Найти в Дзене
В гостях у матушки.

Страдания детей.

Почему страдают дети? Почему нет справедливости в этом мире? -Почему Богу нет до нас никакого дела? Вот суть вопросов, заданных вчера в комментариях. Очень тяжелый в понимании вопрос. Без знания Писания и Предания тут не обойтись.

Открываем Библию. Первые главы Бытия рассказывают нам о первой смерти. И умершим стали не Адам и Ева, а их младший сын. И , что страшнее всего, его убил родной брат. Это и сейчас представить страшно, когда в семье происходит убийство, а тогда, когда еще есть воспоминания о Райских селениях, бессмертии и блаженстве с Богом- еще горше. Первыми в Новом завете, после Рождения Иисуса Христа, первыми погибли дети- младенцы. Погибли, вырванные из материнских рук, разрубленные мечами.

Почему??? За что?

И сейчас мы видим бездну страданий во всем мире, рождаются больные дети, происходят воины, природные бедствия, все это опять и опять смерти и боль.

Страдания невинных детей – высшая форма несправедливости и крайняя степень проявления зла на земле. Зло – это и есть попрание всего самого святого и ценного, попрагние добрых чаяний, разумного смысла, полная противоположность любви и правде. Зло всегда влечет за собой несправедливость. А зло вторглось в мир через человеческий грех.

Грехопадение в Раю лишило людей не только самого Рая, но принесло смерть. Бог не мог противоречить Сам Себе. Человек создан по Образу и Подобию, следовательно, свободным. И свободный выбор Адама и Евы был-отпасть от блаженного существования в Раю. Но не только им самим предстояло страдать и вкусить смерть, но и всему роду человеческому. То, что мы видим сейчас- тоже последствия этого греха.

У Адама это уклонение от закона Божия и от своего предназначения было свободное, произвольное, а в нас оно есть наследственное, необходимое — с природой, уклонившейся от закона Божия мы рождаемся; в Адаме это был грех личный, грех в строгом смысле слова, — в нас это не есть грех личный, не есть собственно грех, но есть только греховность природы, получаемая нами от родителей; Адам и согрешил, т. е. свободно нарушил заповедь Божию, и сделался через то грешником, т. е. уклонил всю свою природу от закона Божия, — а мы лично не согрешили с Адамом, но сделались в нем и чрез него грешниками, получая от него греховное естество.Под последствиями первородного греха Церковь разумеет те самые последствия, какие произвел грех непосредственно в них, и которые переходят от них на нас, например: помрачение разума, извращение воли и ее склонность ко злу, болезни телесные, смерть и так далее.

Вот эти последствия, которые передаются из поколения в поколение, и есть первородный грех, живущий в каждом из нас. Первозданный человек не был подвержен никаким болезням и даже самой смерти, благодаря своей связи с Создателем. Дикие животны не могли причинить ему вреда, микроорганизмы не были для него болезнетворными, стихии природы даже в самом бурном проявлении не имели над ним никакой власти.

Сейчас же каждый ребёнок подвержен болезни и смерти. Дети страдают именно из-за того, что человечество стало подвержено греху. Они не имеют личных грехов, но несут на себе печать первородного греха.

Это трудный вопрос — может быть, один из самых трудных для той области религиозной философии, которая называется термином «теодицея» (букв. «оправдание Бога»). Достоевский всю жизнь размышлял о том, стоит ли вера в высшую гармонию одной слезинки страдающего ребенка. Ответ для себя он нашел в христианском понимании смысла страданий.

Согласно христианскому вероучению, Бог попускает зло, но обращает его к добрым последствиям. Например, когда происходит стихийное бедствие, люди, которые раньше думали только о себе, вдруг становятся ближе друг к другу, начинают помогать друг другу. То, что беда сплачивает, общеизвестно. И Бог, посылая людям беду, через это воспитывает их, помогает им стать лучше, научиться жертвенности, солидарности, сочувствию.

То же касается больных детей. Мне известны семьи, в которых рождался больной ребенок, и именно он приводил мужа и жену к вере и воцерковлению.Также мне известно немало семей, в которых рождался здоровый и красивый ребенок; его любили и баловали, а он становился все более эгоистичным и злым. В конце концов семья распадалась, а выросший ребенок становился источником страданий и для родителей, и для других людей. И сам оказывался глубоко несчастным.

Но разве справедливо сплачивать людей ценой страданий невинного человека? По человеческим меркам несправедливо, но у Бога Свое представление о справедливости. И Он смотрит на земную жизнь человека лишь как на часть его пути, который продолжится в вечности. Ибо Бог создал человека не для того, чтобы он пожил на земле и исчез, но чтобы он жил вечно.

А на вопрос о смысле страданий невозможно ответить вне перспективы вечной жизни. Ведь согласно христианскому вероучению, человек создан не только для временной жизни, но и для жизни вечной. И то, что в земной жизни у него не получилось, может получиться в вечности. И за земные страдания он в вечной жизни будет вознагражден.

Этому посвящена значительная часть евангельской проповеди Иисуса Христа. Он говорил: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» (Лк. 6:20–23). В притче о богаче и Лазаре Иисус рассказывает о том, как на земле богач пиршествовал и роскошествовал, а нищий Лазарь лежал у ворот его дома, мечтая насытиться крошками, падающими с его стола. Но после смерти обоих все изменилось — нищий оказался в раю, а богач в аду (Лк. 16:19–31).

Мы не можем посмотреть на нашу человеческую жизнь глазами Бога. Мы видим ее лишь из своей перспективы. Многое в ней кажется нам несправедливым, неправильным. Но иной суд человеческий, иной суд Божий. Самая несправедливая казнь — распятие Иисуса Христа — обернулась торжеством божественной справедливости и милосердия.

Верность Богу, смирение и любовь даже тогда, когда наступает высший пик несправедливости и невинных страданий – вот та духовная тайна, которая преображает и претворяет, отделяет человека от грешного мира и приближает к Самому Богу. Терпя страдания, особенно невинные дети, мы уподобляемся Христу.

При всей безысходности земных скорбей, от Бога нам дается отрада, ибо скорби временны, а Бог вечен, и Он дает вечную блаженную жизнь. За сумерками ночи наступает рассвет, за скорбью Голгофы – свет Воскресения, за смертью невинных детей – бессмертие и жизнь, подобная ангельской. И всякую слезу сотрет Бог. Объятия вечной Любви принимают всякого невинно страдавшего.