Найти в Дзене
Записки рыбака

Разбираемся во внедорожниках. Кто есть кто ?

История эта началась со споров на форумах, группках и других ресурсах. А началось всё с нивы.Споры разгорелись из за того является ли нива внедорожником?. Кто то называет её легковым автомобилем повышенной проходимости, а некоторые горе эксперДы журнала за рулём умудряются обозвать её паркетником. Что наводит на мысли некомпетентности некоторых сотрудников этого издания. Ну так давайте будем разбираться в терминах и классификациях. Чтобы развеять споры. Начнём с того что внедорожники делятся на професиональные и универсальные . Профессиональные внедорожники предназначены для экстремальной езды по бездорожью.Характерные черты таких автомобилей: рамная конструкция кузова, выносливая подвеска на неразрезных мостах спереди и сзади, полноценная полноприводная трансмиссия с возможностью жёсткой блокировки межосевого, а порой и межколёсных дифференциалов. К профессиональным внедорожникам относят, например, Land Rover Discovery, Nissan Patrol , Mercedes G, Jeep Cherokee, УАЗ. Классический внед
Оглавление

История эта началась со споров на форумах, группках и других ресурсах. А началось всё с нивы.Споры разгорелись из за того является ли нива внедорожником?. Кто то называет её легковым автомобилем повышенной проходимости, а некоторые горе эксперДы журнала за рулём умудряются обозвать её паркетником. Что наводит на мысли некомпетентности некоторых сотрудников этого издания. Ну так давайте будем разбираться в терминах и классификациях. Чтобы развеять споры.

Фото взято из открытых источников яндекс.
Фото взято из открытых источников яндекс.

Так что такое внедорожник?

Начнём с того что внедорожники делятся на професиональные и универсальные . Профессиональные внедорожники предназначены для экстремальной езды по бездорожью.Характерные черты таких автомобилей: рамная конструкция кузова, выносливая подвеска на неразрезных мостах спереди и сзади, полноценная полноприводная трансмиссия с возможностью жёсткой блокировки межосевого, а порой и межколёсных дифференциалов. К профессиональным внедорожникам относят, например, Land Rover Discovery, Nissan Patrol , Mercedes G, Jeep Cherokee, УАЗ.

фото из открытых источников яндекса.
фото из открытых источников яндекса.

Классический внедорожник имеет рамную конструкцию. Прочная стальная рама выполняет основную несущую функцию, обеспечивает продольную и поперечную жёсткость. К раме крепятся подвеска, силовой агрегат и кузов.Трансмиссия адаптирована к движению по пересечённой местности.

Некоторые особенности

Блокировка дифференциалов - как меж осевого так и меж колёсного Пониженная передача — колёса вращаются медленно, но с максимальной тягой,что полезно на сложных участках (песчаных, заснеженных).

Фото взято из открытых источников яндекса.
Фото взято из открытых источников яндекса.

Подвеска — стандартный вариант — зависимая, она жёстче, но прочнее и надёжнее. Высокий клиренс — обычно варьируется от 200 до 300 мм, что позволяет автомобилю справляться с пересечённой местностью и глубокими колеями. Механические блокировки без всяких новомодных дрючек только приветствуются делая авто более живучим на бездорожье в тяжелых условиях.

Фото из открытых источников яндекса. Устройство проф внедорожника.
Фото из открытых источников яндекса. Устройство проф внедорожника.

Предназначение

Внедорожники ориентированы на сложные условия эксплуатации. Они подходят для поездок по бездорожью, сельской местности или в условиях плохих дорог; это боевые машины часто используемые военными и специальными службами.

Фото взято из открытых источников яндекса.
Фото взято из открытых источников яндекса.

Длительных экспедиций; Охоты и рыбалки; где надо забраться в такие дебри но быть уверенным в машине.Перевозки тяжёлых грузов.Не очень удобны в обычных условиях эксплуатации . Прежде всего эта машина для использования профессионалами и для повседневной езды особенно по дорогам общего пользования не всегда удобна. Высокий центр тяжести, балки мостов не лучший вариант для повседневной жизни. Машины тяжелы, прилично кушают топлива. В общем машина в городе не на каждый день. Для фанатов и знающих толк в таких авто. Людей которые могут этим управлять и применить свои знания в сложных, тяжелейших дорожных условиях.

Универсальные внедорожники

Фото взято из открытых источников яндекс.
Фото взято из открытых источников яндекс.

Универсальные внедорожники сочетают приемлемую управляемость на дорогах с твёрдым покрытием с возможностью без специальной подготовки передвигаться по достаточно серьёзному бездорожью. Такие автомобили имеют независимую переднюю и зависимую заднюю(мост) подвеску, могут иметь раму или несущий кузов.

Фото взято из открытых источников яндекса. Устройчтво универсального вседорожника.
Фото взято из открытых источников яндекса. Устройчтво универсального вседорожника.

