Усадьба Веневитиновых, о которой я обещала рассказать, подлинный памятник архитектуры XVIII века, чудом уцелевший в годы революционных событий.
Она расположена в селе Новоживотинном, название которого происходит от имени протекающего неподалеку, в селе Староживотинном, Животинного ключа с «живой» водой. Род Веневитиновых обосновался в Воронежском крае еще в конце XVI - начале XVII столетия, переселившись сюда из Тульской губернии.
Фамилия этого старинного дворянского рода происходит от названия крепости Венев под Тулой. Родоначальником древа считается Терентий (или Терех) Венев, которому в 1622 году ему были пожалованы земли под Воронежем.
Село Новоживотинное, в котором расположен музей-усадьба поэта Дмитрия Веневитинова, основано потомком Терентия, Антоном Лаврентьевичем Веневитиновым на рубеже XVII-XVIII веков. Будучи сподвижником Петра Первого, Антон Лаврентьевич, руководил самым крупным на тот момент кораблестроительным предприятием и являлся смотрителем корабельных лесов, годных для судостроительного дела. Он пользовался доверием и уважением у государя, благодаря чему в 1700 году закрепил за собой пустошь в междуречье Дона и Воронежа. При его сыне - Фаддее Антоновиче - началось зарождение усадьбы в Новоживотинном, которая сохранилась до наших дней. Ее постройка относится к началу XVIII века.
В прошлом веке здание претерпело немало изменений. В 1930-е годы на базе усадьбы Веневитиновых работал ЦЧНИИ им Н.К. Крупской политехнического образования детей. Сама Крупская занималась созданием института и даже лично приезжала в село. Затем в усадебном доме размещалась общеобразовательная, музыкальная школа. Летом 1939 года здание школы передали детскому дому, в котором жили дети Испании и русские дети-сироты.
В первые месяцы Великой Отечественной войны близ имения располагались воинские части. Новоживотинное было "село-фронт", здесь проходила линия огня.
В 1996 году на территории парка, примыкающего к усадьбе было проведено перезахоронение останков, найденных на поле боя недалеко от села Ольховатка.
С 1943 по 1979 год в главном усадебном доме располагалась сельская средняя школа, что спасло усадьбу от разорения. Однако после переезда школы в новое здание в 1979 году, усадьба была заброшена и в очередной раз подвержена разграблению. Хотя еще в 1974 году она была включена в Федеральный реестр Памятников культурного наследия.
В 2005 году, к 200-летию со дня рождения поэта, перед усадебным домом Дмитрию Веневитинову был установлен отлитый из бронзы памятник работы воронежского скульптора Максима Дикунова.
Своих первых посетителей возрожденная усадьба приняла в июне 2012 года. Гости получили возможность познакомиться с редкими фондовыми материалами: указами петровской эпохи, уникальными картами XVIII века, трудами историка М.А. Веневитинова, рукописями Д.В. Веневитинова, старинной мебелью, раритетными книгами, семейными портретами и др.
Давайте зайдем в главный дом усадьбы и прогуляемся по ее залам.
Переступая порог дома гости попадают в вестибюль, где стоит белая скамья - подарок потомка Веневитиновых Джеймса Венворт-Веневитинова, на скамье - дарственная табличка. А над ней в рамке висит автограф Дмитрия Веневитинова с признанием в любви к деревне.
В большой зале, куда мы попали из вестибюля можно познакомится с историей реставрационных работ и предметами, найденными в ходе ее проведения. Это кирпичи, изразцы с печей, аптечные баночки-скляночки и многое другое.
У окна - большой круглый стол, покрытый тёмной, то ли чёрной, то ли синей, скатертью. На скатерти - автографы почетных и именитых гостей музея-усадьбы.
Также в витринах представлены коллекции бабочек и насекомых.
По усадьбе, вроде как, можно "гулять" по дому самостоятельно, хотя возможно я ошибаюсь. Однако мы решили дождаться экскурсии, до которой оставалось каких-то полчаса.
