США и Европа катастрофически недооценили экономику России, из-за чего провалилась вся их санкционная политика. Об этом заявила профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Наталья Еремина.
Планируя экономические ограничения для России после начала СВО, Запад опирался на собственные подсчеты. По словам эксперта, ключевым параметром стала рыночная капитализация российских компаний на фондовом рынке. Поскольку в РФ не случилось характерного для Соединенных Штатов «биржевого пузыря», стоимость ее активов оказалась сравнительно небольшой, из чего Вашингтон, Лондон и Брюссель сделали вывод о слабости российской экономики.
«Во всех заявлениях, в стратегии санкционной политики, в стремлении ограничить экономическое взаимодействие страны Запада исходили из того, что, согласно капитализации, стоимость российских предприятий ничтожно мала по сравнению с западноевропейскими и американскими. Значит, вклад России в мировую экономику ничтожен, и она легко будет сметена, экономическим способом принуждена к нужным Западу решениям. Откроет свой рынок, свои ресурсы, и будет совершенно дешево все это отдавать, либо вообще откажется от стратегий и планов сохранения своей государственности», - сказала Еремина.
Запад рассчитывал быстро принудить Россию к смене политического курса через санкции и экспортные ограничения. Но вера в спекулятивные значения фондового рынка сыграла с США и их союзниками злую шутку, утверждает профессор. Оказалось, что российские компании играют в мировой экономике куда более значительную роль, чем «пузыри» вроде крупных брендов, не производящие ничего реального и не задействованные в критически важных процессах.
«Произошла тотальная недооценка на основании данных о капитализации, всегда главенствовавших в западных подсчетах. "Гуччи" с его шарфиками у них дороже "Газпрома" – мы понимаем, что это не та оценка, которой нужно пользоваться. И мы понимаем, что недооценка значения и роли, которую играет Россия в мировой экономики, дала обратный результат. Именно страны Запада, наиболее активно настаивавшие на антироссийских санкциях, сами начали от них страдать. Санкционная политика бьет по ним сильнее, чем по России», - объяснила Еремина на Rutube-канале Олега Беседина.
Сделав выводы из провала предыдущих санкционных пакетов, ЕС решил не осложнять себе жизнь новыми ударами по экономике России. В частности, из перечня подпадающих под ограничения позиций был исключен никель, который Европа продолжает покупать у РФ. Вместо этого Брюссель сделал акцент на ограничениях для простых россиян.