Найти в Дзене
Fonzeppelin Fonzeppelin

Некоторые изменения на первом северокорейском эсминце

Недавно северокорейские новостные агентства опубликовали новую серию фото- и видеоматериалов, посвященную первенцу океанского флота КНДР: ракетоносному эсминцу номер 51 (это номер корпуса по порядку) «Чвё Хэн».

И на этих фотографиях видны некоторые весьма интересные изменения по сравнению с прежним видом корабля:

Во-первых, изменению подвергся носовой ракетно-пусковой комплекс:

Сверху — было. Снизу — стало.
Сверху — было. Снизу — стало.

От комбинированной компоновки из 12-и крупных пусковых ячеек и 32-х мелких отказались; все мелкие ячейки заменили еще 12-ю крупными, доведя общее их количество до 24 единиц. Малые ячейки, предположительно, предназначались для зенитных ракет малой/средней дальности — которые, впрочем, на кадрах ракетных испытаний с борта «Чвё Хэн» никогда не фигурировали.

Во-вторых, на корабле заменили радары управления огнем:

-3

Прежде на надстройке корабля были установлены два антенных поста с плоскими антеннами многоканальных ФАР — которые, как предполагалось, предназначались для сопровождения целей и «подсветки» их для головок самонаведения зенитных ракет. На новых кадрах, эти антенны отсутствуют. На их месте установлены старомодные «тарелки» одноканальных параболических антенн моноимпульсного сканирования.

Такой «даунгрэйд» корабля — замену многоканальных ФАР одноканальными параболическими антеннами — явно бы не стали предпринимать без очень серьезной на то необходимости. В сочетании с удалением малых ячеек вертикального пуска (которые, напомню, считались предназначенными для ЗУР малой/средней дальности) это наводит на мысль, что северокорейцы столкнулись с существенными проблемами, интегрируя некий ЗРК на корабль.

Мое ИМХО — исходно установленные на корабль многоканальные РЛС с ФАР по каким-то причинам оказались неудовлетворительны и потребовали длительной доработки. Чтобы не оставлять «Чвё Хэн» в достройке на неопределенно длительный срок, не оправдавшие ожиданий системы демонтировали — и заменили более простыми и надежными одноканальными радарами. Которые, видимо, не могли взаимодействовать с ЗУР малой/средней дальности, и поэтому было решено от них отказаться в пользу увеличения числа дальнобойных ЗУР типа «Pongae-6».

В-третьих, на корабле заменили вооружение самообороны:

-4

Ранее установленные на эсминце винтажные автопушки АК-630 (еще советского дизайна) заменили существенно более новой системой. Что именно это за система — неизвестно. Внешне, она имеет определенное сходство с китайской автопушкой Type 730, но существенно отличается от нее деталями орудийной установки и системой управления огнем. Вероятно, речь идет о собственной разработке КНДР, инспирированной китайской системой.

Новая автопушка имеет интегрированную РЛС поиска/сопровождения цели, и дублирующую оптико-электронную систему. В отличие от старой АК-630 (которая была интегрирована в корабельную СУО МР-123 «Вымпел») новая установка по-видимому полностью автономна и может осуществлять поиск, сопровождение и обстрел цели самостоятельно.

В-четвертых, ранее имевшиеся 4-х зарядные установки ракет малой дальности заменили дополнительными пусковыми установками дипольных отражателей:

-5

С чем связано такое изменение — точно не ясно. Но с учетом вышесказанного можно предположить, что ввиду проблем с ЗРК малой дальности/самообороны, дополнительные установки диполей сочли более важными, чем ракеты для самообороны от легких катеров и беспилотников. Интересно также отметить, что вооружение корабля дополнили некоторым количеством тяжелых пулеметов на ручных установках.

В-пятых — на надстройке эсминца переместили станции РЭР/РЭБ:

-6

Верхние антенные посты систем РЭР/РЭБ ранее находились на крыше надстройки позади радаров управления огнем. Теперь же их переместили ниже, на дополнительные «балкончики» поверх нижних постов РЭР/РЭБ.

Такое изменение, вероятно, связано с отказом от РЛС с ФАР в системе управления огнем, и переходом на РЛС с параболическими антеннами. Которые, скорее всего, создавали бы сильные помехи смонтированным на крыше надстройки станциям РЭР/РЭБ. Поэтому антенные посты пришлось переместить, «очистив» крышу надстройки.

В общем и целом... северокорейцам явно пришлось дорабатывать проект по ходу дела, отказываясь от «слишком смелых» инженерных решений в пользу более проверенных и надежных. Такой ход событий, впрочем, вполне ожидаем; было бы трудно представить, чтобы строительство принципиально нового (и очень сложного!) боевого корабля для недостаточно опытной индустрии обошлось бы вообще без накладок.

-7

По всей видимости, северокорейцы решили не затягивать достройку корабля ради доработки неудовлетворительно функционирующих систем (которые, возможно, в итоге так бы и не удалось вообще доработать, и все равно пришлось бы заменять) и ввести его в строй в «ограниченной» версии, постаравшись, насколько возможно, компенсировать ограничения. Что является достаточно разумным шагом. Находящийся в море корабль приносит значительно больше практического опыта, чем стоящий у достроечной стенки — и если проект «Чвё Хэн» имеет какие-то еще значимые недоработки, в эксплуатации они станут очевидны с большей вероятностью.