Найти в Дзене
Дела конные

Вятская порода лошадей. Наталья Белоусова, регистратор породы ВНИИК

ИСТОРИЯ Вятская порода выведена на территории Удмуртии и Кировской области. Большую известность получила на рубеже 18-19 веков с развитием на Руси почтовых троек. Русская тройка ведь не с орловских рысаков начиналась, а с простых выносливых крестьянских лошадок, вяток, мезенок, неутомимо мчащихся по многокилометровым трактам необъятной России. У себя на Родине вятские лошади безропотно трудились в крестьянских хозяйствах, а в долгие зимние месяцы уходили в обозах с хозяйским товаром на сотни и тысячи километров от родного дома. Северная лесная лошадь – это крестьянская лошадка подворного содержания, этих лошадей не держали большими табунами как степных, не использовали для получения молока и мяса, а исключительно как пользовательных животных в упряжи и под седлом, причем на Родине вяток – в непроходимых лесах восточных уездов Вятской губернии – только под седлом, в отсутствии дорог по тайге на телеге не проедешь. Вятская порода была популярна по всей России и даже за ее пределами. На я

ИСТОРИЯ

Вятская порода выведена на территории Удмуртии и Кировской области. Большую известность получила на рубеже 18-19 веков с развитием на Руси почтовых троек. Русская тройка ведь не с орловских рысаков начиналась, а с простых выносливых крестьянских лошадок, вяток, мезенок, неутомимо мчащихся по многокилометровым трактам необъятной России. У себя на Родине вятские лошади безропотно трудились в крестьянских хозяйствах, а в долгие зимние месяцы уходили в обозах с хозяйским товаром на сотни и тысячи километров от родного дома.

Вятская тройка, конец 19 века
Вятская тройка, конец 19 века

Северная лесная лошадь – это крестьянская лошадка подворного содержания, этих лошадей не держали большими табунами как степных, не использовали для получения молока и мяса, а исключительно как пользовательных животных в упряжи и под седлом, причем на Родине вяток – в непроходимых лесах восточных уездов Вятской губернии – только под седлом, в отсутствии дорог по тайге на телеге не проедешь. Вятская порода была популярна по всей России и даже за ее пределами. На ярмарках особо славились и ценились у крестьян вятские лошади. На самой Родине породы ее разведением не занимались, заводов не было, вяток разводили частным образом, стихийно, разве что самых послушных и работящих оставляли, родословных не вели, хотя имена лучших жеребцов помнили. Более того, местное конепоголовье в Вятской губернии в 19 веке стали активно метизировать рысаками и западными тяжеловозами. Вятка-савраска хороша, крепка, добра, вынослива, да росточком мала, средний рост тогдашних вяток не превышал 140 см. Попытка ради спасения местной породы в 1860-х годах создания Земской случной конюшни (не путать с Вятской ГЗК, организованной в 1885 г. и уничтоженной Росипподромами в 2011), произвела обратный эффект, т.к. кроме обвинских (сходная с вятками лошадь, но в Перми) и вятских жеребцов на случные пункты поставили жеребцов верховых и рысистых пород, ставших популярными у крестьян: красавец же! А потянет ли полуверховой недокормыш плуг, так об это не задумывались сначала. Так почти всех местных коренных саврасок и вывели, что даже тройки типичных вяток по госзаказу для конюшни государя-императора не нашли! После чего, в 1892 г. вынесли вердикт: вятская порода лошадей более не существует! А профессор М.И. Придорогин нашёл в своей экспедиции 1900 г. немало типичных вяток, в доказательство опубликовал фотографии. В 1913 г. вятки восхитили столичную публику на выставке в Санкт-Петербурге, что их и домой везти не пришлось, все тотчас же были проданы!

Жеребец Зелень, 1949 г.р. (Гудок – Звезда), линия Михая, производитель Удмуртской ГЗК (1954-1956 гг.), аттестат II степени на ВСХВ 1957 г.
Жеребец Зелень, 1949 г.р. (Гудок – Звезда), линия Михая, производитель Удмуртской ГЗК (1954-1956 гг.), аттестат II степени на ВСХВ 1957 г.

