Нефтяные доходы бюджета падают. Что будет дальше?
По итогам сентября нефтегазовые доходы бюджета оказались ниже прошлогоднего уровня почти на 32%, а суммарно за 9 месяцев на 21% меньше (6,6 трлн против 8,3 трлн рублей). Такие предварительные данные привел Минфин.
С мая этого года, по-видимому, поступления из отрасли в казну вышли на новый средний уровень, принося по основной доходной статье - налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с нефти - 500-600 млрд рублей в месяц. Снижение поступлений по НДПИ - главная причина уменьшения доходов бюджета из нефтегазовой отрасли.
Минфин изначально планировал получить в 2025 году с нефти и газа 10,9 трлн рублей, но с учетом новых макроэкономических условий прогноз был скорректирован до 8,65 трлн рублей, то есть не хватает 2,05 трлн рублей. Осталось еще два месяца (январские выплаты за декабрь будут учитываться уже в следующем году).
Читайте также:
Россия и другие страны ОПЕК+ в ноябре увеличат добычу нефти. Как это скажется на рынке
В сентябре этого года совокупные нефтегазовые доходы с учетом всех обратных выплат из бюджета в отрасль составили 582,5 млрд рублей, в августе - 505 млрд рублей. Но в октябре за сентябрь нефтяниками будет выплачиваться налог на добавленный доход (НДД) за третий квартал. Эти выплаты значительно увеличивают объем поступлений за месяц.
Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться
По оценке главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, НДД в октябре можно ожидать в размере 300-350 млрд рублей. А в целом за год нефтегазовые доходы составят 8,3-8,4 трлн рублей, то есть незначительно ниже запланированных.
Схожие ожидания у автора Telegram-канала "Высокое напряжение" Кирилла Родионова. Он считает, что бюджет в октябре получит по НДД примерно столько же, сколько получил в июле, то есть около 300 млрд рублей. А отклонение за год от запланированных Минфином поступлений из отрасли будет совсем небольшим.
Эксперты ожидают, что нефтегазовые доходы бюджета за этот год будут близки к запланированным
По мнению аналитика ФГ "Финам" Николая Дудченко, до конца года бюджет получит еще порядка 1,5-2,5 трлн рублей. Итоговая цифра будет близка к плановому показателю.
Симонов обращает внимание, что в отличие от периода с мая по август, когда в казну из нефтегаза собиралось чуть менее ожидаемого базового объема налогов, в сентябре базовый уровень был превышен. Незначительно, но все же на 7 млрд рублей. Это произошло, по-видимому, за счет сокращения выплат нефтяникам по демпферу (компенсации из бюджета нефтяным компаниям за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных). В августе демпфер по бензину обнулился (превысил на бирже предельную среднюю цену), и поэтому в сентябре нефтяники получили выплаты только за дизельное топливо (ДТ). Сумма выплат по демпферу сократилась с 80,4 млрд рублей в августе (за июль) до 30,5 млрд в сентябре. Эксперт не исключает, что с выплатами за сентябрь (в октябре) произойдет та же история.
Читайте также:
Силуанов: Минфин закладывает в бюджет снижение зависимости от нефти и газа
К этому можно добавить, что если для бюджета снижение расходов - несомненный плюс, то для топливного рынка в обнулении демпфера ничего хорошего нет. Это гарантированный рост цен, сначала в опте, а потом в рознице.
Но вернемся к бюджету. Почему роста доходов не ждут ни в Минфине, ни эксперты? По словам Симонова, на доходы нашего бюджета влияют дешевая нефть, крепкий рубль и санкции. НДПИ платится с объемов добычи нефти по ее цене в долларах в пересчете в рубли по курсу ЦБ. По данным Минэкономразвития, средний уровень цены нашей нефти Urals за сентябрь 2025 года - 56,82 доллара за баррель, за август было 57,55 доллара за баррель. В октябре пока стоимость нашей нефти даже ниже сентябрьских значений. Если использовать последние данные ценового агентства Argus, сейчас цена Urals составляет 53 долл. за баррель, а второго по значимости сорта ESPO - около 59 долл. за баррель. Для налоговых выплат используются котировки двух этих сортов с коэффициентом 0,78 и 0,22 соответственно.
