Найти в Дзене
История на Грани

Их осталось чуть больше 200 человек: как выживает вымирающее племя оленеводов из Монголии

Оглавление

В северной Монголии, среди вечных снегов и хвойных лесов, живёт народ, о котором почти никто не знает.

Они кочуют с оленями, разводят костры у подножий гор, молятся духам леса и поют древние песни, обращённые к предкам.

Их жизнь кажется пришедшей из другого времени — без дорог, без интернета, без городской суеты.

Это цаатаны — вымирающее племя оленеводов, последние хранители тундры. Источник: star.com.tr
Это цаатаны — вымирающее племя оленеводов, последние хранители тундры. Источник: star.com.tr

Кто такие цаатаны — народ, живущий с оленями

Цаатаны (или духа) — небольшой кочевой народ, обитающий на севере Монголии, в районе озера Хубсугул, недалеко от границы с Россией.

Когда-то их предки кочевали по бескрайним просторам Сибири, следуя за стадами оленей. Со временем они осели в горах и научились приручать этих животных.

Цаатанам удалось приручить оленей. Они теперь ездят на них верхом. Животноводство — это основной промысел. Источник: 360doc.com
Цаатанам удалось приручить оленей. Они теперь ездят на них верхом. Животноводство — это основной промысел. Источник: 360doc.com

Сегодня цаатанов осталось от 200 до 400 человек, всего около 40 семей.

Учёные и путешественники называют их исчезающим народом, ведь вместе с ними может исчезнуть целая культура.

Их повседневная жизнь: как живут в тундре

Представьте себе утро, когда над горной долиной поднимается лёгкий туман. На белом снегу видны следы копыт — это олени цаатанов, их главное богатство и средство выживания.

Цаатаны ездят верхом на оленях, как другие — на лошадях. Источник: mostepicstuff.com
Цаатаны ездят верхом на оленях, как другие — на лошадях. Источник: mostepicstuff.com

Животные дают им молоко, из которого делают сыр, творог и даже масло. Мех используют для одежды, а рога — для поделок, которые продают редким туристам.

Живут кочевники в чумах, похожих на северные юрты.  Источник: alamy.com
Живут кочевники в чумах, похожих на северные юрты. Источник: alamy.com

Они постоянно передвигаются: когда оленям не хватает пищи, всё поселение — мужчины, женщины, дети и старики — собирается и уходит дальше, в поисках пастбищ.

Их дома — лёгкие шатры, которые можно собрать за час. Их жизнь — дорога между лесом, рекой и снегом.

Дети, женщины и шаманы: традиции и быт

Всё, что знают цаатаны, они передают устно — от родителей к детям.

Дети с раннего возраста учатся ездить верхом на оленях и следить за костром. Источник: migolatravel.com
Дети с раннего возраста учатся ездить верхом на оленях и следить за костром. Источник: migolatravel.com

Женщины доят оленей, готовят молочные продукты, сушат мясо и шьют одежду. Мужчины занимаются охотой, охраняют стадо и строят жилища.

Старейшины племени — хранители традиций. Они помнят все пути, знают приметы, обряды и рассказы о предках.

Самая почитаемая среди них — 96-летняя шаманка Цуян. Её считают связующим звеном между людьми, духами и природой.

Она поёт старинные песни, через которые, по вере цаатанов, с ними говорят духи леса и умершие предки.

Шаманизм и духовные практики

Цаатаны — шаманисты. Они верят, что мир живой: у каждой горы, реки и дерева есть свой дух.

Когда они отправляются в путь, то просят разрешения у духов местности, чтобы те позволили пройти.

Шаманские обряды проходят под звуки бубнов и песнопений.

Фото: Оленеводы и шаманы верят: чтобы жить в гармонии с духами, людям нужно уважать природу и животных и передавать эти убеждения из поколения в поколение. Источник: katykelleher.com
Фото: Оленеводы и шаманы верят: чтобы жить в гармонии с духами, людям нужно уважать природу и животных и передавать эти убеждения из поколения в поколение. Источник: katykelleher.com

Шаман — не просто священник, а посредник между мирами. Он может «путешествовать» к духам, чтобы спросить совета, исцелить больного или узнать, почему охота не удалась.

Вера цаатанов — это не просто религия, это способ существования.

Они живут в гармонии с природой, считая себя её частью. «Чтобы духи были добры, — говорят старейшины, — нужно уважать всё живое».

Почему племя вымирает

Но даже самые древние традиции не могут противостоять времени. Цаатаны постепенно исчезают. Оленей становится меньше, а вместе с ними — и возможности кочевать.

Дети всё чаще уезжают в школы и не возвращаются. Молодёжь выбирает города, где есть свет, интернет и врачи. Источник: aksam.com.tr
Дети всё чаще уезжают в школы и не возвращаются. Молодёжь выбирает города, где есть свет, интернет и врачи. Источник: aksam.com.tr

Кочевая жизнь в XXI веке даётся всё труднее.

Суровые зимы, болезни оленей, нехватка пастбищ — всё это ослабляет народ. Источник: vietnamnet.vn
Суровые зимы, болезни оленей, нехватка пастбищ — всё это ослабляет народ. Источник: vietnamnet.vn

Даже туристы, приезжающие в Хубсугул, невольно меняют их образ жизни: теперь многие духа зарабатывают, устраивая фотосессии и продавая сувениры.

Учёные опасаются, что через одно-два поколения цаатаны могут полностью исчезнуть — как и многие другие исчезающие народы Евразии.

Туризм, помощь и будущее племени

Несколько энтузиастов и волонтёрских организаций пытаются помочь духа сохранить традиции.

В Монголию приезжают исследователи, этнографы и фотографы. Один из них — Хамид Сардар-Афхами, доктор философии из Гарварда, посвятивший этой теме годы.

Он жил среди кочевников, записывал их песни, снимал жизнь племени и создал документальный фильм «Оленеводы» (The Reindeer People).

В фильме показана сезонная миграция монгольских кочевников у озера Хубсугул. Источник: team-yellow.com
В фильме показана сезонная миграция монгольских кочевников у озера Хубсугул. Источник: team-yellow.com

Съёмочная группа вместе со ста оленеводами проходила через священные леса, снимая их путь и обычаи. Фильм получил международное признание и премию «Лучший фильм о горной культуре» на фестивале в Банфе.

Сегодня именно такие проекты — шанс напомнить миру, что где-то далеко, на краю тундры, ещё живут люди, которые дышат тем же воздухом, что и их предки тысячу лет назад.

Почему нам важно знать об этих людях

Мир становится всё более одинаковым.

Но пока существуют такие племена, как цаатаны, человечество не теряет связь с природой и своими корнями. Они напоминают нам о простых истинах: чтобы жить в гармонии, нужно уважать землю, животных и самих себя.

Может быть, именно в их тишине, в скрипе снега под копытами оленей и песнях шаманки Цуян звучит напоминание: всё живое заслуживает памяти.

А вы бы смогли прожить хотя бы неделю среди цаатанов — без связи, электричества и города?

Поделитесь в комментариях, что для вас значит свобода — и стоит ли она цены кочевой жизни.

И не забывайте подписываться на наш канал "История на грани", если вам нравится наш контент, мы стараемся только ДЛЯ ВАС.