Потом революции, войны, голод, безвестность породы, разве что светлым пятнышком истории – показ вяток на ВСХВ 1923 г. Экспедиции 1930-х В.В. Беляева в Удмуртию и 1940-х гг. В.П. Левашова в Кировскую обл. выявили много типичных вяток. Впервые в истории породы начали целенаправленную селекционно-племенную работу на конефермах Зуринского (в Удмуртии) и Зюздинского (в Кировской обл.) Госплемрассадников. В итоге улучшения селекции, кормления, выращивания рост вяток с 137-138 см через 20 лет увеличился до 142-143. При чистопородном разведении! Потенциал то роста у породы есть, если работать, как положено в зоотехнии. Но после закрытия ГПР с конца 1950-х гг. работа постепенно прекратилась, в 1970-х гг. в с. Зура, где был племрассадник, закрылась последняя конеферма вяток. Кстати, башкиры и мезенководы сохранили свои архивы, благодаря чему происхождение их современных лошадей можно отследить аж с 1930-х годов, а документы на вяток потеряли. Зоотехник Агрофирмы «Гордино» В.В. Варанкина нашла в районном архиве племенные документы вяток Зюздинского ГПР, только сегодня лошадей-потомков нет, в самом Гордино вятки с другими предками, удмуртские же вятки скорее всего являются потомками Михая I, есть много подтверждающих фактов, но документального подтверждения генеалогии, увы нет. Некоторые конезаводчики наверно полагают, что архивы – никому не нужная, мешающая практической работе мелочь, пыль, не стоящая хранения. Да и сегодня не все владельцы серьезно относятся к регистрации лошадей, не понимая, насколько это важно! Ну и главное – после ликвидации ГПР возобновилась метизация уже восстановленных вяток рысаками и русскими тяжеловозами.

Вятские лошади на выставке в Роттердаме, 1880 г.
Вятские лошади на выставке в Роттердаме, 1880 г.

Экспедиции ВНИИК в 1981 г. нашли в регионе всего чуть больше 40 кобыл вятского типа, но работа не велась, племенных документов уже не было и в помине. Рекомендации ВНИИК по восстановлению вятской породы отвергли в Главконупре. Вятка, как мелкая пользовательная лошадь отраслевых начальников не интересовала. Это же лошадь для личных подворий, в этих условиях выводились вяточки, для частников больше всего и подходят. Большим хозяйствам были нужны крупные и мощные лошади, идеальным для Урала и Предуралья стал русский тяжеловоз, эта порода тогда здесь и процветала. А в личной собственности лошадь в СССР держать было нельзя. Очередной в истории вятской породы вердикт чиновников – не нужна, да и нет ее уже.

Тем не менее инициативой ВНИИК зарядились зоотехники в Удмуртии и Кировской обл. Тогда еще в колхозах и совхозах было много лошадей, на бывших конефермах вяток оставались и весьма типичные экземпляры, их покупали, обменивали, собирали в заинтересовавшиеся возрождением родной породы хозяйства, ведущими стали колхоз «Колос» в Удмуртии и совхоз (ныне агрофирма) «Гордино» в Кировской обл. Кстати, далеко не всех интересных вяток забрали из товарных колхозов для восстановления породы. В наших экспедициях 1993-1995 гг. и даже уже в 2007 г. видели в бывших ключевых хозяйствах зоны ГПР очень интересных вяток не установленного происхождения, но явно потомков производителей госплемрассадника. Порода то со стойкими генами! За 40 с лишним лет работы новую породу можно вывести, не то что старую восстановить. А уж уникальный генотип вяток много лет спустя подтвердили и генетики.

Сама я занимаюсь вятками с 1992 г., работала в МВА им Скрябина, по договору – селекционером в хозяйствах вяток, потом много лет серьезно занималась этой породой, официально зарабатывая на хлеб в другом месте, курирование вяток долго было неоплачиваемой второй работой

Но «сколько волка не корми, он всё в лес смотрит», так в комментах давеча с удивлением прочитала о табунных вятских жеребятах, с чем решительно не согласна, скорее это про меня. В 2014 г. открыли группу вятской породы во ВНИИК, и теперь я официально являюсь старшим научным сотрудником института, руководителем селекционного центра по вятской породе.

СЕЛЕКЦИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ.

В любой работе считаю жизненно важными два взаимосвязанных столпа – производство (в нашем случае разведение лошадей) и реклама, одно без другого невозможно в современном развитии любого продукта, порода животных не исключение. О нашей работе по популяризации вятской породы подробно писала в серии статей «Вятки – пять слагаемых пиара» в группе ВК «Вятская лошадь», кому интересно, зайдите, почитайте

Жеребец Линкольн, 2019 г.р. (Лотос – Либерти), линия Бурана, победитель и призер многих выставок
Жеребец Линкольн, 2019 г.р. (Лотос – Либерти), линия Бурана, победитель и призер многих выставок

