Добрый день, дорогие друзья!
И сегодняшний материал (а это рецензия на фильм, если что) пойдёт в раздел "На вечерок — ок". И я хочу поделиться с вами впечатлениями от просмотра отменной трэшатины. Причём проект весьма противоречив, потому что местами он реально хорош, а местами плох до безобразия. Да, речь пойдёт о картине "Первобытная война". И если вам по душе фильмы категории "Б" или независимые картины, снятые по сути за смешные деньги, то данный проект не оставит вас равнодушным. Прочим же искушённым зрителям рекомендовать такое категорически не могу. Но чем фильм подкупил именно меня?
Во-первых, моей любимой концепцией в жанре боевой фантастики. Отряд спецназа отправляется на загадочное задание и там сталкивается с некими тварями. Это и "Чужие", и "Doom", и даже отечественная "Кольская сверхглубокая" (хоть у неё и не получилось, но мы же говорим о концепции в целом). Итак, у нас тут отряд разведки США в 1968 году во время войны во Вьетнаме. И да, они отправляются разузнать, куда пропал отряд "зелёных беретов". Идеальная завязка. Что ещё надо для счастья?
Во-вторых, у нас тут вертолёты и рок-н-ролл.
В-третьих — динозавры! Бинго! Комбо! Заверните три!
Итак, давайте разбираться, что авторам сего шедевра удалось, а что нет. Скажу честно, мне фильм понравился. Тут надо понимать, что обычно я смотрю нечто подобное в конце трудовой недели, чтобы расслабить мозг и ни о чём не думать. Идеальное кино. От него ничего не ждёшь и оказываешься приятно удивлён отдельными сценами.
Во время просмотра (и вступительных титров) у меня сложилось стойкое впечатление, что это кто-то, кто явно фанател по динозаврам и Вьетнамской кампании, дорвался до денег и просто снял "картину мечты". Вот не покидало меня такое стойкое ощущение. Окончив просмотр, я всё же полез в интернет и узнал, что оказался почти прав!
Итак, бюджет ленты — всего семь млн долларов. Семь! К этому ещё вернёмся.
Первый факт. Снял картину некто Люк Спарк. Он же выступает сценаристом, монтажёром, художником. Даже киностудия названа в его честь — "Спарк филмз", и это о многом говорит.
Второй факт. Перед нами не что иное, как экранизация романа Итана Петтуса "Первобытная война". Оказывается, она вышла в 2017 году аж в четырёх томах, и это, как я понял, экранизация первого. К слову, Итан Петтус числится соавтором сценария. И в книге тоже американские солдаты сражаются с динозаврами во Вьетнаме. Логично же.
Многие скажут: "Это же бред, а не сюжет?" Ну да. А генномодифицированный динозавр, который вырвался из лаборатории потому что под дверь засосало обёртку от "Сникерса", разве не бред? Да, "Мир юрского периода: Возрождение"? Не знаю как вам, а лично для моего восприятия эти фильмы оказались почти равнозначными. Бесполезная жевачка для мозгов, только "Первобытная война" при этом умудрилась удивить несколькими сильными плюсами при условии бюджета в семь лямов!
Итак, плюсы:
Очень много натурной съёмки и заморочек авторов за декорации. Уж не знаю, настоящий ли в кадре танк армии США ("Паттон", кажется, не силён в этом вопросе), но он фактурный. Не CGI. Мешки с песком, хижины, амуниция тех лет, оружие базы, экипировка, посадочные площадки, журналы, быт палаток воссозданы весьма неплохо для моего профанского мнения. Танк, к слову, может и муляж, но очень талантливо сделанный. Видно, что это не "зелёная тряпка", где потом всё нарисовали. Хотя CGI будет очень много. Потому что сам Люк Спарк, помимо прочего, — мастер по визуальным эффектам, и, как пишут в интернете, лично искал фрилансеров, готовых делать эффекты в соотношении "цена-качество", экономя бюджет.
Второй плюс — это, собственно, CGI. А он местами хорош! В ночных сценах и на некоторых крупных планах вообще забываешь, что именно ты смотришь — трэш за семь миллионов или блокбастер со Скарлетт Йоханссон. Я серьёзно. Не всегда, но такие моменты есть. Особенно когда динозавр в ночи лакомится головушкой нерадивого бойца, подкравшись сзади. Или мерзкая (хм, в хорошем смысле, в плане эффектов и погружения) сцена, как какой-то полупернатый ящер потрошит ещё более нерадивого разведчика армии США. Брррр, мурашки по коже. Реально сильная сцена. Гадкая. Фуууууу, дайте три!
Отдельно я бы вынес грим. Там есть персонаж-женщина, скажем так, наркоманка. И когда у неё начинается ломка, гримёры поработали на все сто! Бледность, синяки под глазами, потливость. Плюс актёрская игра — верю, верю. Особенно для трэша за небольшие деньги. Достойно.
Неоднозначные стороны:
Ну вот, плюсы закончились, но! Вы думаете, перейдём к минусам? А вот и нет. Минус есть, один и большой, и о нём поговорим в конце. А сейчас взглянем на неоднозначные стороны фильма, которые возникли в силу малого бюджета. И все они, к сожалению, будут граничить с плюсами фильма. Прямо по порядку и пойдём.
