Найти в Дзене

Палец и большой палец Royal Worcester

Любую тему про Royal Worcester стоит начинать с того, что правильно говорить «Роял Вустер», а не «Роял Ворчестер». Это левиОса, а не левиосА.

Фото из моей коллекции
Фото из моей коллекции

Фабрика плодовитая, известная и шикарная. Общую историю предприятия вполне можно посмотреть на любом сайте о фарфоре. Что касается конкретно этого напёрстка, то в анналы международного Клуба Коллекционеров Наперстков (Thimble Collector’s Club) он почему-то внесён под названием Finger and thumb (досл. «Палец и большой палец»), хотя в архивах Royal Worcester этот узор записан как Grainger Imari. Слово имари всем любителям фарфора знакомо, это общее название всего экспортного фарфора по названию японского порта Имари, из которого с 1616 года посуду отгружали на отправку в Европу. Позднее «имари» стали называть и европейский фарфор, расписанный в аналогичном стиле. 

Кто же такой Грейнджер? Нет, не родственник Гермионы, которую я цитировала выше. 

Томас Грейнджер (1783-1839) был учеником ведущего художника на фабрике Chamberlains в городе Вустер (помимо того, что он был ещё и внуком Ричарда Чамберлена, основателя фабрики). В 1801 году вместе с Джоном Вудом (John Wood) он открыл предприятие по росписи готовых форм с других фабрик. К 1804 году партнёры преуспели настолько, что смогли позволить себе печатать регулярные объявления в местных газетах, а в 1806 году открыли магазин на одной из центральных улиц Вустера.

Джордж Грейнджер на фоне магазина товаров Grainger & Co, фото с сайта museumofroyalworcester
Джордж Грейнджер на фоне магазина товаров Grainger & Co, фото с сайта museumofroyalworcester

В 1807 году предприятие Grainger & Wood начало производство собственного фарфора, который быстро завоевал популярность благодаря как качеству посуды, так и пышности росписи в стиле имари. На крупных чашках и вазах с большими участками плоских поверхностей писали фрукты, цветы и пейзажи по моде той эпохи. Фабрика представляла серьезную конкуренцию уже работавшим в городе заводам Chamberlain и Barr, Flight & Barr.

Чашка Grainger & Co с ручной росписью «Вид на Вустер», фото с сайта antiquesatlas
Чашка Grainger & Co с ручной росписью «Вид на Вустер», фото с сайта antiquesatlas

После смерти Томаса Грейнджера в 1839 году предприятие возглавил его сын Джордж, который блестяще ввел фабрику в эпоху рококо. Этот период у завода George Grainger & Co характеризуется экстравагантными формами, яркой цветовой палитрой и обилием золота. Кроме того, глава предприятия шел навстречу желаниям новых богатых клиентов - в ассортименте появились золоченый кафель для каминов, статуэтки из бисквитного фарфора и фарфоровые ручки для мебели. Вдобавок, эксперименты по созданию фарфора для химических лабораторий и прочного фарфора ironstone были весьма удачны.

Тарелка Grainger & Co, 1835 год. Фото с сайта antiquesatlas
Тарелка Grainger & Co, 1835 год. Фото с сайта antiquesatlas

После Джорджа в 1899 году бизнес был продан компании Royal Worcester, которая закрыла завод в 1902 году, но продолжила использовать формы и росписи George Grainger & Co «до 21 века» - как скромно пишет сайт музея Royal Worcester.  

Джордж Грейнджер, фото с сайта museumofroyalworcester
Джордж Грейнджер, фото с сайта museumofroyalworcester

В 1979-1984-х годах в память о семейном предприятии Грейнджеров возобновили производство многих их узоров на посуде Royal Worcester. А в 1991 году клуб ТСС заказал напёрсток Finger and Thumb в память об этом талантливом художнике. Но почему-то на деколь под этим названием попал дизайн Grainger Imari, который появился чуть позже, примерно в 1810-х гг. 

Соусник из ассортимента товаров Royal Worcester, 1980-е гг., дизайн Grainger Imari, фото с сайта eBay
Соусник из ассортимента товаров Royal Worcester, 1980-е гг., дизайн Grainger Imari, фото с сайта eBay

А подлинный Thumb and Finger (даже слова должны быть правильно в другом порядке) выглядит вот так. Номер 276 в книге дизайнов, кстати. Выпускался с 1800-х гг.

