Найти в Дзене
Учитель Святости

книга Элис Р. Стайлс •Самуэль Логан Брэнгл. Учитель святости• Глава 5

БРАК Преподобный Самуэль Брэнгл молился о своем браке. Эта частая молитва впервые была произнесена после его освящения. Стоя на коленях, он сказал Богу: «Господь, если Ты хочешь, чтобы я никогда не женился, дай мне знать Твою волю. Но если есть Твоя воля на то, чтобы я был женат, у меня будет одна просьба. Помоги мне найти жену, которая будет любить превыше всего Тебя. Тогда я буду уверен, что она будет всегда любить меня. Благодаря своей любви к Тебе, она сможет любить меня, будучи полна посвящения и заботы. Сделай выбор за меня, Господь». За много лет до этого, когда он был еще маленьким мальчиком, его мама крепко обнимала его и рассказывала, какой счастливой сделал ее его отец. Она добавляла: «Однажды мой мальчик тоже сделает счастливой какую-нибудь маленькую женщину». С того времени в его разуме постепенно вырисовывался образ той женщины, которую он хотел видеть своей женой. Он описывал ее так: «Я чувствую, что одно из предназначений в моей жизни это сделать счастливой одну малень

БРАК

Преподобный Самуэль Брэнгл молился о своем браке. Эта частая молитва впервые была произнесена после его освящения. Стоя на коленях, он сказал Богу: «Господь, если Ты хочешь, чтобы я никогда не женился, дай мне знать Твою волю. Но если есть Твоя воля на то, чтобы я был женат, у меня будет одна просьба. Помоги мне найти жену, которая будет любить превыше всего Тебя. Тогда я буду уверен, что она будет всегда любить меня. Благодаря своей любви к Тебе, она сможет любить меня, будучи полна посвящения и заботы. Сделай выбор за меня, Господь».

За много лет до этого, когда он был еще маленьким мальчиком, его мама крепко обнимала его и рассказывала, какой счастливой сделал ее его отец. Она добавляла: «Однажды мой мальчик тоже сделает счастливой какую-нибудь маленькую женщину». С того времени в его разуме постепенно вырисовывался образ той женщины, которую он хотел видеть своей женой. Он описывал ее так:

«Я чувствую, что одно из предназначений в моей жизни это сделать счастливой одну маленькую женщину; в то время как обидеть женщину… разрушить ее счастье казалось всегда и кажется мне до сих пор… предательством по отношению к самым святым правам и свободам человека. Благодаря моей матери я имею перед собой высокий идеал тихой добродушной жены, чистой и обладающей всеми женскими добродетелями. Я знаю, что именно это украшает дом и делает его тихим пристанищем и центром вдохновения и ободрения, а также благородных устремлений.

В тот период одиночества, когда умерла мать, моей охраной была мысль о жене, которой я однажды хотел бы отдать всего себя таким же чистым и незапятнанным, каким надеялся найти и ее саму. Когда у меня возникало искушение поддаться запретным удовольствиям, мысль эта, как ничто другое, останавливала меня… Я хотел прожить свою жизнь так, чтобы я смог открыть свое сердце и рассказать своей жене всю свою жизнь, и мне не было бы стыдно».

Спустя годы Брэнгл напишет брошюру «Почему я захотел, чтобы моя жена стала моей женой». В ней он в частности написал: «Во время обучения в Восточном университете я полностью убедился в том, что моя жена не просто должна обладать добрыми качествами. Ее не просто должны украшать изысканность и образование. Но она должна быть настоящей христианкой. Она должна любить Бога и Его закон превыше всего. Ибо без этого, как я понял, мы будем лишены наивысшего общения. И наоборот: имея это, любовь и верность будут непобедимы. Но где найти такую жену? Соломон был очень мудрым человеком и обладал богатым опытом в браке. Он говорил, что разумная жена — это наследство от Господа (Притчи 19:14). Если это наследство от Бога, то почему бы не попросить Бога о жене для себя? Именно так я и поступил!»

Так высок был стандарт Брэнгла. И он молился об этом с уверенностью. Для него это было обычным делом, как для кого-то просить о хлебе насущном. Каков же был ответ?