Экскурсия по дому начинается с небольшого помещения, в который попадаешь пройдя через арочный переход с кирпичной кладкой.
Это самая старинная часть дома. В ней размещены экспонаты, рассказывающие об истории появления первых Веневитиновых на территории воронежского края.
Здесь находятся стрелецкий кафтан, копья, старинная сабля, в нише пушечные ядра, а на стене рисованный герб рода Веневитиновых.
На стенах небольшой проходной комнаты висят старинные карты Московии, а под картами стоит старинный сундук. Подобный сундук был обнаружен одним из владельцев этой усадьбы в 70-годы XIX века. Открыв его, хозяин среди прочих вещей увидел сшитые между собой свитки на старой пергаментной бумаге. Исписанные разными почерками бумаги оказались указами самого царя Петра Первого к Антону Лаврентьевичу Веневитинову, основателю этой усадьбы.
На первом этаже усадьбы расположен "Петровский зал". В нем можно увидеть копии тех самых указов воеводе Антону Лаврентьевичу Веневитинову, датированные 1680-ми годами.
В центре зала расположен масштабный макет усадьбы.
В зале находятся макеты кораблей, в строительстве которых принимали участие Веневитиновы, чертежи, в витринах и другие интересные экспонаты.
В одной из витрин - книга Михаила Александровича Веневитинова, племянника поэта, "Русские в Голландии", с автографом автора. Это исследование о посещении русскими Голландии в ходе Великого посольства 1697-1698 годов.
По лестнице мы поднимаемся на второй этаж, где в витринах выставлены местный крестьянский костюм, рукоделия мастериц.
Следующий зал - "Семья Веневитиновых" - посвящен нескольким поколениям семьи Веневитиновых, начиная с ее представителей Екатерининской эпохи и заканчивая современными потомками. На одной из стен на стекле изображено родословное древо Веневитиновых.
Также здесь представлены письменные документы, портреты, награды рассказывают о военной и государственной службе Веневитиновых, их кровной привязанности к донской родине.
Уклад жизни семьи был во многом определен правнуком петровского деятеля Антона Лаврентьевича Веневитинова - Петром Анкиндиновичем Веневитиновым, получившим грамоту на принадлежность к потомственному дворянству и родовой герб. Он же перестроил родовой дом в большой представительный особняк и превратил Новоживотинное в значимый для региона очаг дворянской культуры.
Экспозиция рассказывает о наиболее выдающихся потомках и родовых связях.
Последним хранителем усадебных и семейных традиций был в начале ХХ века Алексей Владимирович Веневитинов-младший. Уже в эмиграции у него родился сын Майкл, сохранивший историческую фамилию в английской манере: Венворт. В 1996 году установились дружеские связи между Музеем-усадьбой и потомками семьи Веневитиновых.
Следующий зал посвящен детству и отрочеству Д. Веневитинова, учебе в Московском университете.
При входе взгляд падает на портрет поэта, под ним на стекле его автограф.
В центре зала обеденный стол, он накрыт к чаю. Рядом со столом массивный буфет со старинной посудой.
Здесь же уголок с учебными книгами и странички из тетради юного поэта. В витринах - стихотворные рукописи Дмитрия.
Раннее детство поэта связано с подмосковными усадьбами: Черемушки, Знаменское, Остафьево, Ахтырка, Кусково, где семья отдыхала в дружеском кругу с Трубецкими, Мещерскими, Хомяковыми. Когда дети подросли, Владимир Петрович стал вывозить семейство в воронежское имение Новоживотинное, где они жили все лето, а с первыми заморозками возвращались в столицу.
Следующий зал "Светская жизнь" погружает гостей музея в Московскую жизнь Дмитрия Веневитинова - знакомит с местами, которые он посещал или где любил бывать, с развлечениями высшего света и увлечениями поэта.
А также встрече Д.В. Веневитинова и А.С. Пушкина, их дружбе, совместному изданию журнала "Московский вестник".
