Найти в Дзене
Записки артистки балета

Усадьба Веневитиновых

Усадьба Веневитиновых, о которой я обещала рассказать, подлинный памятник архитектуры XVIII века, чудом уцелевший в годы революционных событий. Она расположена в селе Новоживотинном, название которого происходит от имени протекающего неподалеку, в селе Староживотинном, Животинного ключа с «живой» водой. Род Веневитиновых обосновался в Воронежском крае еще в конце XVI - начале XVII столетия, переселившись сюда из Тульской губернии. Фамилия этого старинного дворянского рода происходит от названия крепости Венев под Тулой. Родоначальником древа считается Терентий (или Терех) Венев, которому в 1622 году ему были пожалованы земли под Воронежем. Село Новоживотинное, в котором расположен музей-усадьба поэта Дмитрия Веневитинова, основано потомком Терентия, Антоном Лаврентьевичем Веневитиновым на рубеже XVII-XVIII веков. Будучи сподвижником Петра Первого, Антон Лаврентьевич, руководил самым крупным на тот момент кораблестроительным предприятием и являлся смотрителем корабельных лесов, годны

Усадьба Веневитиновых, о которой я обещала рассказать, подлинный памятник архитектуры XVIII века, чудом уцелевший в годы революционных событий.

Она расположена в селе Новоживотинном, название которого происходит от имени протекающего неподалеку, в селе Староживотинном, Животинного ключа с «живой» водой. Род Веневитиновых обосновался в Воронежском крае еще в конце XVI - начале XVII столетия, переселившись сюда из Тульской губернии.

-2

Фамилия этого старинного дворянского рода происходит от названия крепости Венев под Тулой. Родоначальником древа считается Терентий (или Терех) Венев, которому в 1622 году ему были пожалованы земли под Воронежем.

Село Новоживотинное, в котором расположен музей-усадьба поэта Дмитрия Веневитинова, основано потомком Терентия, Антоном Лаврентьевичем Веневитиновым на рубеже XVII-XVIII веков. Будучи сподвижником Петра Первого, Антон Лаврентьевич, руководил самым крупным на тот момент кораблестроительным предприятием и являлся смотрителем корабельных лесов, годных для судостроительного дела. Он пользовался доверием и уважением у государя, благодаря чему в 1700 году закрепил за собой пустошь в междуречье Дона и Воронежа. При его сыне - Фаддее Антоновиче - началось зарождение усадьбы в Новоживотинном, которая сохранилась до наших дней. Ее постройка относится к началу XVIII века.

-4

В прошлом веке здание претерпело немало изменений. В 1930-е годы на базе усадьбы Веневитиновых работал ЦЧНИИ им Н.К. Крупской политехнического образования детей. Сама Крупская занималась созданием института и даже лично приезжала в село. Затем в усадебном доме размещалась общеобразовательная, музыкальная школа. Летом 1939 года здание школы передали детскому дому, в котором жили дети Испании и русские дети-сироты.

В первые месяцы Великой Отечественной войны близ имения располагались воинские части. Новоживотинное было "село-фронт", здесь проходила линия огня.

В 1996 году на территории парка, примыкающего к усадьбе было проведено перезахоронение останков, найденных на поле боя недалеко от села Ольховатка.

-5

С 1943 по 1979 год в главном усадебном доме располагалась сельская средняя школа, что спасло усадьбу от разорения. Однако после переезда школы в новое здание в 1979 году, усадьба была заброшена и в очередной раз подвержена разграблению. Хотя еще в 1974 году она была включена в Федеральный реестр Памятников культурного наследия.

В 2005 году, к 200-летию со дня рождения поэта, перед усадебным домом Дмитрию Веневитинову был установлен отлитый из бронзы памятник работы воронежского скульптора Максима Дикунова.

-6

Своих первых посетителей возрожденная усадьба приняла в июне 2012 года. Гости получили возможность познакомиться с редкими фондовыми материалами: указами петровской эпохи, уникальными картами XVIII века, трудами историка М.А. Веневитинова, рукописями Д.В. Веневитинова, старинной мебелью, раритетными книгами, семейными портретами и др.

Давайте зайдем в главный дом усадьбы и прогуляемся по ее залам.