Прошли месяцы и годы. Он встречал многих милых юных девушек. Но ни одна не тревожила его сердца. Ни одна из них не заставила его думать, что она и есть та женщина, которую приготовил ему Бог. Затем разные друзья начали говорить ему, что видели ее. Брэнгл пришел в церковь. Он увидел ее, стоящей за кафедрой, в форме Армии Спасения. Годами позже он напишет:

«Два года спустя мы встретились, и я влюбился — я потерял свое сердце.  Вот она, милая, грациозная, интеллигентная девушка, исполненная Божьей любви, одобренная моей головой и моим сердцем, ради которой я отрекся от себя в одинокие часы лютого искушения, хотя и не видел ее лица и не мог знать, за кого я молился и кого ждал.»

Это был его ответ, но долгое время Элизабет Свифт воспринимала его только как брата во Христе. Она находила в нем лишь друга, чьи интересы совпадали с ее собственными.

Давайте вкратце посмотрим на начало истории жизни Элизабет (Лили) Свифт, каким оно стало известно Брэнглу из ее писем и разговоров с ней. Дочь банкира, юриста из небольшого города, Элизабет родилась в США, в Нью-Йорке, ее детство прошло в старомодном уютном фермерском доме. Вокруг были прекрасные луга, виднелись горы, можно было купаться в реке и рыбачить, в густых лесах было много цветов и папоротников. На ферме жили коровы и лошади, телята и жеребята, цыплята и индейки. Она росла, подобно фиалке, кроткой, изысканной и обладающей чувством собственного достоинства. Она очень любила книги, поэзию, природу и саму жизнь.

Училась она в колледже Вассар, но здоровье не позволило ей закончить обучение.

Что касается веры, Элизабет воспитывалась в учении кальвинистов. Она считала, что их «доктрина об избрании» (предопределении) была удобна, если ты сам был избран. Но как быть уверенным, что это так? Она изучала новозаветные послания и задавала себе вопрос: «Может ли человек избавиться сам от своей горечи, злости, гнева, ропота?» Эти вопросы привели ее к разочарованию. В результате Лили окончательно отвернулась от религии и начала искать удовольствий и легкой жизни.

Вслед за тем, когда окончила колледж ее младшая сестра, Сьюзи, Лили и Сьюзи с еще одной подругой поехали в тур по Европе. В Шотландии они впервые увидели Армию Спасения. Две младших девушки, которым хотелось чего-то интересного, выказали желание пойти на собрание. Лили, уверенная в том, что лучшие люди не ходят в Армию Спасения, отказалась пойти с ними. В последующие дни те двое потеряли всякий интерес к развлечениям. Все, чего им хотелось, это ходить в Армию Спасения. Наконец, Лили захотелось узнать, что же их так заинтересовало. Она пришла на свое первое собрание в Эдинбурге (Шотландия).

В зале, где сидело шестьсот мужчин и женщин, она быстро взобралась на стул на сцене, куда ей предложили сесть. Здесь, глядя на лица людей, ей казалось, что «перед ее глазами предстало все зло, о котором она когда-либо слышала. Грех был так очевиден, что и самый сомневающийся смог бы удостовериться в том, что либо всех надо отправить в ад, либо проповедовать Евангелие».

Зло это не молчало. Люди кричали и топали в попытках заглушить капитана, а затем и его жену, когда те пытались вести зал в песнопении. Лили, наконец, вскочила, встала рядом с женой капитана и, взмахнув руками, воскликнула: «Тихо!» Все сразу же замолчали и сохраняли спокойствие до конца собрания.

Это собрание изменило мнение Лили об Армии Спасения, о вере и о служении. Она была членом церкви и номинальной христианкой (просто называла себя так). Но теперь она увидела, что была необращенной. Она также обрела видение своего будущего, когда услышала тихий голос Бога: «Ты должна отдать жизнь ради таких, как они».

В Лондоне три молодых девушки нашли Армию Спасения. В штаб-квартире, на улице Королевы Виктории, дом 101, Лили представили молодого человека по имени Клибборн. Он поразил ее своим прямолинейным вопросом: «Вы христианка?». Когда она ответила «Нет», он спросил: «Хотите, я расскажу вам, как Бог спас меня?» Его история была историей язычника (неверующего), безответственного парня, который сажал тернии в своей жизни (творил беззакония) в родной стране и за ее пределами. Но Бог прикоснулся к его жестокому, гордому сердцу. Будучи послушен Божьему призыву, он оставил все. Лили поняла, что вера без полного послушания Богу, неправильна. Она искала все или ничего. Прямо там же Лили Свифт была обращена. В последующие месяцы Лили провела в учебном гарнизоне Клэптон, работая преподавателем и обучая кадетов, которым не хватало образования. Она также писала статьи в «Вестник спасения» и другие издания.

