Любую тему про Royal Worcester стоит начинать с того, что правильно говорить «Роял Вустер», а не «Роял Ворчестер». Это левиОса, а не левиосА.
Фабрика плодовитая, известная и шикарная. Общую историю предприятия вполне можно посмотреть на любом сайте о фарфоре. Что касается конкретно этого напёрстка, то в анналы международного Клуба Коллекционеров Наперстков (Thimble Collector’s Club) он почему-то внесён под названием Finger and thumb (досл. «Палец и большой палец»), хотя в архивах Royal Worcester этот узор записан как Grainger Imari. Слово имари всем любителям фарфора знакомо, это общее название всего экспортного фарфора по названию японского порта Имари, из которого с 1616 года посуду отгружали на отправку в Европу. Позднее «имари» стали называть и европейский фарфор, расписанный в аналогичном стиле.
Кто же такой Грейнджер? Нет, не родственник Гермионы, которую я цитировала выше.
Томас Грейнджер (1783-1839) был учеником ведущего художника на фабрике Chamberlains в городе Вустер (помимо того, что он был ещё и внуком Ричарда Чамберлена, основателя фабрики). В 1801 году вместе с Джоном Вудом (John Wood) он открыл предприятие по росписи готовых форм с других фабрик. К 1804 году партнёры преуспели настолько, что смогли позволить себе печатать регулярные объявления в местных газетах, а в 1806 году открыли магазин на одной из центральных улиц Вустера.
В 1807 году предприятие Grainger & Wood начало производство собственного фарфора, который быстро завоевал популярность благодаря как качеству посуды, так и пышности росписи в стиле имари. На крупных чашках и вазах с большими участками плоских поверхностей писали фрукты, цветы и пейзажи по моде той эпохи. Фабрика представляла серьезную конкуренцию уже работавшим в городе заводам Chamberlain и Barr, Flight & Barr.
После смерти Томаса Грейнджера в 1839 году предприятие возглавил его сын Джордж, который блестяще ввел фабрику в эпоху рококо. Этот период у завода George Grainger & Co характеризуется экстравагантными формами, яркой цветовой палитрой и обилием золота. Кроме того, глава предприятия шел навстречу желаниям новых богатых клиентов - в ассортименте появились золоченый кафель для каминов, статуэтки из бисквитного фарфора и фарфоровые ручки для мебели. Вдобавок, эксперименты по созданию фарфора для химических лабораторий и прочного фарфора ironstone были весьма удачны.
После Джорджа в 1899 году бизнес был продан компании Royal Worcester, которая закрыла завод в 1902 году, но продолжила использовать формы и росписи George Grainger & Co «до 21 века» - как скромно пишет сайт музея Royal Worcester.
В 1979-1984-х годах в память о семейном предприятии Грейнджеров возобновили производство многих их узоров на посуде Royal Worcester. А в 1991 году клуб ТСС заказал напёрсток Finger and Thumb в память об этом талантливом художнике. Но почему-то на деколь под этим названием попал дизайн Grainger Imari, который появился чуть позже, примерно в 1810-х гг.
А подлинный Thumb and Finger (даже слова должны быть правильно в другом порядке) выглядит вот так. Номер 276 в книге дизайнов, кстати. Выпускался с 1800-х гг.
«Где пальцы?» - спросит внимательный читатель. А вот же они. Вот эти странноватые синие пятна, которые изначально вероятно символизировали некие стилизованные водные пейзажи или вообще тени. Из-за того, что они похожи на фрагмент руки, весь дизайн в японском стиле стали назвать Thumb and Finger - «Большой палец и палец».
А на наперстке из странной «Исторической коллекции» от Royal Worcester этот дизайн выглядит вот так. Идея с «пальцами» убита исполнением, это просто пятна. Про то, что деколь с дизайном нанесли даже не на вустерский напёрсток, а на обычный стаффордширский, причем не самого высокого качества, вообще промолчу.
И подобной путаницы в мире фарфоровых наперстков, к сожалению, не так уж мало. Хотя мне непонятно, как можно было перепутать один из самых популярных на все времена дизайнов на английском фарфоре? Тем более, работая в сотрудничестве с представителями фабрики.
Чтобы сразу закрыть тему с дизайнами Грейнджера на наперстках вот ещё парочка из «Исторической коллекции Вустера» - Grainger Gold и (па-бааам!) Grainger Imari.
«Золотой от Грейнджера» имеет лишь одно воплощение, причем современное ничем не отличается от исторического - это молочник в музее Вустера и молочник, произведенный в рамках воссоздания исторических дизайнов компании на молочниках. Хотя в сертификате к наперстку указано, что этот дизайн производился на фабрике с 1815 года. Однако найти какие-то ещё варианты посуды с таким же узором не представляется возможным. Напёрсток снова стаффордширский.
А вот ещё один «Имари Грейнджера» на наперстке вдохновлен (по данным сертификата) чайным сервизом, производившимся на фабрике Грейнджера в 1820-15-х гг., а сейчас фрагменты этого сервиза хранятся в музее Дайсона Перринса (ныне музей Роял Вустер на территории бывшей фабрики). Напёрсток снова стаффордширский.
Найти источник вдохновения для этого наперстка не получилось. Возможно, архивы и запасники фабрики Royal Worcester хранят какие-то предметы с этим дизайном. Я даже не знаю, как прокомментировать все четыре наперстка от RW, когда они в одном кадре… Явно не лучшее качество исполнения для таких значимых дизайнов в истории английского фарфора. Благодарить ли Тима Вестбрука, представителя фабрики Royal Worcester, и Ринальду Уард, представителя Compton&Woodhouse, подписавших сертификаты к этим образчикам вустерского фарфора. Но на фото лишь 1 напёрсток из 4 выполнен на подлинной вустерской форме. Сможете угадать, какой?