СОХРАНЯЙТЕ СТАДО
Завоеватель душ должен посвящать много времени, стараний, мыслей и молитв тому, чтобы укреплять своих новообращенных. Он должен говорить вместе с Павлом: «Мы живы, когда вы стоите в Господе». И, как Павел, «ночь и день всеусердно молиться о том, чтобы…дополнить, чего недоставало вере вашей» (1 Фес. 3:8, 10). Стремление Павла было не просто в том, чтобы обратить людей и присоединить их к какому-нибудь корпусу или поместной церкви, но «чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28).
Есть опасность тратить намного больше времени и сил на то, чтобы привести человека к Престолу милости, чем на то, чтобы сохранить его веру, когда это уже свершилось. После рождения ребенка его необходимо постоянно и разумно опекать, иначе он, скорее всего, умрет. Завоеватели душ не являются духовными инкубаторами, но отцами и матерями Израиля, обладающими безграничной ответственностью не только по спасению душ, но и их сохранению после спасения.
Однажды генерал сказал нам, когда мы путешествовали вместе с ним: «Внимательно следите за огнем в вашей собственной душе, потому что огонь имеет свойство затухать».
Но огонь никогда не потухнет, если его постоянно ворошить и добавлять топливо. Мы должны внимательно следить за искрой огня, зажженного в душах наших новообращенных, аккуратно, но настойчиво раздувать его до пламени и помогать им заботиться о нем, чтобы огонь никогда не потух. Самым печальным во всей этой великой работе по спасению душ является тот факт, что очень часто огонь действительно затухает. Свет перестает гореть, соль теряет свой вкус, а душа, которая была искуплена и омыта «драгоценной кровью», «соделавшись причастником Духа Святого» и «вкусившая благого глагола Божия и сил будущего века», отпадает и возвращается к своим старым грехам, «как пес на свою блевотину», как «вымытая свинья, идет валяться в грязи». Иуда отпал, видя перед собой лицо самого Христа и будучи в служении с Ним. В другом случае, после одной из глубоких проповедей Христа «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66).
Павел оплакивал вероотступничество Димаса, «возлюбившего нынешний век». Он предвидел и предсказывал отступничество некоторых местных служителей веры в Ефесе (Деян. 20:29–30), и после его великих побед в этом городе, которые повлияли на все близлежащие народы, он с печалью писал Тимофею: «Ты знаешь, что все Асийские оставили меня». «Невозможно не придти соблазнам», люди будут уходить, но завоеватель душ должен всеми силами бороться с этим, пока вместе с Павлом он не сможет обратиться к своим людям и сказать: «Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Деян. 20:26–27). Он должен не только спасать грешников, но и сохранять своих новообращенных.
I. (а) Их необходимо навещать. Некоторое время назад меня пригласили в корпус в Калифорнии. Корпусной офицер встретил меня на вокзале и по дороге домой заметил: «Вчера вечером у нас покаялся один из самых заядлых пьяниц в городе, я навестил его сегодня утром уже два раза, он в порядке». Конечно, у него будет все в порядке, если его так любят и заботятся о нем! Если новообращенного нельзя навестить сразу же, напишите ему записку и приложите подходящий буклет. На одном из моих собраний покаялся бизнесмен с супругой, ему было около пятидесяти лет. Он пропустил одно собрание, и я написал ему записку, в которой говорилось, что я молился за него. Он пришел на следующее собрание и рассказал нам, с каким сильным искушением он столкнулся, но та записка стала для него благословением и помогла одержать победу. Он стал хорошим солдатом. По всей вероятности, именно вовремя написанная короткая записка, на которую я потратил пять минут и один пенни за почтовые услуги, сохранила его спасение.
(б) Их необходимо поощрять к ежедневному чтению Библии, а также других хороших книг. «Огненная библиотека» очень хорошо подходит для новообращенных. Когда я капитаном служил в Бостоне, то пошел в Библейское общество и заказал сорок Новых Заветов по два пенса, каждый из которых я дарил всем новообращенным, помечая полезные стихи и подписывая их имена на форзаце. Спустя годы я посещал один из корпусов. Какой-то молодой человек спросил меня, не помню ли я его. Я ответил, что нет. Он достал маленький зачитанный Новый Завет , показал на свое имя и спросил, не узнаю ли я этот почерк. Я узнал его. Он сказал: «Вы дали мне этот Новый Завет несколько лет назад, когда вы были капитаном в Бостоне. Я сохранил его и всегда читаю его с тех пор. А сегодня вечером меня будут принимать в солдаты».
(в) Их необходимо учить молиться и убеждать молиться много, регулярно и часто, пока они не познают сладость, невыразимую необходимость и пользу молитвы.