В мае 1885 года сестры вернулись домой, где они начали работать в родной деревне так, как видели это в Армии. В церквях они проводили собрания, навещали бедных, расспрашивали богатых друзей об их душе. Позже Сьюзи вернулась на работу в Лондон. А затем штаб-квартира в Нью-Йорке пригласила Лили распространять весть в других городах. Она проповедовала в Бостоне, когда повстречала молодого Брэнгла.

Дружба между Брэнглом и Лили Свифт укреплялась. Они постоянно встречались, писали друг другу письма. Они обменивались тем, какие обещания каждый из них дает Богу, рассказывали друг другу о том, как Бог трудится в их жизни, но ни слова не говорили о любви.

Затем Брэнгл узнал, что Лили уезжает в поездку по Англии собирать материал для новой книги об Армии. Он почувствовал, что настало время попросить ее руки. Лили наотрез отказалась: «Все мое освященное сознание говорит громко и ясно: «Ты не должна выходить за него»... Я уверена, что у Бога для вас есть нечто лучшее. Пожалуйста, спросите у него, как это сделала я, чтобы стать свободным».

Но он был уверен, что Бог предназначил для него именно Лили. Она настаивала на причинах, которые говорили о его ошибке: у нее было слабое здоровье; она была на несколько лет старше; ее отец недавно пережил финансовые трудности. В конце ее письма чувствовалась тоска: «Ваше предложение наполнило меня радостью и глубокой печалью. Я почувствовала, что если бы стала вашей женой, то ваша любовь могла бы короновать меня как женщину, но этому не бывать».

Он настаивал. Он говорил ей о своей молитве, своем идеале и Божьем ответе. Она снова ответила, ссылаясь на логические аргументы, и отправилась в Англию. Для нее вопрос был закрыт. Она была уверена, что месяцы разлуки помогут молодому проповеднику расстаться с иллюзиями.

В это время Брэнгл должен был принять важное решение. С одной стороны, была как никогда упорная мысль о том, что Бог призывает его служить в качестве офицера в Армии Спасения. Но, с другой, было предложение от только что построенной Методистской церкви в Южном Бенде (штат Индиана). Церковь была построена богачом, Клементом Студебекером, производителем автомобилей. Он искал пастора, и ему сказали, что подходящей кандидатурой будет Брэнгл. Что за возможность! Эта был выход из долговой ямы, в которой он оказался за годы обучения. Прихожане там были состоятельные, и их было много. Был шанс избежать нищеты, которая часто настигала пасторов, которые получали свои первые назначения. Но была ли Божья рука на этом предложении?

Брэнгл не принимал опрометчивых решений, он размышлял и молился. С одной стороны, церковь Студебекера, высокая зарплата, хорошее место; с другой, призыв к служению благовестия, возможные долги, неопределенность. Как он мог принять решение?

На помощь пришел Дух Святой. Он привел его к словам Христа в Матфея 6:31–33: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия». Он вспомнил Исход и то, как Бог вел Израильтян. Он был уверен, что Бог прошептал в его сердце: «Разве ты не доверяешь Мне?» Поблагодарив, он отказался от предложения Студебекера и решил, что должен следовать Божьему водительству. Он предложит свою кандидатуру для обучения в колледже для офицеров Армии Спасения.

Когда Лили вернулась в Америку, он снова сделал ей предложение. В то же время он рассказал ей о своем решении. На этот раз она попросила времени на молитву о предложении. Два дня спустя она дала свое согласие.

Счастливые дни, которые последовали за этим, были наполнены обсуждением планов. Было решено, что они поженятся, и он поедет на обучение в Лондон. 19 мая 1887 года в зале, украшенном ветками яблони и ландышами, они обвенчались. На церемонии присутствовали все важные люди города, много неизвестных, а также бедняки, среди которых работала Лили. Церемонию, красивую в своей простоте, проводили по Армейским канонам. Все было наполнено счастьем и радостью. Но не было забыто самое важное. Жених и невеста отдавали себя друг другу. Два дня спустя на пристани Нью-Йорка прозвучал гудок отплывающего корабля. Слова прощания были произнесены, и Самуэль Брэнгл отправился в Лондон в учебный гарнизон.