Найти в Дзене
Канал 1147 (Творцы и шедевры)

Загадка образа "Плач Богородицы над терновым венцом"

На недавней выставке в музее Русской иконы я увидела интересный образ. Этикетка ничего конкретного не сообщала, я немного покопалась в сети, добывая крохи информации.
Представляю заинтересовавшую меня икону" Плач Богородицы над терновым венцом". Конец XVIII - нач. XIX века. Русская провинция. Хранится образ в частной коллекции. Почему я обратила внимание на этот образ? Мне показалось странным, что Дева Мария изображена без платка, без мафория, с распущенными по плечам волосами. На этикетке под иконой в скобках значилось "Плач Марии Магдалины". А ниже уточнялось, что икона написана с гравюры середины XVII века Гиацинто Ботти "Магдалина скорбящая". Поиск гравюры Ботти выдал картинку, представленную ниже. Меня озадачила атрибуция иконы как Богородичной. Дева Мария - простоволосая? Возникают вопросы: - На стыке XVIII-XIX веков церковные каноны изменились настолько, что Богоматерь можно было писать без мафория? - Икону написали для домовой церкви по указанию заказчика? - Богородицей обр

На недавней выставке в музее Русской иконы я увидела интересный образ. Этикетка ничего конкретного не сообщала, я немного покопалась в сети, добывая крохи информации.
Представляю заинтересовавшую меня икону" Плач Богородицы над терновым венцом". Конец XVIII - нач. XIX века. Русская провинция. Хранится образ в частной коллекции.

Почему я обратила внимание на этот образ? Мне показалось странным, что Дева Мария изображена без платка, без мафория, с распущенными по плечам волосами.

На этикетке под иконой в скобках значилось "Плач Марии Магдалины". А ниже уточнялось, что икона написана с гравюры середины XVII века Гиацинто Ботти "Магдалина скорбящая". Поиск гравюры Ботти выдал картинку, представленную ниже.

-2

Меня озадачила атрибуция иконы как Богородичной. Дева Мария - простоволосая?

Возникают вопросы:

- На стыке XVIII-XIX веков церковные каноны изменились настолько, что Богоматерь можно было писать без мафория?

- Икону написали для домовой церкви по указанию заказчика?

- Богородицей образ назвали позже, уже в советское время?

Я стала искать информацию, существует ли подобная иконография - Богородица с терновым венцом или Плач Девы Марии над терновым венцом и где она явилась. Поиск привёл к современному образу.

-3

Икона освящена в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре, создали её совсем недавно - в 2018 году. Источником иконы послужило полотно знаменитого художника-передвижника Николая Ярошенко "Мария с Терновым Венцом".

-4

Печальный лик Девы Марии склонён над терновым венцом. Она печальна и спокойна. Нет слёз, Богородица уже не в силах плакать слезы пересохли. . Все кончилось.
Картина написана в академической манере, но Ярошенко следует церковным канонам - голова Богородицы накрыта белым покрывалом, ноги босы. Образ сильный, всеобъемлющий - материнская скорбь переворачивает душу.

Картина хранится собрании Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии и чрезвычайно редко покидает его.

Образ Богородицы с Терновым Венцом очень необычный с редкой для церковной живописи иконографией. В некоторой степени я нашла ответы на свои вопросы. Узнала, что иконография с недавнего времени существует, что это не явленная, а написанная икона.

Но ответа на главный вопрос я не нашла - почему святая Мария Магдалина в русской иконографии превратилась в Деву Марию, хоть и с оговоркой, что икона написана с итальянской гравюры, изображающую святую Марию Магдалину?
Если вдруг я найду ответ на свой вопрос, непременно расскажу об этом.

Редких читателей своих редких статей приглашаю в телеграмм-канал. Там ежедневно делаю публикации об искусстве.
Мой канал в Телеграмм.