Лауреат трёх Сталинских премий Вера Фёдоровна Панова (1905-1973) известность получила в послевоенные годы. Многие произведения Пановой экранизированы, некоторые даже не по разу. Сейчас, кстати, Панову активно переиздают, что не может не радовать.
По отцу Вера Фёдоровна происходила из ростовской купеческой семьи, правда, Фёдору Ивановичу Панову, окончившему Московскую академию коммерческих наук, от наследства уже ничего не досталось, так как его мать, бабушка Веры, промотала огромное состояние всего за несколько лет.
Жили Пановы скромно. Фёдор Иванович работал бухгалтером в ростовском банке Общества взаимного кредита, его супруга служила в конторе аптекарской фирмы «Лемке и компания». После трагической гибели мужа мать тянула двоих детей - старшую Веру и младшего Лёню в одиночку, на скромную зарплату и пенсию из банка Фёдора Ивановича.
Тем не менее, Вера Фёдоровна училась в частной женской гимназии, пока та не закрылась в 1917 году, занималась самообразованием, и уже с четырнадцати лет подрабатывала репетиторством, готовя детей к школе. В 1922 году Вера стала помощницей районного организатора рабкоров газеты «Трудовой Дон», писала фельетоны для газеты «Советский юг», а с 1924 года работала секретарём редакции детской газеты «Ленинские внучата».
В 1934 году на волне репрессий из-за убийства Кирова второго супруга Веры Фёдоровны Бориса Вахтина уволили с должности секретаря в газете «Молот», исключили из ВКП(б) и приговорили к пяти годам лагерей за «активное участие в контрреволюционной группе». Должности в «Ленинских внучатах» лишилась и сама Панова. Устроившись на непродолжительное время корректором, вскоре лишилась и этой работы и вновь, как в юности, зарабатывала репетиторством.
Писать начала в 1938 году, после того, как мужа приговорили к расстрелу по новому приговору. Первым произведением стала трагедия в стихах «Мерседес», о Гражданской войне в Испании. К Всероссийскому конкурсу 1940 года Вера Фёдоровна написала пьесу «Старая Москва» и была удостоена премии. Пьесу хотели ставить театры в Москве и Ленинграде, но жене «врага народа» было запрещено жить в столицах, и Вере с помощью друзей удалось перебраться в Пушкин.
Во время войны по заданию редакции два месяца провела на санитарном поезде в качестве корреспондента, после чего была написана трогательная повесть «Спутники», трижды экранизированная. И, конечно, именно со «Спутников» я и хочу начать подборку произведений Веры Пановой:
СПУТНИКИ (1946)
Производственная повесть о буднях санитарного поезда и тех, кто с 1941-го по 1945-й вывозил раненых с фронта в тыловые госпитали. Комиссар Данилов, доктора Супругов и Белов, строгая хирургическая медсестра Юлия Дмитриевна, санитарка Леночка. Совершенно незнакомые, абсолютно разные люди, которые сосуществуют бок о бок в тесном пространстве. Готовят, стирают, убирают, лечат.
«Жертва приносится кому-нибудь, правда? Самому себе нельзя принести жертву. То, что вы называете жертвой, есть естественная функция народа, ваша функция, моя функция, девочек этих функция. Подвиг для нашего народа не жертва, а одно из его повседневных проявлений. Чтобы мы могли жить дальше, как советский народ, часть из нас должна, возможно, сегодня умереть».
Вера Панова
Экранизации:
- «Поезд милосердия», 1964 год, режиссер Искандер Хамраев
- «На всю оставшуюся жизнь», 1975 год, режиссер Пётр Фоменко
- «Спутники», 2015 год, режиссер Иван Шурховецкий
ЕВДОКИЯ (1944, в 1959 - вторая редакция)
«Евдокия», пожалуй, одно из моих любимых произведений Пановой. Концептуально это похоже на семейную сагу в миниатюре провинциального городка, где в очень сжатой форме показана история четырех поколений Чернышевых, которые изначально были Пирожковыми, по фамилии реальных прототипов. Мужа и жены, имена которых, как близнецы – Евдоким и Евдокия, и множества их детей. Приёмных. Интересно, что при всей «советскости» повести и свойственной этому периоду пропаганды, личность главной героини весьма скандальна. Ведь она изменяла своему мужу! Дерзко и с размахом. И замуж вышла не девушкой, и забеременела вне брака от любовника, и большую часть законной семейной жизни на красавчика Ахметку поглядывала, бегая на тайные свидания.
