Найти в Дзене

Посёлок

У каждого человека есть воспоминания о каких-то местах, которые вызывают ностальгию о былых временах. Для меня одним из таких мест является ГРЭС, посёлок или микрорайон у Севастопольской ТЭЦ, здесь я провёл самые лучшие школьные годы. Всё началось в уже далёком 1937 году, когда ввели в эксплуатацию ТЭЦ, война ввела свои коррективы, но после всё восстановили. Микрорайон развивался, появились улицы, появились свои пожарная часть, почта, пристань, школа. Центром культурной жизни стал Дом культуры, с колоннами, самый красивый в Севастополе. Приехал я сюда с матерью и отчимом в 1988 году, перед первым классом, куда я ходил в интернат в Инкермане, затем во втором я учился у бабушки, а с третьего классе уже в 28 школе на ГРЭСе. На рубеже 90-х моя мать меняла работу, сначала помощницей воспитательницы в 72 детском садике на ГРЭСе, затем почтальоном тут же в посёлке, ну и после заведующая овощным магазином в соседнем микрорайоне Октябрь. А с отчимом мы лазили по горам, находили пуговицы с номер

У каждого человека есть воспоминания о каких-то местах, которые вызывают ностальгию о былых временах. Для меня одним из таких мест является ГРЭС, посёлок или микрорайон у Севастопольской ТЭЦ, здесь я провёл самые лучшие школьные годы.

Всё началось в уже далёком 1937 году, когда ввели в эксплуатацию ТЭЦ, война ввела свои коррективы, но после всё восстановили. Микрорайон развивался, появились улицы, появились свои пожарная часть, почта, пристань, школа. Центром культурной жизни стал Дом культуры, с колоннами, самый красивый в Севастополе.

Приехал я сюда с матерью и отчимом в 1988 году, перед первым классом, куда я ходил в интернат в Инкермане, затем во втором я учился у бабушки, а с третьего классе уже в 28 школе на ГРЭСе.

На рубеже 90-х моя мать меняла работу, сначала помощницей воспитательницы в 72 детском садике на ГРЭСе, затем почтальоном тут же в посёлке, ну и после заведующая овощным магазином в соседнем микрорайоне Октябрь. А с отчимом мы лазили по горам, находили пуговицы с номерами полков времён Крымской войны, я их потом менял у моего соседа, у которого отец был моряком дальнего плавания. В итоге в нашей с отчимом коллекцией были и шведские кроны, и индийские рупии, и много чего ещё. Также отчим научил меня рыбачить в бухте.

Рыбалка у нас была без изысков, только всякая мелочь типа бычков, но мы также собирали в Севастопольской бухте и мидии. Этим морским обитателям было комфортно рядом с ТЭЦ, оттуда в бухту выходили две большие трубы с горячей водой, и то место называли горячкой, это была легенда всего Севастополя, туда приезжали со всего города, а также туристы. Трубы были большими, поэтому возле них смельчаки привязывали верёвки и обвязывали, получалось как тарзанка, вода стремительно выходила из труб, и самые смелых носило в разные стороны по воде.

В посёлке несколько улиц. Ангарская, Георгиевская Балка, Зеленогорская, Каширская, Мысовая, Турбинная, Фарватерная, Шатурская и Павла Яблочкова. У каждой из этих улиц был свой день рождения. Жил я на Каширской, и праздник улицы приходился на майские праздники, именно в начале мая в 1994 году родился мой самый младший брат, и жители улицы по традиции даже какой-то сувенир матери вручали, не знаю, сохранился ли он.

И день рождения отмечали всего микрорайона, не помню точно дату, но это было в летний период, помню это, поскольку рядом с Домом культуры был летний кинотеатр, он и сейчас сохранился, но не работает. Так вот, мы, детвора, не просили денег у родителей, а просто залезали на стены кинотеатра и смотрели фильмы, нас не гоняли, нет, но в школе от учителей можно было нагоняй за это получить. И вот в этот период был день рождения посёлка, беспроигрышная лотерея (на неё билеты всем желающим бесплатно давали), и в такую лотерею я однажды получил билет в кинотеатр, сидел я впервые внизу, а не стене, запомнилось это.

