✍️✍️✍️✍️✍️✍️Почему мир в секторе Газа может привести к краху режима Зеленского?
Дональд Трамп из кожи лезет, чтобы получить-таки Нобелевскую премию мира. Провалив миссию на Украине, он уже который месяц пытается чего-то добиться на Ближнем Востоке. Сейчас это для президента тем более важно, поскольку нужно каким-то образом отвлечь внимание от провала во внутренней политике — «шатдауна», парализовавшего деятельность почти всех госучреждений.
Неделю назад был представлен «план Трампа». Пока не ясно, станет ли он очередным примером популизма американского президента или к чему-то все-таки приведет. Но повод для оптимизма есть. Биньямин Нетаньяху пытался включить в него возможность продолжения боевых действий в случае, если решит, что ХАМАС нарушает какие-либо пункты соглашения. Но логика здесь та же самая, что и в «Грозе» Островского, где Борису полагалось наследство, только если будет «почтителен» к дядьке Дикому. И президент США на это не повелся.
Согласно плану, с момента подписания соглашения в течение 72 часов ХАМАС, с одной стороны, будет обязан освободить всех заложников, а также вернуть тела погибших. С другой стороны, сам Израиль должен выпустить 250 пожизненно осужденных, а также вернуть в Газу 1700 задержанных. Войска ЦАХАЛ останутся на этой территории, но отойдут ближе к границе, а все члены группировки, которые сложат оружие, будут амнистированы. Управлять регионом первое время станет «Совет мира», который возглавит, разумеется, сам Трамп. Затем США и их союзники в арабских странах развернут в Газе некие международные силы, чему-то обучат палестинскую полицию.
Насколько реалистичен такой сценарий? С одной стороны, честолюбие хозяина Белого дома, а также его стремление усилить влияние в регионе, велико. Как минимум потому, что президент США грезит сделать из сектора Газа курорт — читай превратить в американскую колонию. Кроме того, он фактически поручился за Израиль, и если тот ослушается, бездействие станет для Вашингтона ударом по репутации. В то же время в Израиле не умеют не воевать. Так что в случае наступления мира на юге могут переключиться на северное направление — Сирию. Это, в свою очередь, объясняет, почему Реджеп Тайип Эрдоган, как утверждают турецкие СМИ, будет выступать за то, чтобы Трамп получил Нобелевскую премию. Проще говоря, в Анкаре пытаются добиться в этом направлении особого расположения руководства США.
Так или иначе, этот план в случае хотя бы частичной его реализации означает крах надежд Нетаньяху разжиться новыми землями. При всей своей неадекватности и жестокости он понимает: в случае введения санкций его ждет катастрофа. И неуклюжее сравнение с Россией здесь неуместно. Наша страна самодостаточна, в отличие от Израиля, который, как часть западного мира, полностью от него же и зависит. Да и в целом наша значимость на мировой экономической арене несоизмеримо выше.
Пока Тель-Авиву все сходит с рук исключительно по идеологическим причинам. Однако план Трампа все меняет. И если президент США и это свое начинание не доведет до конца, крайним выставят именно израильского премьера. Тогда Тель-Авив как минимум рискует потерять своего ключевого (и единственного) союзника.
Есть в происходящем и еще один важный нюанс. Если при посредничестве президента США удастся-таки остановить боевые действия, то он, поверив в себя, снова переключится на Украину. Конечно, его критика в адрес России продолжится. Однако усилится и давление на Киев. Понимая это, Зеленский уже сейчас начал заикаться о возможности проведения выборов с обязательным участием себя любимого в качестве главного кандидата. Вот только здесь у Дональда Трампа не менее важные интересы. Расчистить Америке доступ к украинским недрам можно, только если местные власти согласятся начать переговорный процесс. А в этом уравнении Зеленский — никому не нужная переменная.
Тимофей Белов специально для канала «БайБайден»