(г) Их необходимо учить тому, как сохранять веру, а также тому, как видеть разницу между грехом и искушением.
(д) Их необходимо терпеливо поощрять к тому, чтобы воевать за спасение других, особенно за своих близких. «Андрей … находит брата своего Симона … и привел его к Иисусу», — написано в Библии. Наши обращенные должны делать так же.
(е) Их необходимо терпеливо, нежно и твердо вести к опыту освящения и совершенной любви. Им нельзя позволить остановиться на посвящении, но необходимо подтолкнуть к ясному опыту полного спасения. Именно в этом, по словам президента Махана, потерпел неудачу Финней в начале своего служения. Он был непревзойденным в убеждении грешников отказаться от всякого греха, исправить всякое зло, совершенное в прошлом и полностью посвятить всего себя Иисусу. Они начинали свою жизнь с обетов повиноваться Богу во всем, но им ничего не говорили о том, что надо довериться Иисусу, чтобы он очистил их сердца сразу и наполнил их Своим Духом Святым. Наши обеты будут лишь иллюзией, пока не придет Дух Святой испепеляющим огнем в наше сердце и не наполнит его совершенной любовью. Махан говорит: «Я верю, что ни один человек не обучал этому верующих так строго, неустанно и с таким рвением, как мой брат Финней, пока он не понял путь Божий более совершенно. Ужаснувшись тому количеству отступников, которое появлялось после его собраний пробуждения, он бросил все возможные силы на то, чтобы призвать верующих к постоянству в хождении с Богом. Для достижения этой цели он использовал только один метод: полный и закрепленный отказ от греха, посвящение Богу и стремление к послушанию». Ни слова о дарованной нам вере.
«Во время своего пасторского служения в Нью-Йорке, например, он в течение нескольких недель успешно проводил специальные собрания в своей церкви для улучшений этой работы, и не было таких бедных созданий, которые получили бы столь серьезное наставление, как в те дни. Спустя годы, по словам их пастора, эти верующие не могли освободиться от внутренней слабости и истощенности, которые появились в результате ужасного наставления, которое преподал им мистер Финней. И это было то единственное хорошее, что принесли его попытки. Когда он приехал в Оберлин и стал исполнять свои профессорские обязанности, то почувствовал, что Бог даровал ему благословенную возможность в совершенстве осуществить свой идеал служения церквям. Перед ним предстало огромное количество талантливых и обещающих студентов-богословов, полных внутренней уверенности в мудрости своего наставника. Он же, соответственно, месяц за месяцем последовательно собирал их вместе в определенное время и настойчиво обучал отказу от греха, подчинению Христу и стремлению к послушанию, которое от них требовалось. Затем под влиянием его учения и увещеваний они обновляли свой отказ от греха, посвящение и стремление к послушанию со всей силой и намерением, какие только были у них. Результат был один и тот же в каждом случае: не новая жизнь, радость, покой и сила, которые они ожидали, а печальное бремя закона греха и смерти. В начале и в процессе каждого собрания они обновляли свои исповеди, отказы, торжественные посвящения и обеты послушания, если было возможно, с еще большей решимостью, чем когда-либо раньше. И каждое собрание заканчивалось одной и той же панихидой в песне:
Призри на падших нас внизу,
Сойди, как голубь, вновь на нас.
А когда они уходили, не было слышно песен радости и веселья, а только их стоны! Они следовали всеми своими силами за законом праведности, но не могли достичь его. Почему? Потому что искали его не по вере, но так, будто его можно было заслужить добрыми делами, то есть собственными силами и решимостью» (из автобиографии Махана, стр. 246–7).
Благодарение Богу, что Финней вынес урок из своих ошибок, и завоеватели душ должны следовать его примеру. Грешники должны полностью отказываться от греха, исправить всякое зло, совершенное в прошлом, посвятить себя полностью Богу, чтобы быть послушными ему в малом и большом. Но они также должны хорошо понимать, что это часть работы, которую выполняет человек, а после этого необходимо ждать Небесного Отца и верить, что Он исполнит Свою часть, то есть очистит их сердца и наполнит их Святым Духом. Они должны радостно, в борениях и вере непрестанно молиться, пока в их сердца не придет Утешитель со всей Своей очищающей, освящающей и утешающей силой. Они должны «оставаться в городе Иерусалиме, доколе не облекутся силою свыше». Они должны доверять Богу и принять Святого Духа, помня, что Бог хочет дать Духа Святого просящим у Него больше, чем родители хотят дать своим детям благие даяния. И это так. Аллилуйя! Я свидетель тому.