К сожалению подлинная мебель не сохранилась, поэтому в зале представлена мебель того времени: уголок с чайным столиком и диванная группа с горкой, старинное пристенное зеркало.
В наше время в зале проводят мастер-классы по историческому танцу, а также проходят балы.
Следующий зал посвящен любовной лирике Дмитрия Веневитинова и теме неразделенной любви поэта к княгине Зинаиде Александровне Волконской.
Зал выполнен в стиле женской гостиной. Здесь изящная мебель, пианино. По легенде на этом пианино играла Лили Буль, более известная как Этель Лилиан Войнич - автор романа "Овод". Два года, с 1887 по 1889, она работала гувернанткой и учительницей музыки и английского языка в семье Веневитиновых.
Важным событием в жизни Д. Веневитинова стало его знакомство с Зинаидой Волконской, незаурядной женщиной, хозяйкой одного из самых блестящих московских литературных салонов. Волконская стала музой поэта.
Веневитинов любил ее без расчета на взаимность. Символом этой любви стал знаменитый перстень княгини, найденный в свое время при раскопках Геркуланума и Помпеи. Волконская подарила его поэту при отъезде Дмитрия в Петербург. Веневитинов носил этот перстень, прикрепленным к часам в виде брелока. Принимая подарок, он сказал, что наденет его только на их венчание или перед смертью. Этому событию в Веневитинов посвятил стихотворение "К моему перстню".
В 1930 году могила Веневитинова, в связи с закрытием некрополя Симоновского монастыря, была перенесена на Новодевичье кладбище. При эксгумации праха перстень был изъят и сейчас хранится в Государственном литературном музее в Москве.
В витринах поэтические автографы поэта, посвящения княгине, рисунки Зинаиды Александровны.
Экспозиция следующего зала представляет посвящена периоду жизни Д.Веневитинова, связанного с литературно-философским кружком "Общество любомудрия", который был организован в Москве в 1823 году. У его истоков стояло несколько молодых людей дружеского круга. Они отказались называться философами, желая избавиться от французского влияния философии просвещения Вольтера и Руссо, а предпочли называть себя "любомудрами". "Любомудры" хотели чтобы литературное творчество вызывало у людей интеллектуальные усилия для понимания, стремились к литературному просвещению через поэзию и прозу.
Став литературным критиком, Дмитрий Веневитинов мечтал изменить ход развития русской литературы, слабость которой видел "не столько в образе мыслей, сколько в бездействии мысли". (Д.В. Веневитинов «О состоянии просвещения Росси»). Пламенная натура поэта соединяла в себе, по словам А.С. Хомякова, ясную, благородную душу и "разум образованный, мыслящий и сильный", что сделало Дмитрия Веневитинова в среде "любомудров" "идейным вдохновителем" и закрепило за кружком название "веневитиновский".
В кружок, помимо председателя В.Ф. Одоевского и секретаря Д.В. Веневитинова, вошли критик И. В. Киреевский, литераторы Н. М. Рожалин и А. И. Кошелев; примыкали к кружку прозаик и историк М.П. Погодин, поэт и филолог С.П. Шевырев. Участники кружка издавали философский альманах "Мнемозина", печатались в журнале "Вестник Европы", "Урания". После роспуска общества в 1825 году большинство из них объединились вокруг созданного по совету А.С.Пушкина и по программе Д.Веневитинова журнала "Московский вестник", который выходил с начала 1827 года.
Следующий зал "Кабинет М.А. Веневитинова" посвящен племяннику поэта, Михаилу Алексеевичу Веневитинову. Известно, что его хозяин занимался усадьбой и домом с юных лет. Он некоторое время жил и работал здесь. Имел большую библиотеку в Москве, которую затем передал в Румянцевский музей.