В тот период в школе старались правильно воспитать молодёжь. Мы дежурили по школе, у каждого класса был свой участок земли, за которым ухаживали, а на уроках труда учили разнообразным навыкам. До сих пор помню учителя труда (но забыл, как зовут), пережил блокаду Ленинграда, рассказывал тяжёлые истории, иногда на его уроках мы ходили помогать рабочим на железнодорожной станции Инкерман Первый, которая по соседству со школой, вся территория мимо школы от Севастопольской ТЭЦ до моста у станции была нашей, мы там пололи запасные пути, чтоб не зарастали. Такой контакт с рабочими был полезным. Так, в 5 классе мы собирали металлолом, и я полез по вагонам на станции, нашёл в одном большую лестницу и обменял её у рабочих на тачанку металлолома. Правда, делал я это в новой куртке, которую только купила мать, пятна мазута не отстирались и мне досталось на орехи.

Также в этот период помогал матери, разносил с ней почту, а затем ездил в Октябрь, ходили мы с ней в столовую на станции Инкерман Второй, затем в магазине вместе что-то делали.

Уехал я из этого микрорайона в 1995 году, а мать продала квартиру в 1997 году. И вот такая штука. Для меня это были самые лучшие семь лет детства, с 7 до 14 лет, период взросления, и ГРЭС, как часть культурного персонального кода.

Посёлок нормально жил до 2000-х, затем настали лихие времена, сюда дотянулись своими руками разные негодяи. Были закрыты Дом культуры и летний кинотеатр, жизненно необходимая катерная линия Инкерман – Севастополь постепенно стала угасать, и уже в наше время окончательно закрыта, а ведь когда-то катер ходил с интервалом от 30 до 60 минут. Причал ГРЭС буквально развалился, и в таком виде он уже больше десяти лет.

Октябрь 2020. Причал ГРЭС.
Октябрь 2020. Причал ГРЭС.

Несколько лет назад в Севастопольской ТЭЦ остановили генерацию электроэнергии, теперь это просто самая большая котельная в городе, легендарной горячки больше нет, там всё поросло тиной и грязью. Хотели даже снести ТЭЦ, но люди встали на защиту, ведь это один из неофициальных символов города.

Сегодня есть перспективы, и я очень рад. Разваленный Дом культуры забрали у негодяев, власти обещают восстановить его, ТЭЦ собираются отдать в концессию, а в 28 школе будут строить второй корпус, есть надежда на возрождение активной жизни в микрорайоне.

Апрель 2022. Автобус у Севастопольской ТЭЦ.
Апрель 2022. Автобус у Севастопольской ТЭЦ.

Севастопольская ТЭЦ, даже после строительства новой Балаклавской ТЭС, не утратила своей актуальности. И речь не только о запасной генерации или отоплении, это ещё и часть культурного кода Севастополя, для многих людей это тёплые воспоминания, традиции, привычки. А Инкерман Первый это соседняя станция с конечной на железнодорожном вокзале в Севастополе, поэтому ТЭЦ ещё и часть своеобразной входной группы, здание встречает и провожает гостей города-героя. У нынешних туристов Севастопольская ТЭЦ уже мало популярна, горячки нет, но с точки зрения истории и промышленного туризма интерес всё же есть. И для развития микрорайона нужно восстановить морской городской общественный транспорт со всеми остановками по бухте.

Процесс сохранения культурной памяти очень важен для нынешних людей и для будущих поколений, также как и комплексное развитие для блага населения...

Это эссе было написано для участия во Всероссийском конкурсе "Город в деталях: живое наследие", который проходил в этом году в Москве, как видите, это конкурс федерального уровня. Не было классических дипломов лауреатов, а только победители и участники. Вот меня и наградили сертификатом участника. Это первый конкурс, где я участвовал как писатель.

-3

С уважением к читателям, писатель и фотограф Александр Рыжов.