Несмотря на то, что они не являются профессиональными, на пересечённой местности они могут посоревноваться даже с «профессионалами» благодаря особенностям конструкции. К универсальным внедорожникам относят, например, Toyota Land Cruiser Prado, Mitsubishi Pajero, Isuzu Trooper, Opel Frontera, «Ниву» и другие.

фото взято из открытых источников яндлекс.
фото взято из открытых источников яндлекс.

Универсальные внедорожники подходят для тех, кто любит охоту и рыбалку, но основную часть времени передвигается по асфальтированным дорогам. Такие автомобили легче в управлении и более привычны обычному водителю уже не напоминая грузовик. Дорожный просвет мало чем уступает профессиональным внедорожникам.

фото взято из открытых источников яндекса.
фото взято из открытых источников яндекса.

По такой схеме сделаны и некоторые пикапы, вот они порой уступают в части геометрической проходимости. Хотя есть исключения. Таким образом, профессиональные внедорожники лучше подходят для экстремальных условий бездорожья, а универсальные — для ситуаций, когда важны сочетание проходимости и комфорта, но без необходимости часто выезжать на бездорожье. Хотя и здесь есть исключения. Например вседорожники с независимыми подвесками всех колёс. Электронными блокировками или их имитациями. таки схемы хороши на асфальте но проигрывают обычным механическим блокировкам в том числе по надёжности. Такие машины можно отнести к вседорожникам. Это что то среднее между паркетником и универсальным внедорожником. Лучше чем паркетник но уже не внедорожник.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Да они способны побаловать вас вне дорог но прежде всего они сделаны для хороших. У многих регулируемые подвески, много электроники что не есть хорошо в глуши или даже на тяжёлом бездорожье.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Кто то из них лучше кто то хуже не хватит статьи поделить ещё их на классы.

Особняком от них стоит дастер и его некоторые клоны. Большинству обычных граждан его хватит за глаза. Не плох на асфальте, уверен на грунте. Ещё не внедорожник но уже далеко не паркетник особенно 4х4. В городе он удобнее той же нивы или им подобным.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Если вы редко выезжаете на грунт и в трущобы вам хватит Дастера. Наоборот Нива. Взгляните на фото дастера. Именно так должна была бы выглядеть новая Нива в 26 году если бы не известные события. Но в отличии от дастера она должна была обладать всеми внедорожными навыками. Ну так продолжим.

Паркетник ( кроссовер)

Паркетник ( кроссовер)— автомобиль, который внешне выглядит в большинстве своём как внедорожник, но по своим техническим характеристикам и возможностям ограничен городскими условиями. У него обычно нет рамы и блокировок, как у серьезных «проходимцев». Он не рассчитан на глубокое бездорожье, зато тише, экономичнее, легче и комфортнее в городе.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Некоторые особенности паркетников:

В отличие от внедорожников с рамой, у паркетника кузов несущий, как у обычной легковушки. Это делает авто легче, безопаснее и дешевле в производстве. Независимая подвеска. И спереди, и сзади. Такая система сглаживает неровности и делает езду по городским ямам и «лежачим» более приятной. Повышенный клиренс. Клиренс выше обычного авто на 3–5 см, а иногда даже больше. Но есть и паркетники клиренс которых порой даже ниже чем у наших лад. Тут уж хозяин барин. Привод. Обычно — передний, но в более продвинутых версиях встречается подключаемый полный привод.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Некоторые преимущества паркетников:

Экономичность. Расход топлива меньше, чем у более тяжёлых кроссоверов. Доступная цена. Паркетники часто имеют более простую конструкцию и меньше оборудования, их стоимость ниже. Универсальность. Комфортен на асфальте, но при должном умении способен вывезти из грязи, снега и проедет по ухабам. Правда опять же есть исключения.

Некоторые недостатки паркетников:

Ограниченная проходимость. Несмотря на увеличенный клиренс, такие автомобили ограничены в возможностях передвижения по сложным маршрутам и не подходят для серьёзных внедорожных условий. Не приспособлен для тяжёлых грузов. Может перевозить солидный багаж, но использовать для транспортировки увесистых прицепов нельзя.Нетерпимость к повышенным нагрузкам.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

При длительной пробуксовке есть риск перегрева колёсной муфты или трансмиссии.

Легковой автомобиль повышенной проходимости

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Есть ещё один класс автомобилей это легковые авто в версиях кросс. Это обычные авто с повышенным клиренсом. Чаще переднеприводные реже с 4х4 с муфтой. Эти машины мало чем отличаются от обычных машин на асфальте и в обыденной жизни. Но позволяют водителю не особо осторожничать на лёгкой и средней грунтовке, даже слегка раскисшей. Где обычное авто будет красться боясь ударится брюшком или бампером эти авто предоставляют чуть больше возможностей. Порой лучше чем у некоторых паркетников.

