянница великого полководца Шади-Мульк-ака, а впоследствии, в 1388-м, и её мать, старшая сестра Тимура Кутлуг-туркан-ака. Надпись над входом «Всякий кирпич на башенке террасы этого мира был когда-то телом визиря либо головой султана» призвана напоминать простым смертным, что из праха земного человек создан и в прах же он обратится.

Мавзолей носит имя племянницы, видимо, потому, что она была похоронена гораздо раньше матери, и название так прижилось, что менять его не стали.

Точно напротив мавзолея Шади-Мульк-ага находится усыпальница младшей сестры Тимура — Ширин-бика-ага. О ней сведений в интернете совсем мало, на стене портальной ниши указан только год её смерти — 787 год хиджры, что в переводе на привычный нам григорианский календарь даёт 1385 год, соответственно, в это же время и было выстроено здание.

По словам нашего экскурсовода, фраза, написанная на одной из стен мавзолея, гласит: «Как бы ни сладка была власть, но однажды с ней придётся расстаться». Не нашёл нигде в интернете информации на эту тему, но, согласитесь, высказывание жизненное.

Ещё два здания, на порталах которых сохранилась оригинальная мозаика, и которые, к тому же, имеется возможность сфотографировать так, что они более-менее нормально попадают в кадр, остались безымянными, поскольку надписи с именами захороненных не сохранились, и известен лишь зодчий, возводивший первый из них, звали его усто Алим Насафи («усто» значит «мастер»).

Мавзолей «Безымянный-1» работы усто Алима Насафи (слева) и Мавзолей «Безымянный-2». Фото из личного архива автора.
Мавзолей «Безымянный-1» работы усто Алима Насафи (слева) и Мавзолей «Безымянный-2». Фото из личного архива автора.

Тут же рядом находятся останки разрушенных мавзолеев и просто отдельно стоящие надгробные камни. Чьи это захоронения, сейчас сказать практически невозможно.

Самая ранняя из сохранившихся построек XIV века — мавзолей Ходжи Ахмада, называемый так по имени, обнаруженному в надписи на стене, её входной портал покрыт резной поливной терракотой. Техника эта, при которой орнамент будущих изразцов вырезался по глине и потом покрывался цветной глазурью, применялась очень короткий промежуток времени, в период с середины XIV и до начала XV века. Впоследствии, в связи с тем, что такая работа требовала больших временных и материальных затрат, облицовку зданий стали выполнять из более дешёвой наборной мозаики.

А самым знаковым зданием во всём комплексе является мавзолей Кусама ибн Аббаса, двоюродного брата основателя ислама Мухаммеда. На входном портале начертаны слова пророка, текст написан в два ряда, сверху — жёлтой мелкой вязью, снизу - крупной белой. Надпись гласит:

Пророк, мир ему!, который был арабом рода Хашими из племени Курейшитов, мекканцем, затем мединцем, сказал: «Из всех людей Кусам ибн Аббас похож на меня по внешнему облику и поведению».
"Райские врата", входной портал мавзолея Кусама ибн Аббаса. Фото из личного архива автора.
"Райские врата", входной портал мавзолея Кусама ибн Аббаса. Фото из личного архива автора.

На створках старинной входной двери, сделанной из карагача, разновидности вяза, вырезана фраза:

Райские врата открыты для бедняков. Милость Аллаха ниспадает на милосердных.

Кусам ибн Аббас — первый проповедник на территории нынешнего Узбекистана, обративший в ислам большое количество знатных жителей, ранее почитавших зороастризм. В 677 году, когда на Самарканд напали языческие племена согдийцев, он пал в бою, однако позже возникла легенда, что на самом деле Кусам ибн Аббас то ли воскрес, то ли был смертельно ранен и исцелился, выпив чудодейственной воды из тайного колодца, и с тех пор скрывается где-то в подземельях под городом. Там же, где он то ли погиб, то ли был ранен, возвели усыпальницу в честь Шахи-Зинда «Живого Шаха», а мавзолей, что находится сейчас на этом месте, был выстроен много позже, уже во времена правления Амира Тимура.

Что интересно, несмотря на столь красивую легенду, надгробие в мавзолее всё же имеется, но находится оно за двумя ажурными решётками, через которые его не то чтобы сфотографировать, но даже рассмотреть практически нереально.

Ну и по пути назад, к выходу, посмотрим ещё на двухкупольный мавзолей. Он хоть и стоит у подножия холма, на котором расположен основной комплекс зданий, однако выстроен так, что его главный купол находится практически вровень с остальными строениями.

По преданию, здесь похоронена кормилица Амира Тимура Улджай Хатун и её дочь Биби Сенаб, однако некоторые исследователи полагали, что это могила соратника Мирзо Улугбека, учёного и астронома Кази-заде Руми, и Улугбек сам руководил строительством усыпальницы, поэтому купола и уравниваются по высоте с куполами мавзолеев знатных Тимуридов.

Двухкупольный мавзолей, первая треть XV в. Фото племянницы автора.
Двухкупольный мавзолей, первая треть XV в. Фото племянницы автора.

На самом же деле так до конца и не ясно, чей это мавзолей, как и многие, впрочем, из всего архитектурного комплекса, но рядом с ним находится действующая мечеть, и нам повезло услышать азан (призыв к молитве) как раз в тот момент, когда мы стояли на смотровой площадке рядом с этим зданием.

Покидаем Шахи-Зинда через те же ворота, что и заходили, и отправляемся в бывший еврейский квартал Самарканда, находящийся аккурат через дорогу. Путешествие продолжается!