Михаил Алексеевич считался Почетным Членом Воронежской Архивной Комиссии, но в сущности был одним из деятельнейших действительных работников архивного и археологического дела. Ничему он не отдавался с таким увлечением и постоянством, как исследованию русской старины, и притом почти исключительно Воронежской старины. Его комментарии к путешествию митрополита Пимена, его очерки и материалы из эпохи построения Петром Великим флота, его исследование о расписных кирпичных избах и другие работы вызваны интересом к родному краю и посвящены его истории.
Следуя честным и разумным влечениям своего сердца, занимал скромное место секретаря Воронежского Статистического Комитета, принимал участие в Калачовской Комиссии по разбору архивов, был членом серьезных ученых обществ, изучению нашего отечества, - Археографической Комиссии, Московского Общества, Географического Общества, Общества Русской Истории и Древностей, Общества любителей Русской Словесности и многих других. Избранный впоследствии Воронежским Губернским Предводителем Дворянства, Михаил Алексеевич старался соединить вокруг себя всех интересующихся серьезными вопросами литературы, науки, общественной жизни, принимал близкое участие во всех возникающих в Воронеже просветительских и благотворительных предприятиях, отдавался всею душою земскому, крестьянскому, сельскохозяйственному делу своей Воронежской родины…
Рабочий стол Михаила Алексеевича заполнен его книгами и рукописями. На столе рукописи его дневника и прозаического произведения «Микроскоп». Около письменного стола - книжный шкаф. На столе перед диваном - воронежские газеты, в которых Михаил Алексеевич активно печатался в 70-е годы XIX века. Над диваном рисунки его отца Алексея Владимировича Веневитинова. Зарисовки окрестностей усадьбы времени, когда владельцем усадьбы был брат поэта.
У дверей пианино с нотами. Хозяин кабинета был музыкантом и сочинителем. Нотные тетради Михаила Веневитинова сегодня в музыкальном отделе Российской Государственной библиотеки.
На чайном столике лежит книга М.А. Веневитинова «Расписные кирпичные избы», переизданная в Воронеже в 2017 году. Посетителям музея разрешено познакомиться с содержанием этой книги. В витринах лежат рукописи его научных статей, визитки окружения Михаила Алексеевича, документы, связанные с его деятельностью в должности директора Румянцевского и Публичного музеев в Москве.
М.А. Веневитинов - единственный из рода Веневитиновых, который скончался в этом доме 14 сентября 1901 года.
Последний зал усадьбы - это гостиная-салон или Каминный зал. В подобных аристократических салонах гости собирались на прослушивание концертов. На стенах в фотографиях и рисунках история русского литературно-музыкального салона в лицах.
Сам Дмитрий увлеченно играл сочинения Людвига Ван Бетховена, не прочь был исполнять собственные сочинения.
Архитектурной доминантой зала безусловно является камин. В его зеркале отражаются бронзовые подсвечники и часы.
В наши дни в зале вновь звучит классическая музыка, проходят музыкальные гостиные. Звучит рояль XIX века и гитара, которую тоже любили в дворянских усадьбах.
По парадной лестнице, как когда-то и гости Веневитиновых, мы спустились на первый этаж.
Выйдя из гостеприимного дома, мы направились в парк, полюбоваться донскими пейзажами со смотровой площадки на набережной. Тихие аллеи, пруд, ротонда.
С набережной открываются виды заречной дали и ровное спокойное течение древнего "Танаиса", который, по емкому и поэтическому наблюдению самого Дмитрия Веневитинова, "несет свои волны также мирно, как само счастье".
Возвращаясь к машине, мы остановились под дубом, который, по словам сотрудников усадьбы, является ее ровесником.
Кроме постоянной экспозиции в музее-усадьбе проходят временные выставки.
Пока ждали экскурсию, мы заглянули "Выставочный зал", расположенный на первом этаже усадебного дома по соседству с Петровским залом.
Выставка была посвящена музею-усадьбе Ф.Тютчева в Овстюге.
18 мая 2024 года музей-усадьба Дмитрия Веневитинова отметил 30 лет со дня своего открытия. В настоящее время Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова включен в международный туристический проект «Русская усадьба».