Фото взято из открытых источников. Посмотрите разве клиренс этого киа сравним даже с простыми нашими легковушками не смотря на весту кросс или искру
Фото взято из открытых источников. Посмотрите разве клиренс этого киа сравним даже с простыми нашими легковушками не смотря на весту кросс или искру

Но есть версии кросс у которых клиренс как у нашего обычного отечественного авто и рассматривать эти машины серьёзно уже не приходится. Легковушки класса кросс очень удобны и в городе и на лёгком грунте. Обычному водителю который любит путешествовать рыбачить, ходить по грибы вполне подходит. У товарища была простая калина на которой мы не один год выезжали на рыбалку да по грибы.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Вполне годится для лёгкого и среднего бездорожья в сухую погоду.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Автомобили есть в версиях седан, универсал, лифтбек. Но всё таки по объёму багажника в большинстве своём они уступают всем остальным. Так что выбрать есть из чего.

Фото взято из открытых источников яндекса.
Фото взято из открытых источников яндекса.

Ну а теперь снова вернёмся к многострадальной ниве, прочитав всё что написано в верху сделаем вывод внедорожник ли она. О !да, многие начнут, несущий кузов и тд и тп. Ну так вот специально для такой категории граждан и знатоков следующее.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

О несущем кузове.

Внедорожник с несущим кузовом — это автомобиль, в конструкции которого кузов «несёт» на себе все прочие элементы и является основой конструкции. В отличие от рамных внедорожников, где кузов устанавливается на раму, в моделях с несущим кузовом кузов составляет единое целое с шасси, и снять его невозможно.

Конструкция

Некоторые особенности конструкции внедорожника с несущим кузовом: Кузов сохраняет жёсткость благодаря лонжеронам — коробам закрытого профиля из высокопрочной стали, которые составляют «скелет» кузова.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

К кузову присоединяют мотор, коробку передач, детали подвески и другие элементы. Поскольку автомобиль строится вокруг кузова, то в основном на него и приходятся все механические нагрузки — скручивание, на излом, ударные и пр.. Многие модели используют подрамник, на котором монтируют переднюю или заднюю подвеску, силовой агрегат.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Подрамники не несут всего веса машины, как это делала рама, но обеспечивают изоляцию салона от шумов колёс, подвески, мотора.

Преимущества

Снижение массы — автомобиль легче рамного, что улучшает динамику и снижает расход топлива. Ниже центр тяжести — это обеспечивает лучшую управляемость: автомобиль меньше кренится и имеет более высокую устойчивость в поворотах. Повышение пассивной безопасности — в несущей конструкции легче спроектировать зоны программируемой деформации, так как при расчётах приходится рассматривать только кузов, а не каркас и закреплённый на нём через эластичные подушки кузов. Улучшенные аэродинамические характеристики — это позволяет снизить уровень шума и улучшить экономичность на высоких скоростях. Прочности несущего кузова может не хватать для стабильного передвижения по бездорожью — для преодоления экстремального бездорожья лучше использовать рамную конструкцию. Тут как кстати подойдёт проф внедорожник. Нива же является хорошим внедорожником для обычного пользователя. В прочем не только она. Сейчас внедорожников на рамах с жёсткими мостами можно пересчитать по пальцам. И цены на них соответствующие. Глядя на цены, наши Российские внедорожники уаз и нива являются по настоящему народными внедорожниками как бы их не ругали и не хаили злопыхатели..

Немного истории

Первым в мире внедорожником с несущим кузовом считают советский ГАЗ-М72 (СССР, 1955–1958) или американский AMC Eagle (США, 1979–1987).

М 72 Фото взято из открытых источников.
М 72 Фото взято из открытых источников.
 AMC Eagle. Ну с такими свесами  он наврят ли является внедорожником. А вот на кросс версию тянет. Фото взято из открытых источников яндекса.
AMC Eagle. Ну с такими свесами он наврят ли является внедорожником. А вот на кросс версию тянет. Фото взято из открытых источников яндекса.

В в 1957 году вышел еще один автомобиль претендующий на звание внедорожника с несущим кузовом — Москвич 410 Модель имела подключаемый полный привод, клиренс в 220 мм.

Москвич 410 Фото взято из открытых источников.
Москвич 410 Фото взято из открытых источников.

Ряд изданий утверждает, что благодаря сочетанию несущего кузова, хорошего клиренса и полного привода, главным претендентом на звание первого внедорожника является выпущенная в 1977 году LADA 4х4 «Нива». Именно с ней началась комфортизация джипов и все они ушли от металла и деревянных лавок в комфорт. Хотя вопрос остаётся открытым. Но при всём этом именно этот класс авто зародился в СССР. И называть эти вездеходы кроссоверами я считаю не правильно .

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Можно много спорить, делить все эти авто ещё на подкасты, даже помодельно, разбить их ещё по нескольким категориям. Но я думаю прочитав этот материал вы сделаете для себя определённые выводы. Надеюсь я Вам в этом помог.

Понравилось ставь лайк не жалей.

Мой дзен https://dzen.ru/id/61eb2e9efd122d15bcbe47cd

Моя группка в ВК https://vk.com/public135293050

Рутуб https://rutube.ru/channel/24512861/