II. Завоеватель душ должен так организовывать свою работу, чтобы у него были активные и страстные работники и местные офицеры, которые бы помогали ему присматривать за новообращенными.
Понадобятся терпение, тактичность и молитва, чтобы обучить таких работников, но это с лихвой окупит все затраты. Для каждого найдется труд — таков должен быть ваш вдохновенный план. У Моисея были подобные помощники (Исх. 18:21–26). Павел очень сильно зависел от помощи других (2 Тим. 2:2, Тит . 1:5). Не надо браться сразу за десять дел. Все должно быть подчинено одной цели — спасти людей и сделать из них отважных солдат Иисуса Христа. Павел говорил: «Сие же делаю для Евангелия». Нельзя переусердствовать в организации труда, чтобы работники не превратились в Давида в доспехах Саула, чтобы их сила не истощилась в результате рутины, а сами они не стали сильным двигателем, у которого недостаточно мощности, чтобы завестись. Пусть устройство машины будет простым, а Божественной силы Святого Духа будет достаточно. Для этого необходимо много молиться и терпеливо ожидать Бога. Сила принадлежит Ему и становится нашей, когда мы просим о ней с постоянством, верой, кротостью и дерзновением. Слава Богу!
III. Должна преобладать любовь. В Англии, Франции, Германии и других европейских странах население практически однородно. То есть в Англии — все англичане, во Франции — французы и т.д.; но здесь, в Америке, мы все перемешаны, у нас разные идеалы, вкусы, принципы, предубеждения, наследственный инстинкты, влияния и религиозный опыт , из-за чего намного труднее объединиться ради религиозных задач и гармоничной совместной работы.
Чтобы наши люди могли работать в гармонии друг с другом, нас должна подогревать или смягчать большая общая страсть. Мы должны быть сварены вместе, как два куска железа, пока среди нас уже не будет «ни Еллина, ни Иудея», ни англичанина, ни ирландца, ни француза, ни немца, ни американца или европейца, «но все и во всем Христос». Только любовь может совершить это, и она совершит.
Слава Богу! Я слышал, как один из наших офицеров сказал: «Я обрел спасение на собрании Армии Спасения, где не понял ни слова. Но там была любовь Иисуса, и это я понял».
В холодную погоду люди всех народов собираются вокруг печи, в которой есть огонь. Точно так же они соберутся вокруг офицеров и солдат, которые полны любви. Павел называл любовь «совокупностью совершенства». Такая любовь изгоняет зависть, разрушает ревность, сжигает подозрительность, порождает уверенность и соединяет людей вместе узами, которые сильнее смерти. Пусть она будет среди нас, и пусть она будет в преизбытке. Больше любви, больше! Без нее мы ничто.
Мы можем быть одаренными ораторами и петь, как ангелы; мы можем быть проницательными, дальновидными и способными точно предсказывать будущее. Мы можем обладать широким спектром знаний во многих областях; у нас может быть вера, которая двигает горы. Мы можем иметь склонность к милосердию, кормить и давать кров многим бедным до такой степени, что истощим все свои ресурсы и физические силы. Но если в нас нет мягкой, святой, кроткой, долготерпеливой, самоотверженной, неистощимой, неподозрительной, жертвенной, щедрой, скромной любви к Иисусу, мы — ничто; мы медь звенящая и кимвал звучащий (1 Кор. 13:1–8).
Именно любовь заставила Павла написать: «Не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас … Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (2 Кор. 12:14–15).
А вот еще отрывок из автобиографии Павла, который нужно повесить в квартире каждого офицера по всему миру, потому что в каждом его слове звучит любовь, наполнявшая его великое сердце: «Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог , как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1 Фес. 2:1–12).
И вновь он говорит: «Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам … чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию … Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:20, 26, 27, 31).
Вот любовь, которая утвердит новообращенных — больше никто этого не сделает. Нам нужна любовь, любовь и еще раз любовь! Мы должны искать любви, молиться о любви, верить в любовь. Мы должны практиковать любовь сами и вдохновлять всех наших людей любить. А потом они будут наблюдать друг за другом и молиться и плакать друг о друге, благословлять друг друга, будут связаны воедино, и врата ада не одолеют их.
О, как я хочу, чтобы все мы, завоеватели душ, были крещены в святую любовь, которая сделает нас подобными Христу! Терпеливыми, кроткими, верными, дерзкими, безустанными, стойкими и бескорыстными! Тогда у нас будет много духовных детей, и они будут сильными, а Армия Господа станет более устрашающей для тех, кто делает зло, чем «полки со знаменами».
Если у нас нет такой любви, Бог даст ее нам в ответ на молитву веры. Он обязательно сделает это. Я точно верю!