Реквизит и детали. Наряду с достоверно воссозданными укреплениями, базами, "Паттоном" и даже вреальным вертолётом (мне показалось, такой был: были CGI неплохие, почти не бросающиеся в глаза, и был реальный) — столь же бестолковый реквизит бойцов Вьетнама. Такое чувство, что их всех одели в комбинезон слесаря, дали пробковый шлем со звездой и выпустили в поле. Абсолютно непонятно. Русские — ещё хуже. Да тут есть русские, куда же без них. Впрочем, исторической справедливости ради замечу, что злой русский генерал упоминает поставленные СССР ЗРК (типа это он их притащил), посредством чего и будут сбиваться самолёты янки, что действительно соответствует историческим фактам, во многом определившим бегство бравых вояк США из разорённой ими же страны. Классика. Так что плюс за попытку интересно обыграть исторический факт. Но сам генерал — это клоун. Не знаю, в каком клюквенном бреду придумывали его форму… Это больше похоже на форму Саши Барон Коэна из фильма "Диктатор". В общем, клюква развешена под конец фильма густая и огромная. Размером с яблоко.
Тут же заброшенная база "плохих русских" снята вообще на какой-то заросшей заброшке непонятного назначения. С одним столом и стулом в центре комнаты. Даже не старались. Труба адронного коллайдера (да-да, тут есть и такое) — вообще подвал какой-то котельной. И это очень странно.
Далее. CGI, сколь он хорош местами (даже удивляешься качеству для данного сегмента), столь же местами плох. Вот только что была приемлемая моделька динозавра, поймавшего под водой крокодила и пожирающего его. И вот — убогое компьютерное чудовище еле щерится пастью, даже не попадая лапами в поверхность грунта. Экономили.
Отдельное безумие — это оружие! Вы же знаете, Антоха Игроед — тот ещё инфантильный милитарист (увлечение оружием без стремления причинить кому-либо вред, просто пушки как эстетика). Так вот, в начале фильма загадочный динозавр бежит на очередь М-60 и, разумеется, добегает до пулемётчика. Крик. Затемнение. (А далее рок-н-ролл и вертолёты. Хотел сказать, уж чего-чего, а это американцы умеют снимать, но фильм-то австралийский. Но не суть. Австралийцы тоже умеют, как выяснилось.) И я такой: "Понятно всё, оружие опять бесполезное…" Но! Вот огромный тиранозавр бежит на вояку, и тот вскидывает М-16 и тра-та-та ему по морде. Вау! Пули вгрызаются в пасть монстра, летит кровь, и ящер от боли убегает. Офигеть! Следующая сцена. По тиранозавру лупит батальон автоматчиков — тому пофиг, продолжает бесчинства. И так весь фильм. Только что очереди срезали кучу ящеров, и вот уже не наносят никакого урона. Вот летит птеродактиль (или нечто похожее), по нему лупят из АК, и мы видим, как пули рвут перепончатую бестию в клочья. Но вот монтажная склейка, и два несчастных актёра бестолково трясут реквизитом, изображая стрельбу (у АК даже затвор не ходит и гильзы не летят), и птеродактилю, стоящему в метре от них, — вообще наплевать! Фильм — просто взрыв мозга!
Но есть один аспект, в котором фильм точно переплюнул "Мир юрского периода: Возрождение". Это статисты. Вам чем-нибудь запомнились статисты, пожираемые ящерами в фильме со Скарлетт Йоханссон? Нет? Вот и мне нет. А здесь весь отряд будет "раскрыт". Персонажи, хоть и шаблонные, но всё же хоть чем-то выделяются и запоминаются. Как, впрочем, идеально ровными белыми зубами и силиконовой грудью. Ничего против не имею, все мы стремимся к красоте, но лучше избегать планов, когда сильно видно, что это не 1968 год. С другой стороны, фильм за семь миллионов, чего я придираюсь! Логично? Да.
Актёрская игра. Она здесь… Хм, на уровне категории "Б". Единственное что — актёр на роли командира разведчиков местами недоигрывает. Причём у него хороший типаж: пока он бегает с эмкой по джунглям — вполне. Но некоторые эмоциональные сцены выглядят топорно. Не знаю почему. Может, режиссёр с ним недоработал, ведь многое у дядьки получается.
Минус!
Сюжет. Уж не знаю, как там в оригинальной книге в четырёх томах, но здесь, помимо озорного фанового мочилова в джунглях с динозаврами, попытались налить драмы суровой войны (которая в этот жанр и в эту концепцию не лезет от слова "совсем"). Тут и потеря родных, и флешбэки о зачистке деревни, якобы помогающей "Чарли", терзающие память вроде бы порядочного солдата, но вынужденного делать это, потому что приказ есть приказ. И всё это показано мельком и не работает от слова "совсем". Ну и клюква, клюква, клюква. Куда уж без неё.
Итоговый вердикт:
Я посмеялся, не пожалел, что глянул. Рекомендовать не буду. На ваш страх и риск. Фильм недорогой, но местами удивляет как в хорошем, так и в плохом смысле. Но даже не это вердикт. Вердикт таков: что мешает нашему кинематографу не бояться на "серьёзных щах" пробовать себя на этом поприще? Почему у нас нет вот этого пласта боевиков категории "Б", за исключением редких попыток, будь то "Кома" или "Аванпост", которые я по-своему люблю? "Кома" — искренне хорошая попытка, а "Аванпост" — просто за то, что старался. Вот этой трэшовой ереси без претензии на "ответ Голливуду", а просто с душой и ради веселья, при этом максимально хорошо за свои деньги. Почему бы и не снять боевик про то, как бойцы ВДВ схлестнулись с динозаврами в Афганистане? Причём западные трэшеделы не брезгуют этими сюжетами. Там уже были и пришельцы, и зомби, и неведомые демоны… Нам нужно такое кино, я так считаю.
А что вы думаете о фильме "Первобытная война"? Может, и книгу читали? Расскажите тогда в комментариях, чем там это всё кончилось!