Найти в Дзене
Всегда так не было

О выборе профессии

К сожалению, работа пока не позволяет написать сколь-нибудь полезную и развёрнутую статью. Поэтому просто поделюсь тематическим предметом старины - ибо недавно был День учителя. Несколько лет назад на блошином рынке - этом последнем пристанище декоммунизированных библиотек - мне попалась книга, которую я решил сохранить на память. Это был не научный труд и не произведение искусства, а всего лишь справочник для школьников. Однако, что было простым справочником каких-то 60 лет тому назад, теперь является историческим артефактом. Прочитав всего несколько первых страниц, можно почувствовать какие огромные изменения произошли в нашем обществе. Эти изменения - как бы печальны они ни были - тем не менее доказывают, что жизнь не всегда была такой как сейчас, что более здоровый способ организации общества возможен. Более всего моё внимание привлекли две вещи. Первое - слова авторы книги о том, что при выборе профессии надо считаться со своими задатками и способностями. Эх, было ведь время, ко

К сожалению, работа пока не позволяет написать сколь-нибудь полезную и развёрнутую статью. Поэтому просто поделюсь тематическим предметом старины - ибо недавно был День учителя.

Несколько лет назад на блошином рынке - этом последнем пристанище декоммунизированных библиотек - мне попалась книга, которую я решил сохранить на память. Это был не научный труд и не произведение искусства, а всего лишь справочник для школьников. Однако, что было простым справочником каких-то 60 лет тому назад, теперь является историческим артефактом. Прочитав всего несколько первых страниц, можно почувствовать какие огромные изменения произошли в нашем обществе. Эти изменения - как бы печальны они ни были - тем не менее доказывают, что жизнь не всегда была такой как сейчас, что более здоровый способ организации общества возможен.

Более всего моё внимание привлекли две вещи.

Первое - слова авторы книги о том, что при выборе профессии надо считаться со своими задатками и способностями. Эх, было ведь время, когда это считалось прописной истиной! Сейчас же наиболее часто встречаемый взгляд таков: ребёнок талантлив во всём, нужно только хотеть, а любой навык можно "прокачать". "Прокачать" буквально как в видеоигре: находишь видеолекцию, курсы, репетитора - и прокачиваешь, были б только деньги на это. А задатки и способности - это отговорки слабых преподавателей. И мучаются репетиторы со слабыми учениками, а ученики с репетиторами. И вроде бы ничего страшного не происходит: родители несут репетиторам деньги , репетиторы не имеют недостатка в учениках, а ученики кое-как поступают куда хотели... Но грустно от понимания такой пустой и неэффективной траты сил и времени, не превзойти нам достижений предков при таком подходе.

Второе - это, конечно, труд. Слова о труде как о "главном месте" в жизни человека звучат как из другой жизни. Сегодня труд - это удел тех, кому нечего сдать в аренду, а вовсе не инструмент развития и воспитания. Что, впрочем, и неудивительно. Ведь труд при социализме и труд при капитализме только по названию одинаковы. А по сути это две разные вещи. Ибо в первом случае прибыль, создаваемая работником, ему же и достаётся - через общественные фонды потребления в виде доступной медицины, жилья, комфортной среды обитания. А во втором - прибыль просто уходит в карман собственнику и тратится на роскошное потребление, зачастую вообще в другой стране. Немудрено, что желающих трудиться при капитализме негусто - и только нужда заставляет.

Сканы упомянутых страниц книги прикреплены ниже, каждый может прочитать сам и поделиться впечатлениями. Отдельно прикрепил две странички по теме охраны труда молодёжи - ибо тема "жестокой эксплуатации детского труда в СССР" однажды поднималась в комментариях.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9