Найти в Дзене

Крах американской Atari — как игровые приставки оказались никому не нужны

Оглавление

В начале 80-х годов прошлого века имя Atari было практически нарицательным. Игровые автоматы этой компании стояли во многих людных местах, а про Atari 2600 и говорить нечего – это была революция, которая сформировала рынок игровых приставок таким, какой он есть.

Однако уже к середине 80-х годов Atari, которая только что была лидером рынка, оказалась у края пропасти. Как они умудрились? Игорь Позняев, автор канала «Блог системного администратора», предлагает посмотреть на один из самых громких провалов в игровой индустрии.

Как все начиналось

Atari уходит корнями в 1972 год, когда Нолан Бушнелл и Тед Дабни придумали довольно простую (по современным меркам) игру Pong. Первый игровой автомат с Pong они собрали полукустарным методом, по сути, это был телевизор, к которому подключалась плата, а к ней – приемник монет. В общем-то обычный игровой автомат с поправкой на то, что это был 1972 год, когда для просмотра кино нужно было покупать билет в кинотеатр.

Автомат разместили в каком-то из баров, и внезапно идея взлетела. Игра пользовалась популярностью, так что ребята начали договариваться с крупными компаниями, дабы начать серийный выпуск аркадных автоматов. Переговоры закончились ничем, так что Atari, помимо выпуска игр, начала еще и самостоятельно выпускать игровые автоматы, и довольно быстро подмяла рынок под себя.

Но главное достижение Atari – это Atari VCS, она же Atari 2600. Это была мечта детей тех лет, потому что устройство размером с «видик» позволяло играть в игры прямо дома. Консоли, конечно, выходили и раньше (тот же Fairchild Channel F вышел в 1976 году, за год до Atari 2600), но у Atari был серьезный козырь в рукаве, то есть игры.

С 1979 по 1981 год вышла огромная масса хитов, вроде Asteroids, Tempest, Missile Command, Battlezone, Centipede. Консоли и игры продавались настолько хорошо, что никто не обращал внимания на тревожные изменения.

А они были, и имя им – Warner Communications

В 1976 году, то есть за год до выхода Atari 2600, компанию покупают Warner за 28 миллионов долларов. Это событие оценить довольно трудно. Одни обвиняют Warner Communications за то, что они фактически «убили» Atari, другие – что без миллионных инвестиций компания не смогла бы достичь тех вершин, до которых она добралась. Красноречив тот факт, что уже в 1978 году Бушнелл был уволен из-за разногласий с советом директоров.

Игровая индустрия в те времена не была развита, поэтому к разработчикам относились примерно так же, как ко второсортным актерам. Это привело к оттоку талантливых программистов и гейм-дизайнеров, которые объединялись в независимые студии. Выходцы из Atari, между прочим, основали Activision в 1979 году и Amiga в 1982.

Не стоит забывать и о том, что WC – огромная корпорация с соответствующими проблемами. В 1980-х на рынок начали выходить и другие игроки – небольшие компании и стартапы, которые предлагали лучшие консоли и быстро реагировали на изменения рынка – их руки не были скованы бюрократией. Катастрофа случилась уже в 1983 году.

Игровой кризис

В индустрии видеоигр нет аналогов событиям 1983 года – они буквально могли похоронить всю игровую индустрию, хотя начиналось все довольно безобидно. Так, на растущем рынке росло и количество разработчиков, которые хотели урвать себе кусок пожирнее. При этом они знали, что игроки, в общем-то, покупают все подряд, какой бы игра ни была – она обязательно окупится, а значит, нужно делать много, быстро и не всегда «хорошо».

Раньше Atari контролировала рынок картриджей, но в новых условиях это было невозможно, хуже того – и те игры, которые должны были держать планку, тоже разрабатывались спустя рукава. E.T. the Extra-Terrestrial, например, была разработана всего за 5 недель, естественно, ничего хорошего в такие сжатые сроки сделать не получилось. Даже уже имевшийся Pac-Man, который нужно было просто портировать на Atari 2600, был портирован криво, с явным даунгрейдом графики и звука (впрочем, даже в таком виде он продался тиражом более 7 миллионов копий).

Картриджи для игр Atari, извлечённые из массового захоронения непроданных игровых картриджей в Аламогордо, штат Нью-Мексико. Авторство фото: Jason from The Wasteland. ET!, CC BY 2.0
Картриджи для игр Atari, извлечённые из массового захоронения непроданных игровых картриджей в Аламогордо, штат Нью-Мексико. Авторство фото: Jason from The Wasteland. ET!, CC BY 2.0

Ну и как вишенка на торте – именно в середине 80-х годов люди начали активно покупать персональные компьютеры. Они были уже достаточно дешевыми, при этом позволяли не только играть, но и, например, работать. Словом, кризис погубил множество игровых студий и производителей разного пошиба, в их число позже войдет и Atari.

