Найти в Дзене

Что почитать? Кларисса Пинкола Эстес "Бегущая с волками"

И.Я. Билибин "Василиса Прекрасная". 1899 г.
И.Я. Билибин "Василиса Прекрасная". 1899 г.

Кларисса Эстес - психолог, психоаналитик. В своей книге она, опираясь на теорию Юнга о бессознательном и архетипах, говорит о внутренней свободе женщин, уничтоженных общественным мнением, правилами, стремлением к идеальному образу, навязанному ей извне.

В очень общих чертах основной постулат теории Карла Густава Юнга о бессознательном заключается в том, что бессознательное включает в себя личные и коллективные аспекты. 
Личное бессознательное охватывает индивидуальные воспоминания, переживания и комплексы. Коллективное бессознательное содержит архетипические мотивы и универсальные символы, унаследованные от коллективного прошлого человечества.

Фактически вся книга - это пламенный призыв к женщинам. Призыв к свободе, к возвращению к себе истинной, к своей самости, к той Дикой, Первозданной женщине, которая живёт в глубине души каждой из нас.

Свои мысли автор иллюстрирует сказками разных народов, интерпретируя их через архетипичные образы.

Архетип — это базовый элемент коллективного бессознательного, который указывает на структуру психического уклада человека и влияет на его мышление и поступки. (Впервые это понятие применительно к людям использовал швейцарский психиатр Карл Юнг)
Архетип способен раскрыть часть скрытых черт психологического портрета, понять поступки и мотивы действий человека. Также он формирует его восприятие окружающего мира, манеру поведения и взаимодействия с окружающими.

Интерпретация сказок, сделанная автором, честно говоря, ошеломляет.

Так, например, известная русская (как оказывается, не только) народная сказка "Василиса Прекрасная", в которой мачеха отправляет падчерицу к Бабе-Яге за огнём, а та возвращается домой только благодаря куколке - благословению умершей матери, внезапно теряет своё обычное трактование через "вечный мотив" о кознях злой мачехи (характерный для всех времён и, пожалуй, народов), обряд инициации, силу благословения и доброты, а через... интуицию, "постижение того, что большинство вещей не такие, какими кажутся", через возможность передавать интуицию по наследству.

В целом, интерпретации, которые создаёт автор, может быть отличным примером того, как желание найти что-то конкретное в тексте побуждает подтягивать факты и трактовать их удобным способом. С другой стороны, это также показывает, как погружение в какую-либо идею делает видимыми отзвуки этой идеи во всём, к чему прикасаешься.

При этом можно отметить вполне осязаемый терапевтический эффект книги, если история, рассказанная в сказке или интерпретации задела за живые раны души. Меня задели две сказки и некоторые мысли автора появились в моей жизни в нужное для меня время, помогли преодолеть кризис. А вот если не задело... то возникает стойкое ощущение, будто тонешь в многословии автора (но это моё крайне субъективное впечатление, которое может быть связано просто с тем, что я не растеряла свою внутреннюю свободу и о своей внутренней Дикой женщине знала ещё до этой книги и сознательно старалась создавать для неё комфортные условия).

Стоит отметить, что книга, несмотря на какой-то подчёркнутый феминизм, будет полезна и мужчинам, потому что у проблем, бед и горестей, возникающих как в сказках, так и в жизни, нет гендера.

P.S. Лайки приятны. Подписка вообще огонь!

Всем свободы!