Переступая порог дома гости попадают в вестибюль, где стоит белая скамья - подарок потомка Веневитиновых Джеймса Венворт-Веневитинова, на скамье - дарственная табличка. А над ней в рамке висит автограф Дмитрия Веневитинова с признанием в любви к деревне.

-7

В большой зале, куда мы попали из вестибюля можно познакомится с историей реставрационных работ и предметами, найденными в ходе ее проведения. Это кирпичи, изразцы с печей, аптечные баночки-скляночки и многое другое.

У окна - большой круглый стол, покрытый тёмной, то ли чёрной, то ли синей, скатертью. На скатерти - автографы почетных и именитых гостей музея-усадьбы.

-9

Также в витринах представлены коллекции бабочек и насекомых.

-10

По усадьбе, вроде как, можно "гулять" по дому самостоятельно, хотя возможно я ошибаюсь. Однако мы решили дождаться экскурсии, до которой оставалось каких-то полчаса.

Экскурсия по дому начинается с небольшого помещения, в который попадаешь пройдя через арочный переход с кирпичной кладкой.

Это самая старинная часть дома. В ней размещены экспонаты, рассказывающие об истории появления первых Веневитиновых на территории воронежского края.

-12

Здесь находятся стрелецкий кафтан, копья, старинная сабля, в нише пушечные ядра, а на стене рисованный герб рода Веневитиновых.

-13

На стенах небольшой проходной комнаты висят старинные карты Московии, а под картами стоит старинный сундук. Подобный сундук был обнаружен одним из владельцев этой усадьбы в 70-годы XIX века. Открыв его, хозяин среди прочих вещей увидел сшитые между собой свитки на старой пергаментной бумаге. Исписанные разными почерками бумаги оказались указами самого царя Петра Первого к Антону Лаврентьевичу Веневитинову, основателю этой усадьбы.

-14

На первом этаже усадьбы расположен "Петровский зал". В нем можно увидеть копии тех самых указов воеводе Антону Лаврентьевичу Веневитинову, датированные 1680-ми годами.

-15

В центре зала расположен масштабный макет усадьбы.

В зале находятся макеты кораблей, в строительстве которых принимали участие Веневитиновы, чертежи, в витринах и другие интересные экспонаты.

В одной из витрин - книга Михаила Александровича Веневитинова, племянника поэта, "Русские в Голландии", с автографом автора. Это исследование о посещении русскими Голландии в ходе Великого посольства 1697-1698 годов.

По лестнице мы поднимаемся на второй этаж, где в витринах выставлены местный крестьянский костюм, рукоделия мастериц.

Следующий зал - "Семья Веневитиновых" - посвящен нескольким поколениям семьи Веневитиновых, начиная с ее представителей Екатерининской эпохи и заканчивая современными потомками. На одной из стен на стекле изображено родословное древо Веневитиновых.

-20

Также здесь представлены письменные документы, портреты, награды рассказывают о военной и государственной службе Веневитиновых, их кровной привязанности к донской родине.

Уклад жизни семьи был во многом определен правнуком петровского деятеля Антона Лаврентьевича Веневитинова - Петром Анкиндиновичем Веневитиновым, получившим грамоту на принадлежность к потомственному дворянству и родовой герб. Он же перестроил родовой дом в большой представительный особняк и превратил Новоживотинное в значимый для региона очаг дворянской культуры.

-22

Экспозиция рассказывает о наиболее выдающихся потомках и родовых связях.

Последним хранителем усадебных и семейных традиций был в начале ХХ века Алексей Владимирович Веневитинов-младший. Уже в эмиграции у него родился сын Майкл, сохранивший историческую фамилию в английской манере: Венворт. В 1996 году установились дружеские связи между Музеем-усадьбой и потомками семьи Веневитиновых.

-24

Следующий зал посвящен детству и отрочеству Д. Веневитинова, учебе в Московском университете.

При входе взгляд падает на портрет поэта, под ним на стекле его автограф.

-25

В центре зала обеденный стол, он накрыт к чаю. Рядом со столом массивный буфет со старинной посудой.

-26

Здесь же уголок с учебными книгами и странички из тетради юного поэта. В витринах - стихотворные рукописи Дмитрия.

