Успех к Джону Констеблу (1776-1837) пришёл сравнительно поздно. Художественный мир долго не признавал его новаторский подход, но сегодня его считают одним из величайших британских пейзажистов. Констебл родился 11 июня 1776 года в деревне Ист-Бергхоулт, графство Саффолк, в юго-восточной Англии, где главным занятием населения было сельское хозяйство. Его отец, Голдинг Констебл, был состоятельным торговцем зерном и владельцем мельницы.
Джон некоторое время помогал отцу в делах, за что получил прозвище "симпатичный мельник", но затем полностью посвятил себя живописи. Его интерес к искусству пробудился после встречи с местным сквайром сэром Джорджем Бомоном, который показал ему картину Клода Лоррена "Пейзаж с Агарью и ангелом". Великолепие полотна произвело на Констебла сильное впечатление, и он начал учиться у Бомона и других местных художников, прежде чем в 1799 году поступил в школу при Королевской академии художеств.
После окончания учёбы в 1802 году Констебл начал выставлять свои работы в Академии и продолжал совершенствовать мастерство, копируя полотна старых мастеров и создавая собственные эскизы. К 1809 году он начал отношения с Марией Бикнелл, но по-прежнему жил на деньги от отца и доход от портретов, которыми занимался скорее из необходимости, чем из любви к жанру.
Частично его неудачи объяснялись тем, что пейзажная живопись считалась низким жанром, частично — его упрямым характером. Дядя Констебла оплатил ему поездку в Озёрный край, надеясь, что художник освоит популярный "живописный" стиль, однако Джон не проявлял интереса к изображению изысканных коттеджей или руин, обвитых плющом. Настоящее вдохновение он находил лишь в пейзажах родного Саффолка.
Семья Марии скептически отнеслась к её выбору, желая, чтобы дочь вышла замуж за человека с более "надёжным" будущим, а не за художника, который рисковал ради искусства. Лишь после смерти отца Констебла в 1816 году его финансовое положение стабилизировалось настолько, что он смог официально жениться.
Ей был двадцать один год, ему — тридцать три, и перспективы брака казались безнадежными. Даже когда пара наконец поженилась, ни один из родственников Марии не пришел на свадьбу. Здоровье Марии было хрупким, и в 1824 году она заболела туберкулезом.
Констебл делал всё возможное, чтобы помочь ей выздороветь, даже перевез её в Брайтон, но в 1828 году Мария скончалась всего в сорок лет. Художник особенно ценил портрет Марии, написанный за три месяца до их свадьбы.
Констебл настойчиво развивал свой новаторский подход к живописи, что особенно видно в его альбоме 1813 года. Всего за три месяца он создал более ста тридцати рисунков с видами родного Саффолка, экспериментируя с абсолютно новым методом — выполнением эскизов маслом прямо на открытом воздухе.
Главная цель художника заключалась в том, чтобы запечатлеть "свет, росу, ветер, цветение и свежесть", того, что, по его мнению, ни один художник мира не довёл до совершенства. Для этого Констебл отказался от гладкой поверхности холстов, популярной в то время, предпочитая оставлять полотно шероховатым и рыхлым, максимально приближенным к текстурам природы.
Он избегал тёмного коричневого лака, привычного для выставочных картин, и вместо окрашивания больших участков в один тон использовал множество мелких мазков близких оттенков, создавая эффект яркости и живости.
Особое внимание Джон уделял деталям: капельки белой краски на деревьях, воротах и тележках имитировали солнечные блики на влажной древесине. Некоторых критиков этот приём смущал, и они насмешливо прозвали его технику "снегом Констебла".
Констебл столкнулся с гораздо более серьёзной проблемой, чем просто критика его манеры: он неоднократно терпел неудачи при попытках стать членом Королевской Академии. На практике это означало, что его работы размещали в менее заметных местах на выставках, и, следовательно, у зрителей было меньше шансов их заметить и приобрести.
В конце концов художник решил действовать радикально: он стал создавать настолько крупные пейзажи, что их было невозможно проигнорировать. Первой такой гигантской работой, которую впоследствии окрестили "шестифутовиком", стала картина "Белая лошадь", показанная публике в 1819 году. Полотно получило восторженный отклик как критиков, так и зрителей, а спустя несколько месяцев Констебля наконец избрали членом-корреспондентом Королевской Академии.
В последующие годы Констебл продолжал использовать этот приём, регулярно отправляя на ежегодные выставки масштабные полотна.
Его "шестифутовики" воспроизводили знакомые и любимые уголки сельской Англии, в том числе виды реки Стаур рядом с Флэтфордской мельницей, принадлежавшей его отцу. Для подготовки к этим картинам художник пошёл на беспрецедентный шаг — он создавал полноразмерные масляные эскизы.
Продавать их он не собирался, замечая однажды, что у него нет "никаких возражений против того, чтобы расстаться с кукурузой, но не с полем, которое её вырастило". Эти эскизы можно рассматривать как наиболее живое и бескомпромиссное проявление его таланта.
Наибольшую известность среди "шестифутовиков" принесла картина Констебла "Телега для сена", которую он представил вместе с "Видом на Стаур вблизи Дедхема" на Парижском Салоне 1824 года. Интересно, что художник выставил работу под нейтральным названием "Пейзаж. Полдень", в духе своих пометок на эскизах облаков.
Картины вызвали настоящий фурор: Эжен Делакруа даже переписал крупный фрагмент своей "Резни в Хиосе", чтобы повторить цветовую гамму английского мастера. Однако главным достижением для Констебла стало получение золотой медали Салона — высшей награды выставки — и продажа полотна парижскому дилеру.
Ни один другой художник того времени не уделял столько внимания реалистичности пейзажа, как Констебл. В 1822 году он писал другу, что "много работает над небом", создав около пятидесяти масляных эскизов облаков и туч, тщательно отмечая на каждом дату, время, направление и скорость ветра. Благодаря этим наблюдениям Констебл приобрел глубокие знания о метеорологии.
Важно подчеркнуть, что эти эскизы не использовались при создании финальных картин — их единственной целью было совершенствование мастерства художника.
В Англии Констебл никогда не получал столь восторженных отзывов, как во Франции. Его подход и тематика находили отклик у французских романтиков, но в английских художественных кругах считались слишком непривычными. Кроме того, сельскохозяйственные сюжеты в 1820-х годах вызывали споры. После Наполеоновских войн цены на зерно упали: армии больше не требовалось кормить, солдаты вернулись домой, а промышленная революция начала заменять труд людей машинами.
Это не шло на пользу обычным крестьянам, недовольство росло и в итоге вылилось в бунты 1830 года, когда рабочие атаковали амбары и разрушали молотилки. Констебл вёл тревожную переписку с младшим братом, описывая поджоги и волнения, но будучи владельцем мельницы, он сознательно оставил эти события за пределами своего искусства.
Констебл получил членство в Королевской Академии лишь в пятьдесят два года, и даже тогда его избрание прошло с минимальным перевесом — всего в один голос. Многие считали, что это решение было продиктовано не столько признанием его художественного мастерства, сколько желанием поддержать художника после смерти его любимой жены Марии, которая ушла из жизни годом ранее, оставив ему семерых детей. Хотя награда была заслуженной, она пришла слишком поздно для одного из величайших английских пейзажистов.
Констебл принял почёт с благодарностью и начал преподавать в Академии, проводя популярные лекции по пейзажной живописи. Он скончался в Лондоне 31 марта 1837 года и был похоронен рядом с женой на кладбище в пригороде Хемпстеда.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: