«Судьба по обмену» — это новый спектакль театра «Неформат» Михаила Барщевского. Авторы заявляют его в качестве триллера с элементами детектива и мистики. Ну если обратиться к Интернету, который знает все, то триллер – это произведение в кино. литературе или на сцене, которое должно вызывать у зрителей чувства тревожного ожидания, волнение и страх по поводу того, что же случится в следующей сцене. Мистика предполагает существование чего-то сверхъестественного, что должно усиливать эту тревожность, а детектив — свершение преступления и его расследование. В какой-то степени элементы всего этого есть в спектакле, но лишь элементы. Мистика — это обман, преступления — это финансовые мошенничества. Но так как все ясно, то расследование не требуется. И никаких тревог лично я не испытала, только любопытство.
Когда-то давным давно Вадим -успешный бизнесмен в настоящем посетил со своей подругой гадалку, которая предсказала ему смерть в 40 лет. И он в это поверил, хотя не сразу, а после того, как его подруга погибла тогда, когда ей предсказала гадалка. И вот молодой, талантливый и успешный человек вместо того, чтобы жить счастливо свои 40 лет, а может быть и все 100, захотел избежать этой судьбы.
Кинематограф особенно зарубежный переполнен картинами, в которых герои стремятся всеми силами избежать предсказанную им смерть. Даже не буду тут перечислять многочисленны названия. Поскольку все данные фильмы реально мистические, а не псевдо, как данный спектакль, то и окончательно избежать своей судьбы героям, как правило, не удается.
Мы же имеем дело с жизненной историей, в которой один закадычный друг всю жизнь обманывал другого, который на это раз решил очень по крупному обмануть своего приятеля, не забыв применить PR технологии и коньяк с галлюциногенами. Видимо, иначе нормальный человек не может поверить в мистику, даже если поверил в предсказание гадалки.
На сцене весь спектакль ( 1 час 20 минут) всего два актера:заслуженный артист РФ Вячеслав Манучаров (Макс) и Александр Чернявский (Влад). И весь спектакль они ведут беседу. Переходя от «распростертых дружеских объятий» и заверения в вечной дружбе через признание того, как они друг друга обманывали, в конечном итоге все завершается заранее спланированным обманом одного "друга" другим ради крупной суммы денег. Чего не сделаешь ради 600 млн долларов, ну кто-то услышал, что речь шла о 700 млн. долларов. А по мне так и вовсе о миллиарде... Вообще женщины, секс, власть и богатство — это вечные двигатели мужских поступков, а тут фактически речь идет обо всем сразу.
Так почему же судьба по обмену? Владу, которому гадалка предсказала, что у него все будет: карьера, деньги, любимая женщина, но он умрет в 40 лет захотелось избежать этого. Он решил почти все отдать своему закадычному другу Максу (ну кроме денег): должность генерального директора с большой зарплатой в своей фирме, свою любимую женщину в жены и ждать, что в 40 лет умрет не он, а его друг Макс. И тогда он все себе заберет окончательно и фирму (хотя она итак его), жену, которая итак стала его любовницей и матерью его детей.
Кто бы стал отказываться от счастья ради такой перспективы через 20 лет? Кстати, в мистических триллерах, в которых герои пытаются избежать предсказанную смерть, смерть их ждет через час, день или неделю, а не через 20 лет. Тут действительно задергаешься.
В мистический элемент спектакля не очень верится весь спектакль, хотя Макс постарался все обставить весьма театрально, чтобы одурачить своего друга: даже объявление на телевидении о своей смерти оплатил. Более мистическим выглядят другие персонажи спектакля, показанные нам на экране – гадалка (Роза Хайруллина), супруга Макса и любовница Влада в одном лице (Ольга Купрыгина). Стройная сексуальная красотка в алом платье Ольга Купрыгина смотрится той самой ради которой можно не только обобрать своего «друга», но и убить, а уж простить ее за измену просто. Так и хочется ее изображение поставить в центр афиши спектакля.
Спектакль смотрится с интересом. И интрига тут безусловно присутствует, хотя не мистическая. В то, время как Влад обманывал много лет Макса, Макс не только все знал, но выжидал. Он ждал эту дату — 40-летие друга, чтобы все отнять и отомстить. Он даже подсчитал. сколько денег фирмы присвоил Влад.
Кстати, авторы пьесы Михаил Барщевский и Павел Степанов выбрали в качестве часа «Ч» именно 40-летие героя не просто так. Видимо, чтобы усилить мистический аспект.. В последнее время суеверие о том, что 40 лет нельзя праздновать стало чуть ли не повальным. И герой его тоже не празднует, а пьет в одиночестве в своем особняке. В наше время все праздновали без каких-либо суеверий.
Вывод напрашивается сам собой. Не ходите к гадалкам и у вас такой ситуации не будет. Просто любите и живите своей жизнью.
Да...По-поводу, друзей. В бизнесе друзей не может быть. Дружба заканчивается там, где начинаются большие деньги, хотя иногда и маленьких достаточно, чтобы потерять друга.
Спектакль стоит посмотреть по двум причинам, он иронизирует по-поводу веры в предсказания и гадалок и второе он снимает маску с так называемого друга. Стоит посмотреть вокруг себя, может быть и у вас есть такие же ряженные. Ну а если к актуальности добавить интересные повороты в пьесе и хорошую игру актеров, то вопросов не остается смотреть или не смотреть.
Людмила Шерова
Фото с сайта театра и из открытых источников Интернета.