Кофейная пара от Chamberlains, 1805 год. Дизайн Thumb and Finger. Фото с сайта gentlerattleofchina
Кофейная пара от Chamberlains, 1805 год. Дизайн Thumb and Finger. Фото с сайта gentlerattleofchina

«Где пальцы?» - спросит внимательный читатель. А вот же они. Вот эти странноватые синие пятна, которые изначально вероятно символизировали некие стилизованные водные пейзажи или вообще тени. Из-за того, что они похожи на фрагмент руки, весь дизайн в японском стиле стали назвать Thumb and Finger - «Большой палец и палец». 

Кофейная пара от Chamberlains, 1805 год. Дизайн Thumb and Finger. Фото с сайта gentlerattleofchina
Кофейная пара от Chamberlains, 1805 год. Дизайн Thumb and Finger. Фото с сайта gentlerattleofchina

Чайник от Chamberlains, дизайн Thumb and finger, фото с сайта museumofroyalworcester
Чайник от Chamberlains, дизайн Thumb and finger, фото с сайта museumofroyalworcester

А на наперстке из странной «Исторической коллекции» от Royal Worcester этот дизайн выглядит вот так. Идея с «пальцами» убита исполнением, это просто пятна. Про то, что деколь с дизайном нанесли даже не на вустерский напёрсток, а на обычный стаффордширский, причем не самого высокого качества, вообще промолчу. 

Фото из моей коллекции
Фото из моей коллекции

И подобной путаницы в мире фарфоровых наперстков, к сожалению, не так уж мало. Хотя мне непонятно, как можно было перепутать один из самых популярных на все времена дизайнов на английском фарфоре? Тем более, работая в сотрудничестве с представителями фабрики. 

Трио от Chamberlains, 1805-1810 гг. Дизайн Thumb and Finger. Фото с сайта johnnewtonantiques
Трио от Chamberlains, 1805-1810 гг. Дизайн Thumb and Finger. Фото с сайта johnnewtonantiques

Чтобы сразу закрыть тему с дизайнами Грейнджера на наперстках вот ещё парочка из «Исторической коллекции Вустера» - Grainger Gold и (па-бааам!) Grainger Imari.

«Золотой от Грейнджера» имеет лишь одно воплощение, причем современное ничем не отличается от исторического - это молочник в музее Вустера и молочник, произведенный в рамках воссоздания исторических дизайнов компании на молочниках. Хотя в сертификате к наперстку указано, что этот дизайн производился на фабрике с 1815 года. Однако найти какие-то ещё варианты посуды с таким же узором не представляется возможным. Напёрсток снова стаффордширский. 

Напёрсток Grainger Gold из моей коллекции
Напёрсток Grainger Gold из моей коллекции

Кувшин производства Grainger & Co, 1809. Фото с сайта museumofroyalworcester
Кувшин производства Grainger & Co, 1809. Фото с сайта museumofroyalworcester
-14

Кувшин Worcester с дизайном Grainger Gold, произведен в 2000-2009-х гг. Фото с сайта eBay
Кувшин Worcester с дизайном Grainger Gold, произведен в 2000-2009-х гг. Фото с сайта eBay

А вот ещё один «Имари Грейнджера» на наперстке вдохновлен (по данным сертификата) чайным сервизом, производившимся на фабрике Грейнджера в 1820-15-х гг., а сейчас фрагменты этого сервиза хранятся в музее Дайсона Перринса (ныне музей Роял Вустер на территории бывшей фабрики). Напёрсток снова стаффордширский. 

Напёрсток Grainger Imari «Историческая коллекция», личное фото
Напёрсток Grainger Imari «Историческая коллекция», личное фото

Найти источник вдохновения для этого наперстка не получилось. Возможно, архивы и запасники фабрики Royal Worcester хранят какие-то предметы с этим дизайном. Я даже не знаю, как прокомментировать все четыре наперстка от RW, когда они в одном кадре… Явно не лучшее качество исполнения для таких значимых дизайнов в истории английского фарфора. Благодарить ли Тима Вестбрука, представителя фабрики Royal Worcester, и Ринальду Уард, представителя Compton&Woodhouse, подписавших сертификаты к этим образчикам вустерского фарфора. Но на фото лишь 1 напёрсток из 4 выполнен на подлинной вустерской форме. Сможете угадать, какой? 

Фото из моей коллекции
Фото из моей коллекции

Фото из моей коллекции
Фото из моей коллекции