В селекции придерживаемся двух правил: сохранение самобытного, аутентичного типа, уникального, присущего породе генотипа и соответственно хозяйственно- биологических свойств на фоне обязательной обратной связи с пользователями продукции хозяйств - покупателями вяток. Считаю, что в селекционной работе в рамках сохранения ценных, «освященных приданием» качеств старинной породы важно и получение востребованных современным рынком животных, т.е. при в целом правильном экстерьере лошадь должна быть нарядных форм и масти, с красивой головой, подвижной шеей, выразительными глазами, крепкими сухими ногами, иначе говоря, хобби-лошадь должна цеплять сначала внешне, а потом другими качествами. Для олимпиад вятку не купят, в ее селекции важны другие качества. Мы проводим испытания работоспособности вяток на универсальность, главная цель - не высота, резвость, сила, а послушание лошади в любой ситуации, как от нее потребует человек – и в упряжи, и под седлом, и в поводу, важна стрессоустойчивость ее психики. Это важно для вяток, а не, например, амплитудные движения, которые как ни селекционируй, не будут конкурентны спортивным породам, а если вдруг и станут таковыми, то потеряется не только аутентичность вятки, ее экстерьера, но и практичность тоже: мелкая рысь более удобна, даже спортсмены и тренера отмечают именно мягкую рысь, как преимущество рабочих качеств вятки, не говоря о туристах и пр. Да и адаптивность потеряем.

Мы проводили исследования востребованности разных качеств хобби-лошади, что, собственно, не открыло ничего нового. Главные качества вяток, которые хотят видеть их пользователи, – добронравие и адаптивность. Мы работаем с этими признаками, исследуем в разных направлениях наследуемость характера, в т.ч. и с генетиками, здесь далеко не все так просто как кажется на первый взгляд! Например, говоря о характере, абсолютно не обязательно, что строгий жеребец будет непременно с вероятностью 50+% давать строптивый приплод. А если у строгого жеребца в роду все добронравные няши и от его жеребят владельцы в восторге, что заводчики получают заказы «наделать таких же»? Наследуется темперамент, какие-то поведенческие черточки, повадки, но не «человекоориентированность», «строгость» или так называемая «злобность», что считаем вообще приобретенным качеством, жеребенок домашней лошади злобным не рождается. А вот какое было воспитание – это уже вопрос, не каждый владелец признается. Мы в нашей группе «Вятская лошадь» проводили опрос о характерах вяток, все ли вятки «добрые» или «абориген – это ужас-ужас-ужас». Вот устала объяснять одно и тоже, например, желающим купить жеребеночка для ребеночка, чтобы «вместе росли, вяточки же добрые»! Ну не нужно поддаваться стереотипам, лошади разные! Смотря интервью о дончаках, терцах этой серии энциклопедии пород, поймала себя на мысли, что про характер как про вяток говорят спикеры! Надеюсь, что владельцы вяток в Энциклопедии пород тоже поделятся рассказами из первых рук и о характерах вяток тоже, чтобы развеять миф об их некоем сверхъестественном добронравии или напротив невиданной аборигенной «дикости», что сколько не корми, всё в лес смотрит

Жеребец Ромул, 2018 г.р. (Мотор – Рыбка), линия Боба, победитель и призер многих выставок
Жеребец Ромул, 2018 г.р. (Мотор – Рыбка), линия Боба, победитель и призер многих выставок

Каждую лошадь надо готовить и воспитывать. Даже подготовленную и воспитанную)))

Говоря о селекции, хочу подчеркнуть, что, сохраняя породу, мы именно сохраняем ПОРОДУ, т.е. группу животных, с присущими только ей определенными качествами. Мы работаем с обратной связью, но в меру разумного. Например, к нам обращались с такими советами:

1. Вяток надо укрупнить, вот я (мой муж, брат, сват, клиент) высокая, неудобно на лошади 148-150 см (таков в среднем рост вяток). Даешь вяток 160 и выше!

2. Вятка должна быть до 140 см! Это же пони-класс!

3. Вятки должно быть много, чтобы мощная, костистая, чтобы посадить моего мужа, друга, туристов, клиентов, всех вместе взятых.

4. Вятка должна быть легкая, тонкая, звонкая, верховая. Потому что это «красиво», а вот если массивная как тяж – это «страшная кляча».

5. Вятки должны быть «старотипными». Чтобы это не значило. Обычно «старотипность» понимается под свои хотелки, на практике встречались варианты: в типе почти тяжеловоза, а то, дескать, облегчили костяк, вятки ВСЕГДА были (С)«как битюги», а такими как сейчас легкими не были никогда (моё прим.: вяток метизировали тяжами за мелкий рост и беднокостность); ростом 135-137 см как в 19 веке; исключительно в верховом типе, опять-таки как в прошлые века

6. Даешь вяток разных мастей! Набор генов породы? Не, не слышали…

У вяток есть массивный, облегченный и средний типы. А по росту получается, что породу о 230 матках надо поделить: вятки до 140 см, вятки классические, вятки 160+ см? А ничего, что есть другие породы искомого роста? Зачем непременно изобретать велосипед? При том, что спрос на взрослых вятских лошадей именно в том универсальном виде, как есть, и под ребенка, и под дядю, сегодня превышает предложение! Так полюбились вяточки, что хотят переделать почему-то именно эту породу под свои мечты, чем купить лошадь в изначально запрашиваемом стандарте роста, масти, экстерьера и прочего. Зачем идти за догом в питомник болонок, требуя поменять размерчик?

