Найти в Дзене
Виктор Киселёв

Мои путешествия на “Запорожце”

В 1974 году я приобрел старый “Запорожец” (ЗАЗ-965, его еще называли “горбатый”). Проездил я на нем10 лет. Естественно, не мог отказать себе в удовольствии попутешествовать. До этого я на мотоцикле “Восход” побывал в Донбассе, Ровно, Ленинграде, в Карелии. На “Иж-Юпитер” с коляской съездил с женой и семилетней дочкой в Крым, где отдыхали на море наши друзья в Николаевке, в 40 км к западу от Симферополя. На машине я рискнул двинуться в дальний путь в 1977 году. К тому времени я был уже холостой, но в дорогу взял с собой дочку Таню, которой было 11 лет, и ей очень хотелось на море. Почему я говорю “рискнул”? Дело в том, что машина была старенькая, а в случае каких-либо поломок надеяться можно было только на себя. Автосервисы – из области фантастики, запчасти – сплошной дефицит, даже запас бензина приходилось возить с собой: проехав несколько десятков километров до бензоколонки, можно было обнаружить, что бензина там нет. Правда, люди были хорошие, всегда могли оказать посильную помощь. П

В 1974 году я приобрел старый “Запорожец” (ЗАЗ-965, его еще называли “горбатый”). Проездил я на нем10 лет. Естественно, не мог отказать себе в удовольствии попутешествовать. До этого я на мотоцикле “Восход” побывал в Донбассе, Ровно, Ленинграде, в Карелии. На “Иж-Юпитер” с коляской съездил с женой и семилетней дочкой в Крым, где отдыхали на море наши друзья в Николаевке, в 40 км к западу от Симферополя.

Народный советский автомобиль
Народный советский автомобиль

На машине я рискнул двинуться в дальний путь в 1977 году. К тому времени я был уже холостой, но в дорогу взял с собой дочку Таню, которой было 11 лет, и ей очень хотелось на море. Почему я говорю “рискнул”? Дело в том, что машина была старенькая, а в случае каких-либо поломок надеяться можно было только на себя. Автосервисы – из области фантастики, запчасти – сплошной дефицит, даже запас бензина приходилось возить с собой: проехав несколько десятков километров до бензоколонки, можно было обнаружить, что бензина там нет. Правда, люди были хорошие, всегда могли оказать посильную помощь. Подъезжая к Запорожью, я обнаружил трещину на диске колеса вдоль обода. На запаске была такая же трещина. Это одна из болезней старых “Запорожцев”. Купить новое колесо раньше мне не удалось (искал, но нигде не было). В Запорожье подъехал к автозаводу, там же было что-то вроде автосервиса. Стал спрашивать, кто бы мне мог помочь. Один мужик выслушал меня, вошел в положение и сказал подождать. Через некоторое время выходит и несет два диска. Я, оплатив через кассу, спросил, что я лично ему должен. Ответил, что ничего, пожелал счастливого пути и ушел. Я перекинул резину со сломанных колес на новые. Монтировка у меня, естественно, была, и выполнять такую работу я умел. Поехали дальше. И вот мы уже в Крыму. Едем в Рыбачье, где я уже бывал.

Крымские горы
Крымские горы

Крымские горы преподнесли мне сюрприз. С серпантином я быстро освоился. На подъемах приходилось переходить на 3-ю передачу. Но вдруг и при движении вниз машина стала терять скорость. Решил остановиться, проверить тормоза. Потрогал колеса – холодные. Сел за руль, снимаю с ручника, машина покатилась … назад! Но ведь я видел перед собой спуск. Оказалось – оптический обман. Потом из бесед с водителями узнал, что не я один становился жертвой такого явления при езде в горах.

В процессе нашего пребывания в Рыбачьем я машину больше не трогал. Зато мы прокатились на катере до Алупки и обратно, заходили в Алушту, Никитский ботанический сад, Ялту, обогнули Ласточкино Гнездо. В общем, посмотрели с моря весь южный берег Крыма.

В Алупке
В Алупке

Второй раз я ездил в Крым, тоже с Таней, в 1979 году. На этот раз мы забрались в самую западную точку Крыма – Оленёвку. Там за этой деревней стихийно образовался автомобильно-палаточный городок из желающих позагорать и поплескаться в довольно мелководном море с обширным песчаным пляжем. На обратном пути мы проехали западным берегом Крыма до Севастополя, откуда через Бахчисарай и Симферополь вернулись домой.