Но ребята пытались

Гонка технологий набирала обороты. Пока ребята пыталась свести концы с концами, конкуренты выпускают новые приставки, в том числе Nintendo с их NES. Atari было попыталась на них ответить, выпустив сначала Atari ST, а затем и Atari 7800, но все было тщетно. ST – это вообще компьютеры, а не консоли, и хотя они не считаются плохим продуктом, это все-таки не то. 7800 же, будучи консолью третьего поколения, появилась всего за год до выхода NEC PC Engine и за два года до появления популярной Sega Mega Drive.

Atari ST. Авторство фото: Bill Bertram, 2006. Собственная работа, CC BY-SA 2.5
Atari ST. Авторство фото: Bill Bertram, 2006. Собственная работа, CC BY-SA 2.5

«Хороша ложка к обеду» - подумали в Atari и решили начать разработку самого странного своего устройства – 64-битного Atari Jaguar. Эта штука должна была произвести что-то вроде революции, потому что «чем больше бит – тем лучше». Проблема была только в том, что Jaguar был спроектирован не совсем так, как хотелось бы разработчикам. Он состоял из центрального 16-битного Motorola 68000, 64-битного графического процессора «Том» и 32-битного сигнального процессора «Джерри», то есть назвать его «по-настоящему 64-битным» могли только маркетологи.

Такая схема оказалась настоящим адом для разработчиков, и многие из них банально не использовали все возможности консоли, ограничиваясь центральным процессором. При этом все «навороты» стоили денег, вот и вышло так, что «супер» консоль от Atari оказалась, во-первых, очень дорогой, во-вторых – практически без игр, а в-третьих – не во всех играх возможности консоли использовались по-максимуму. Масла в огонь подливали и картриджи, емкость которых составляла всего 6 мегабайт. Напомню, через 2 года выйдет Sony Playstation, которая была и дешевле, и быстрее, а в качестве носителя использовала диски.

Игровая приставка пятого поколения Atari Jaguar и её контроллер, выпущенные компанией Atari в 1993 году. Авторство фото: Evan-Amos. Собственная работа, CC BY-SA 3.0
Игровая приставка пятого поколения Atari Jaguar и её контроллер, выпущенные компанией Atari в 1993 году. Авторство фото: Evan-Amos. Собственная работа, CC BY-SA 3.0

Собственно, история консольного подразделения на этом и заканчивается. После провала Jaguar с компанией не происходило ничего значимого до 2001 года, когда Infogrames Entertainment решила выкупить Atari вместе со всеми правами. В 2013 американские подразделения Atari подали на банкротство, и как вы (скорее всего) знаете, сейчас про компанию практически ничего не слышно.

Просчитались, но где?

Из истории Atari можно взять железобетонную формулу о том, как не нужно вести бизнес. Если бы ребята не были так самоуверенны после выхода Atari 2600, скорее всего, они смогли бы продолжать конкурировать с развивающимися компаниями, которые рвались на рынок.

Отсутствие контроля качества для сторонних разработчиков – еще один фактор. В то время, пока Nintendo жестко боролась с пиратами и самостоятельно выпускала картриджи, на Atari выходило почти что угодно. Потребители, правда, не оценили кучу плохих игр и потихоньку начали переходить в стан Nintendo, которая контролировала качество.

То же можно сказать про управление: бюрократия, недопонимания и внутренние конфликты уж точно не помогали компании развиваться. Добавим к этому отток персонала, который никак не симпатизировал продюсерам – чем не причина провала?

Ну и конечно, не такая очевидная причина – попытки не «перегнать», а «обойти». Если бы вместо дорогущего Jaguar Atari представила консоль попроще и подешевле – кто знает, может быть, они были бы на плаву до сих пор. Но история не терпит сослагательного наклонения.

Несмотря на свой печальный конец, Atari навсегда осталась в истории как компания, которая популяризировала видеоигры, показала потенциал домашних консолей и, по сути, запустила целую индустрию. Впрочем, эту историю можно трактовать и как наглядное пособие – даже самый лучший старт может закончиться крахом, если не следить за изменениями рынка, забить на качество и не обращать внимание на конкурентов.

А у вас была хоть какая-нибудь консоль от Atari?