Говоря об экстерьере вятской лошади словами В.П. Левашова, - классическая вятка представляет собою среднее положение между крайними представителями рода лошадиных – бельгийским брабансоном с одной стороны и чистокровной верховой с другой. То есть – золотая середина, не уклоняющаяся ни в массивную, ни в облегченную сторону, хотя, повторюсь три типа в породе сегодня-таки культивируются. Но строго в рамках стандарта породы, популярной, востребованной именно в своих качествах, которые селекционеры делают чуточку лучше, чуточку нарядней, чуточку «правильней». Совсем чуть-чуть, в рамках уникального, не повторимого генофонда реликтовой старинной российской породы.

В целом, экстерьер вяток остался в основном аутентичный, с уклоном в упряжной, благодаря селекции чуть-чуть «облагороженный», более нарядный. Изменилось соотношение мастей даже в сравнении с началом восстановления породы в 1980-х. Сегодня больше 50% составляют мышастики, раньше их было не более 10%, увеличилась доля востребованных булано-саврасых, и всё это – за счет сокращения главной визитной карточки вятской породы – саврасой масти, которая сегодня, к сожалению, ценится и покупается меньше мышастой и буланой. Гнедые, вороные и рыжие вятки бывают (такова генетика), но не более 5-7%.

Жеребец Михай I, 1924 г.р., найденный в экспедиции В.В. Беляева, родоначальник ведущей линии в Удмуртском ГПР, аттестат I степени на ВСХВ 1939 г.
Жеребец Михай I, 1924 г.р., найденный в экспедиции В.В. Беляева, родоначальник ведущей линии в Удмуртском ГПР, аттестат I степени на ВСХВ 1939 г.

Про методы популяризации, кстати, замечания тоже весьма противоречивы. Кто-то не доволен, что гламурим крестьянскую рабочую породу, а кто-то наоборот, что пиарим вяток для деревенских жителей. Для последнего они кстати подходят идеально, на мой взгляд лучше, чем для поточных городских клубов, поскольку элемент привыкания к одному человеку у многих вяток есть, да и склонность к хобл, к сожалению тоже, поэтому вяткам важны выгул, свежий воздух и хорошее сено, с чем нередко в деревне бывает получше. И еще раз подчеркнем: мы не пиарим вяток, как самых добрых лошадок, мы не пиарим вяток, что «сел и поехал», мы не «втюхиваем» табунный молодняк новичкам, при продаже объясняем по сотому разу, что жеребенок - не котенок, что вятку надо воспитывать, как любую лошадь, и что даже заезженная вятка – не каруселька. В группе «Вятская лошадь» в основном пиарим вяток так, как их представляют владельцы – просто постим, как есть. И не наша вина, что чаще (но не всегда!) при заездке это оказывается «сел и поехал», и отзывы о вятской породе действительно хорошие! И да, мы поддерживаем в вятской группе доброжелательность, на корню пресекая скандалы и негатив, поскольку в том числе и через отношения людей в породном сообществе новые люди приходят в породу или наоборот сторонятся ее, и зеркало этого – породная группа в социальной сети.

Во многом благодаря многолетней работе всей нашей дружной команды вятколюбителей, эта порода по факту сегодня востребована настолько, что взрослых лошадей почти не купить, на кобылок-отъем в хозяйстве, где работаю селекционером, очередь на несколько лет вперед (если не будет отказов от записи), цены на табунный отъем выросли с 25 тыс. в 2019 г. до почти 100 в 2025, лошадей востребованного возраста 3-6 лет продают за 250-300 тыс., но эти предложения редки, объявления продажи вяток с документами обычно долго не висят.

Вятских лошадей сегодня уже почти 900 голов вместе с меринами, они живут почти во всех регионах России – северных, южных, западных, восточных. Их любят, покупают для разных целей, с чем, надеюсь, владельцы познакомят и в рамках этой серии.

О многом не написала, надеюсь добавят другие спикеры. Рассказала только о части того, чем занимаюсь сама. Это в основном селекция, учет, выставки, испытания, продажа лошадей, ведение нескольких групп ВК, немного генетики, история, наука, и всё прочее, связанное с вятками, по чуть-чуть. Проблем у нас тоже много, как везде, но всё уж не охватить рассказом

Автор текста Белоусова Наталья Феликсовна, регистратор вятской породы ВНИИ коневодства, специально для сообщества "Дела конные"

Онлайн-интервью с Натальей Феликсовной