Тут вообще огромное поле для размышлений. И отношение Евдокима к «порченой» молодой жене (подсунули бракованный товар), и «взрощенные», выстраданные отношения между супругами, и постоянные пополнения – то одного ребенка подкинут, то пятого. И производственная линия, и бытовая, и смерть старшего Андрея, и война…
«Именно раем представлялась ему семейная жизнь: светлое место, где человек снимает тяжелые сапоги и передыхает после труда и битвы. Светлая, спокойная, разумная жена виделась ему — помощница и советчица; светлые, ласковые дети…
У его матери было детей одиннадцать душ. Чтобы за стол не садилось тринадцать человек, мать выписала из Кукуштана бабушку.».
Вера Панова
Экранизация: «Евдокия», 1961 год, режиссер Татьяна Лиознова
ВРЕМЕНА ГОДА (1953, в 1956 – вторая редакция)
Остросоциальный роман о небольшом пласте жизни страны (один год) эпохи начала 50-х. Небольшой провинциальный городок Энск готовится к встрече Нового года. Поиски ёлок, описания праздничных блюд (кое-что буквально поражает, учитывая время действия). В центре сюжета две семьи, которые волею судьбы оказываются прочно связаны.
Первая - председателя горисполкома Дорофеи Куприяновой, которая очень ждет, за стол под бой курантов придет и её любимчик – старший сын Геннадий, который вырос инфантильным эгоистом.
Вторая - директора завода Степана Борташевича, который когда-то по молодости мечтал быть честным и справедливым, но в силу положения вынужден перманентно врать и выкручиваться.
«Многие в последний час вспомнили, что забыли купить такие-то закуски и такие-то подарки, и кинулись исправлять свой промах. Повальный азарт приобретения: несут мандарины и яблоки в сетчатых сумках, свертки и бутылки, коробки с тортами и куклами, мячи, кульки конфет. И у кого-то в спешке прорвался кулек, и конфеты рассыпались по тротуару, и неудачник подбирает их, прижимая к груди остальные пакеты. И кто-то, вспотевший и задыхающийся, бегает из магазина в магазин, ища фаршированный перец, как будто от этого перца зависит его жизнь».
Вера Панова
Экранизация: «Високосный год», 1961 год, режиссер Анатолий Эфрос
СЕРЁЖА (1955)
Совсем небольшое произведение, рассчитанное на младших школьников, но это как раз тот случай, когда детские книги можно и нужно читать взрослым. Это мир, показанный глазами пятилетнего мальчика. Мир, трогательный до слёз.
1947 год, Марьяна, мама Серёжи, после гибели мужа на фронте, выходит замуж «за чужого человека» - директора совхоза «Ясный берег» Дмитрия Корнеевича Коростелёва. Теперь Дмитрий должен стать новым Серёжиным папой. Теперь Серёжа «обрастает» и другими новыми родственниками, по Коростелёвской линии.
Мальчик переживает потрясение за потрясением. Смерть прабабушки, рождение братика Алёши, который сейчас выглядит так себе, но по заверениям Дмитрия, «будет парень что надо», отъезд семьи в Холмогоры, куда его, старшего брата, пока не берут по причине слабого здоровья… «Ведь никогда нельзя знать точно, что они сейчас сделают».
«Сережа хотел бы ответить так: думай — не думай, плачь — не плачь, — это не имеет никакого смысла: вы, взрослые, все можете, вы запрещаете, вы разрешаете, дарите подарки и наказываете, и если вы сказали, что я должен остаться, вы меня все равно оставите, что бы я ни делал. Так он ответил бы, если бы умел. Чувство беспомощности перед огромной, безграничной властью взрослых навалилось на него…»
Вера Панова
Экранизация: «Серёжа», 1960 год, режиссеры Георгий Данелия и Игорь Таланкин
СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ РОМАН (1958)
Начало 1920-х. Комсомолец и молодой газетчик Шурка Севастьянов, как и его друзья, считает, что сентиментальность – признак мещанства. Мечты о красивых вещах – первостепенное зло. Романтика – пошлость. Любви – не существует. Есть дружба и половое влечение мужчины к женщине. Ну даже если вдруг и встречается, то это также пошло и по-мещански, как желание купить шелковые чулки. Шура намерен бороться с этим неправильным чувством во что бы то ни стало, но даже представить не может, как любовь изменит его жизнь…
«Ее благоговение благодаря Семке приняло гиперболические размеры. Прежде Илья был просто мужчина, для которого она покинула любимого папу-профессора, и любимую старую гувернантку, и весь круг своих друзей и своих уютных привычек; но ознакомившись по Семкиному настоянию с творениями, формирующими нашу идеологию, она себе составила болезненно преувеличенное понятие об Илье, об его роли и подвигах; окружила его неслыханным ореолом, — таковы были результаты ее чтений с Семкой, долженствовавших сделать из нее передовую женщину и борца. Так уж преломились эти чтения в ее неподготовленном мозгу».
Вера Панова
Экранизация: «Сентиментальный роман», 1976 год, режиссер Игорь Масленников