Раннее детство поэта связано с подмосковными усадьбами: Черемушки, Знаменское, Остафьево, Ахтырка, Кусково, где семья отдыхала в дружеском кругу с Трубецкими, Мещерскими, Хомяковыми. Когда дети подросли, Владимир Петрович стал вывозить семейство в воронежское имение Новоживотинное, где они жили все лето, а с первыми заморозками возвращались в столицу.

-28

Следующий зал "Светская жизнь" погружает гостей музея в Московскую жизнь Дмитрия Веневитинова - знакомит с местами, которые он посещал или где любил бывать, с развлечениями высшего света и увлечениями поэта.

А также встрече Д.В. Веневитинова и А.С. Пушкина, их дружбе, совместному изданию журнала "Московский вестник".

-30

К сожалению подлинная мебель не сохранилась, поэтому в зале представлена мебель того времени: уголок с чайным столиком и диванная группа с горкой, старинное пристенное зеркало.

В наше время в зале проводят мастер-классы по историческому танцу, а также проходят балы.

Следующий зал посвящен любовной лирике Дмитрия Веневитинова и теме неразделенной любви поэта к княгине Зинаиде Александровне Волконской.

-33

Зал выполнен в стиле женской гостиной. Здесь изящная мебель, пианино. По легенде на этом пианино играла Лили Буль, более известная как Этель Лилиан Войнич - автор романа "Овод". Два года, с 1887 по 1889, она работала гувернанткой и учительницей музыки и английского языка в семье Веневитиновых.

Важным событием в жизни Д. Веневитинова стало его знакомство с Зинаидой Волконской, незаурядной женщиной, хозяйкой одного из самых блестящих московских литературных салонов. Волконская стала музой поэта.

-35

Веневитинов любил ее без расчета на взаимность. Символом этой любви стал знаменитый перстень княгини, найденный в свое время при раскопках Геркуланума и Помпеи. Волконская подарила его поэту при отъезде Дмитрия в Петербург. Веневитинов носил этот перстень, прикрепленным к часам в виде брелока. Принимая подарок, он сказал, что наденет его только на их венчание или перед смертью. Этому событию в Веневитинов посвятил стихотворение "К моему перстню".

В 1930 году могила Веневитинова, в связи с закрытием некрополя Симоновского монастыря, была перенесена на Новодевичье кладбище. При эксгумации праха перстень был изъят и сейчас хранится в Государственном литературном музее в Москве.

В витринах поэтические автографы поэта, посвящения княгине, рисунки Зинаиды Александровны.

Экспозиция следующего зала представляет посвящена периоду жизни Д.Веневитинова, связанного с литературно-философским кружком "Общество любомудрия", который был организован в Москве в 1823 году. У его истоков стояло несколько молодых людей дружеского круга. Они отказались называться философами, желая избавиться от французского влияния философии просвещения Вольтера и Руссо, а предпочли называть себя "любомудрами". "Любомудры" хотели чтобы литературное творчество вызывало у людей интеллектуальные усилия для понимания, стремились к литературному просвещению через поэзию и прозу.

-38

Став литературным критиком, Дмитрий Веневитинов мечтал изменить ход развития русской литературы, слабость которой видел "не столько в образе мыслей, сколько в бездействии мысли". (Д.В. Веневитинов «О состоянии просвещения Росси»). Пламенная натура поэта соединяла в себе, по словам А.С. Хомякова, ясную, благородную душу и "разум образованный, мыслящий и сильный", что сделало Дмитрия Веневитинова в среде "любомудров" "идейным вдохновителем" и закрепило за кружком название "веневитиновский".

-39

В кружок, помимо председателя В.Ф. Одоевского и секретаря Д.В. Веневитинова, вошли критик И. В. Киреевский, литераторы Н. М. Рожалин и А. И. Кошелев; примыкали к кружку прозаик и историк М.П. Погодин, поэт и филолог С.П. Шевырев. Участники кружка издавали философский альманах "Мнемозина", печатались в журнале "Вестник Европы", "Урания". После роспуска общества в 1825 году большинство из них объединились вокруг созданного по совету А.С.Пушкина и по программе Д.Веневитинова журнала "Московский вестник", который выходил с начала 1827 года.

-40

Следующий зал "Кабинет М.А. Веневитинова" посвящен племяннику поэта, Михаилу Алексеевичу Веневитинову. Известно, что его хозяин занимался усадьбой и домом с юных лет. Он некоторое время жил и работал здесь. Имел большую библиотеку в Москве, которую затем передал в Румянцевский музей.

