Найти в Дзене
Заметки краеведа.

По чему Соломахин решился на ночной штурм. «Чёртова высота»?

Верный анализ или авантюра? Из воспоминаний начальника инженерных войск Ленинградского фронта генерала Б.В. Бычевского. «…солдаты противника во время начала артподготовки отступали по ходам сообщений и оставляли свои передовые траншеи пустыми, а после того, как огонь переносился в глубь обороны, возвращались и встречали атакующих организованным огнём». Если читать «между строк». Немцы использовали стальные гофрированные листы для накрытия своих ходов сообщения и «лисьих нор». Это позволяло им скрытно организовывать оборону. Применение деревянных брёвен скрыть было трудно. Так же враг использовал характер местности. Например, река Нева с вражескими крутыми берегами и голой местностью перед высотой. В передовых траншеях было небольшое боевое охранение. («Здесь оказались только часовые». Боевые дела боевых людей. «…бодрствовали немногие, большинство спали. Солдаты и офицеры выскакивали в одном белье». Кавалер ордена Суворова.) Основные силы комфортно располагались в тылу. По всем наставле

Верный анализ или авантюра?

Из воспоминаний начальника инженерных войск Ленинградского фронта генерала Б.В. Бычевского.

«…солдаты противника во время начала артподготовки отступали по ходам сообщений и оставляли свои передовые траншеи пустыми, а после того, как огонь переносился в глубь обороны, возвращались и встречали атакующих организованным огнём».

Если читать «между строк».

Немцы использовали стальные гофрированные листы для накрытия своих ходов сообщения и «лисьих нор». Это позволяло им скрытно организовывать оборону. Применение деревянных брёвен скрыть было трудно. Так же враг использовал характер местности. Например, река Нева с вражескими крутыми берегами и голой местностью перед высотой. В передовых траншеях было небольшое боевое охранение. («Здесь оказались только часовые». Боевые дела боевых людей. «…бодрствовали немногие, большинство спали. Солдаты и офицеры выскакивали в одном белье». Кавалер ордена Суворова.) Основные силы комфортно располагались в тылу. По всем наставлениям для артиллерии нашей армии того времени первый удар наносился по переднему краю, а при начале штурма переносился в глубь обороны. Солдаты же врага успевали по ходам сообщения, вырытым в полный рост, перебежать в передовые окопы и организовать оборону. Практически без потерь.

Выбор тактики действия сапёров в наступлении начался ещё с декабря 1942 г.

Бычевский Б. В. «Город — фронт».

«…Мы считаем, товарищ командующий, что бойцы стрелковых подразделений сами должны овладеть приемами преодоления минных полей. Надо научить их этому. — Осаперить пехоту хотите? — подозрительно покосился на меня Говоров. А вот штаб инженерных войск Красной Армии делает нечто противоположное: формирует специальные штурмовые инженерно-саперные бригады…

… высший и старший командный состав 67-й армии и Военный совет фронта присутствовали на показном учении в батальоне Соломахина. По сигналу рота кинулась в атаку широкой цепью. Бойцы бросали боевые гранаты на имитационное минное поле, набрасывали на проволочные заграждения крючья и тянули их веревками, взрывая «сюрпризы». Из всей роты, по заключению контролеров, «подорвались» только четыре бойца».

Прорыв блокады. Когда штурмовые подразделения дивизии Борщёва раньше времени пошли в атаку (в штурмовых отрядах были саперы Соломахина), они чуть не попали под аккорды заключительного залпа «катюш».

Спасло то, что разлёт снарядов был большой, ударили подальше от берега, боясь сломать лёд на реке. Вот это то и дало нам время перебежать Неву и ворвутся, перебив малочисленное охранения, в передовые траншеи и там встретить бежавших немцев на отражение атаки. В суматохе боя и дивизия Симоника перескочила на другой берег практически без потерь. А сохраненные жизни солдат пригодились потом.

Кроме этого сапёры постоянно выполняли задачи под носом противника перед высотой и их редко обнаруживали.

«Фрицы выглядывают из траншей, — докладывал Ульянов, — а нас не видят. Смело можно действовать в нейтральной полосе, если не двигаться, когда светят ракеты».

Учтя все эти обстоятельства, проведя тренировки и было получено разрешение на штурм. Командование понимало, что при обнаружении потеряет один из самых дееспособных саперных батальонов.

В сентябрьских боях за овладением высоты, немцы усилии охранение переднего края и был успешно использован уже артиллерийский метод.

Из воспоминаний ветерана 124-й стрелковой дивизии В.М. Спиндлера. На одной из встреч ветеранов на Синявинских высотах он рассказал, что в январе 1944 года он первый обнаружил: «Когда мы вползли туда, мы увидели, что-немцев-то и нет. Мы походили по первой траншее, дошли до второй…». Фашисты не успели минировать и окопы были целыми. Его тогда очень поразило насколько всё было продумано и выполнено в инженерном отношении. Сколько бы ещё было потерь, при штурме.

Орденом Суворова III степени награждались командиры полков, батальонов и начальники штабов полков.

- за организацию боя и инициативу в выборе момента для смелой и стремительной атаки превосходящего по силе противника и уничтожение его;

- за упорство и полное противодействие наступлению превосходящих сил противника в удержании занимаемых рубежей, умелое противопоставление всех имеющихся средств борьбы и решительный переход в атаку.

Заслуженная награда командира 106-го инженерного батальона майора И.И. Соломахина.

-2

Интересно, зачем писал Бычевский?

-3

В статье использованы материалы из научно- популярного издания " Комбат И.И. Соломахин и 106 ОМИБ в битве за Ленинград. Событие и память" . Большое спасибо Павлу Георгиевичу Аппелю за книгу!