Севастополь
Севастополь

В 1982 году я со своей второй женой и дочкой Таней, у которых сложились очень хорошие отношения, съездил в Ленинград.

На Дворцовой площади
На Дворцовой площади

В Ленинграде я Таню отвез к её бабушке (моей бывшей тёще), а Галю повозил по достопримечательностям Ленинграда и его окрестностей.

Фонтаны Петродворца
Фонтаны Петродворца

На обратном пути под Новгородом собирали в лесу чернику. Путешествие закончилось вполне благополучно. Дома нас ждал двухлетний сын Сережа с бабушкой.

Летом 1984 года мы с Галей решили совершить очередное путешествие на “Запорожце”. Состояние его к тому времени оставляло желать лучшего. Правда, за узлами, от которых зависела безопасность, я, конечно, следил. Но замок двери, например, был сломан и дверь приходилось подвязывать веревочкой. Цена этого замка копеечная, но в магазинах запчастей и в автосервисах их не было. Кстати, в процессе нашего путешествия сломался и второй замок. Ответ на возможный риторический вопрос “а как же ежегодный техосмотр в ГАИ?” простой: 10 рублей знакомому общественному автоинспектору, и отметка в техпаспорте с талоном на стекло готовы.

Итак, мы тронулись в путь. Сын остался на даче с бабушкой (второй). У неё там еще два внука постарше. Едем не быстро. При большой скорости мотор быстро перегревается. Ночуем в палатке. На второй день приехали в Киев. Походили по центру города, поднялись на Владимирскую Горку, полюбовались пейзажем.

Днепр с Владимирской Горки
Днепр с Владимирской Горки

Следующая ночевка – на берегу Южного Буга. При проверке состояния ходовой части обнаружил, что ослабла гайка крепления ступицы колеса. Оказалось, что у гайки резьба износилась. Надо менять, но у меня такой нет. Недалеко от нас остановилась машина с двумя дальнобойщиками. Подошел, спросил, не найдется ли у них такой. Они без разговоров достали ведро с крепежом, высыпали и начали искать. Всё перебрали и с сожалением сообщили, что такой гайки не нашли. Утром мы тронулись на Одессу. Сначала нашли автосервис. Зашел, спросил, не найдется ли нужная мне гайка. Мне показали на парня, сказали, что у него всё есть. Парень оказался здоровым добродушным хохлом. Сразу сказал, что это от старого “Запорожца”, на новых другие стоят, покопался в шкафчике и протянул мне гайку. На мой вопрос, что с меня причитается, ответил: “Скажи спасибо, и в добрый путь”. Проблема безопасной езды была решена. Посмотрели некоторые достопримечательности Одессы: оперный театр, памятник Екатерине, Потёмкинскую лестницу, прошлись по Дерибасовской. Потом поехали в Ильичевск, пригород Одессы,

Одесский оперный театр
Одесский оперный театр

где находятся знаменитые пляжи протяженностью 12 км

Ильичевский пляж
Ильичевский пляж

Искупались, отдохнули. На другой день двинулись в сторону Кишинева. Вдоль всей дороги посадки грецких орехов. Пособирали немного. А сразу за границей с Молдавией – объявление: “Сбор орехов запрещен”. А нам уже и не надо. Зато сразу от дороги – поля красных помидор. Поели немного. Ведь никаких объявлений о запрете сбора помидор не было. Вкусные. Подъехали к Кишиневу.

Въезд в Кишинев
Въезд в Кишинев

Но в город заезжать не стали. Последней точкой моего маршрута был город Ровно. Там жил мой дядя Лёня, которого мне очень хотелось навестить. На второй день мы были там. Погостили пару дней и двинулись домой.

Ровенский ж/д вокзал
Ровенский ж/д вокзал

Доехали без каких-либо приключений. Только вместо того, чтобы ехать по магистралям через Киев, я в Житомире свернул на север, на Гомель, чтобы сэкономить около 100 км. Потом ругал себя, так как это были, как говорят, не дороги, а направления. Вернулись на дачу, все были очень рады. Всего мы проехали более 3-х тысяч км.

На следующий день я поехал в Серпухов, но ровно через 6 км при повороте на бетонку развалилась коробка передач, причем её заклинило на 1-ой передаче. Но мне все же удалось своим ходом, на первой же передаче, вернуться на дачу. Мотор-то работал. Судьба!