-41

Михаил Алексеевич считался Почетным Членом Воронежской Архивной Комиссии, но в сущности был одним из деятельнейших действительных работников архивного и археологического дела. Ничему он не отдавался с таким увлечением и постоянством, как исследованию русской старины, и притом почти исключительно Воронежской старины. Его комментарии к путешествию митрополита Пимена, его очерки и материалы из эпохи построения Петром Великим флота, его исследование о расписных кирпичных избах и другие работы вызваны интересом к родному краю и посвящены его истории.

-42

Следуя честным и разумным влечениям своего сердца, занимал скромное место секретаря Воронежского Статистического Комитета, принимал участие в Калачовской Комиссии по разбору архивов, был членом серьезных ученых обществ, изучению нашего отечества, - Археографической Комиссии, Московского Общества, Географического Общества, Общества Русской Истории и Древностей, Общества любителей Русской Словесности и многих других. Избранный впоследствии Воронежским Губернским Предводителем Дворянства, Михаил Алексеевич старался соединить вокруг себя всех интересующихся серьезными вопросами литературы, науки, общественной жизни, принимал близкое участие во всех возникающих в Воронеже просветительских и благотворительных предприятиях, отдавался всею душою земскому, крестьянскому, сельскохозяйственному делу своей Воронежской родины…

Рабочий стол Михаила Алексеевича заполнен его книгами и рукописями. На столе рукописи его дневника и прозаического произведения «Микроскоп». Около письменного стола - книжный шкаф. На столе перед диваном - воронежские газеты, в которых Михаил Алексеевич активно печатался в 70-е годы XIX века. Над диваном рисунки его отца Алексея Владимировича Веневитинова. Зарисовки окрестностей усадьбы времени, когда владельцем усадьбы был брат поэта.

-44

У дверей пианино с нотами. Хозяин кабинета был музыкантом и сочинителем. Нотные тетради Михаила Веневитинова сегодня в музыкальном отделе Российской Государственной библиотеки.

На чайном столике лежит книга М.А. Веневитинова «Расписные кирпичные избы», переизданная в Воронеже в 2017 году. Посетителям музея разрешено познакомиться с содержанием этой книги. В витринах лежат рукописи его научных статей, визитки окружения Михаила Алексеевича, документы, связанные с его деятельностью в должности директора Румянцевского и Публичного музеев в Москве.

М.А. Веневитинов - единственный из рода Веневитиновых, который скончался в этом доме 14 сентября 1901 года.

-47

Последний зал усадьбы - это гостиная-салон или Каминный зал. В подобных аристократических салонах гости собирались на прослушивание концертов. На стенах в фотографиях и рисунках история русского литературно-музыкального салона в лицах.

-48

Сам Дмитрий увлеченно играл сочинения Людвига Ван Бетховена, не прочь был исполнять собственные сочинения.

Архитектурной доминантой зала безусловно является камин. В его зеркале отражаются бронзовые подсвечники и часы.

-49

В наши дни в зале вновь звучит классическая музыка, проходят музыкальные гостиные. Звучит рояль XIX века и гитара, которую тоже любили в дворянских усадьбах.

По парадной лестнице, как когда-то и гости Веневитиновых, мы спустились на первый этаж.

Выйдя из гостеприимного дома, мы направились в парк, полюбоваться донскими пейзажами со смотровой площадки на набережной. Тихие аллеи, пруд, ротонда.

С набережной открываются виды заречной дали и ровное спокойное течение древнего "Танаиса", который, по емкому и поэтическому наблюдению самого Дмитрия Веневитинова, "несет свои волны также мирно, как само счастье".

Возвращаясь к машине, мы остановились под дубом, который, по словам сотрудников усадьбы, является ее ровесником.

-54

Кроме постоянной экспозиции в музее-усадьбе проходят временные выставки.

Пока ждали экскурсию, мы заглянули "Выставочный зал", расположенный на первом этаже усадебного дома по соседству с Петровским залом.

-55

Выставка была посвящена музею-усадьбе Ф.Тютчева в Овстюге.

18 мая 2024 года музей-усадьба Дмитрия Веневитинова отметил 30 лет со дня своего открытия. В настоящее время Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова включен в международный туристический проект «Русская усадьба».

-56