Родионов считает, что в последнем квартале 2025 года средняя цена Brent будет балансировать вблизи отметки 65 долларов за баррель, соответственно с учетом дисконта наша нефть будет стоить в районе 53 долларов за баррель. В следующем году эксперт ждет, что средняя цена Brent уйдет в район 60 долларов за баррель.
Более оптимистичен Дудченко. Потенциал дальнейшего укрепления курса рубля ограничен, полагает он, и ближе к концу года возможно ослабление курса до 90 рублей за доллар. А вот цены на нефть марки Brent в остаток года могут вырасти до 69-70 долларов за баррель, что более оптимистично рыночных ожиданий.
Читайте также:
Правительство до конца года запретило экспорт бензина. Поможет ли это остановить рост цен?
Симонов не берется предсказывать будущие цены на нефть, поскольку они будут зависеть главным образом от геополитики и действий президента США Дональда Трампа. Но эксперт уверен, что главным драйвером для роста налоговых поступлений в бюджет из нефтегаза, а в следующем году ожидается уже 8,9 трлн рублей, станет ослабление рубля. Все - и банкиры, и промышленники - говорят о том, что такой курс рубля не соответствует интересам российской экономики.
Схожий взгляд у Дудченко. В следующем году план по нефтегазовым доходам составляет 8,9 трлн рублей, это 22,1% от общих доходов бюджета против 23,3% в текущем году. Несмотря на то что в абсолютных величинах поступления из отрасли растут, в процентном выражении по отношению к общим доходам бюджета они сокращаются. В законопроекте Минфина на основе прогнозов социально-экономического развития РФ учитывается как рост экспортной цены на российскую нефть до 59 долларов за баррель, так и ослабление курса российской национальной валюты. Но скорее всего рост в первую очередь будет обусловлен перспективами ослабления рубля, так как в следующем году средние цены на нефть на мировых площадках, по всей видимости, продолжат снижаться, считает Дудченко.
Еще один фактор, который будет играть за увеличение доходов бюджета России из нефтяной отрасли, - постепенный рост добычи в рамках сделки ОПЕК+. Но Родионов призывает не переоценивать это влияние, по крайней мере в оставшиеся месяцы 2025 года. Он приводит оценку Международного энергетического агентства (МЭА), согласно которой технический потенциал роста добычи за 90 дней в России составляет всего 120 тысяч баррель нефти в сутки, то есть соответственно Россия сможет добывать 9,4 баррелей нефти в сутки в сравнении с текущими 9,28 баррелей. По квотам ОПЕК+ мы уже в ноябре, то есть через 24 дня, могли бы добывать 9,5 млн баррелей в сутки (с учетом компенсаций за ранее превышенные объемы добычи).
Читайте также:
Глава ФНЭБ Симонов: ОПЕК+ рискует, увеличивая добычу, хотя делает это аккуратно
При этом Родионов не исключает возможности возобновления транзита российского газа через Украину, что может принести в бюджет дополнительные средства с добычи и экспорта газа. Этот фактор может поддержать поступления в бюджет, хотя, конечно, не будет определяющим. Роль газовой отрасли всегда невелика в сравнении с нефтяной в структуре нефтегазовых доходов, уточняет эксперт.
Как замечает Симонов, правительство нам говорит, что идет снижение доли нефтегазовых доходов в бюджете, и это отражает структурные изменения в нашей экономике. То есть нужно уже отвыкать смотреть на цифры прихода денег из отрасли. Ждать чудес от нефтянки сейчас не приходится, на нее идет колоссальное давление извне и затрагивает не только наши компании, но и весь мировой рынок. И в этом плане хорошо, что правительство при планировании бюджетных доходов перестало давать завышенные планы нефтяникам, рассчитывая на то, что "они вывезут".
Автор: Сергей Тихонов