Всё проверено на личном опыте, хлебнули всех прелестей внутреннего туризма по полной. Делюсь бесценным опытом.
На турбовинтовом самолёте летели впервые
На Курилы можно добраться на самолете из Южно-Сахалинска (аэропорт «Хомутово»), рейсы выполняет авиакомпания «Аврора» - до Южно-Курильска (остров Кунашир) и до Курильска (остров Итуруп). Лететь около часа, билет стоит порядка 8000 рублей (цены 2025 года). За открытием продаж удобно следить на канале t.me/AuroraAirlines. Спрос очень высокий, так что не тормозите с покупкой. Продажи на сентябрь открыли в конце июля.
Знакомьтесь, наш турбовинтовой самолёт Bombardier Dash 8-Q400, на котором мы летели с Сахалина на остров Кунашир. Вмещает около 80 счастливых пассажиров и экипаж.
На первый взгляд, всё просто и чудесно - купил билет и полетел. Но нет! Самолёты с Сахалина на Курилы могут задерживать по несколько дней, таких историй в Интернете - миллион. По разным причинам, но чаще всего из-за циклонов и ухудшения погоды.
Одно из больших зол - туманы! Те самые - красивые и мистичные, укутывающие вулканы и ползущие по курильским пляжам... Увы, малые аэродромы Курильских островов не принимают и не отправляют самолёты при ухудшении погоды, незначительном для крупных аэропортов.
Мы уже были в зоне вылета, за окном было синее небо и солнце. Казалось, что ничего не может помешать нашему самолёту вылететь по расписанию. Но сначала рейс перенесли на полчаса, а потом и на час.
Рядом в очереди нервно топталась организованная группа туристов, у которой был чёткий план: сегодня они на Кунашире, а завтра вечером оттуда их теплоход отправляется на Итуруп. Представляете накал страстей?
Их гид только пожимала плечами: «Это Сахалин, это Курилы. Тут всё непредсказуемо, будем надеяться, что улетим СЕГОДНЯ». На что один из участников похода нервно пошутил: «Заплатить столько денег и ничего не увидеть. Ромаааантика».
Наш самолёт всё же вылетел в тот день, в который и планировал! Командир экипажа абсолютно не владел английским, поэтому приветствовал нас смешной скороговоркой, 😄 в которую умело вплёл несуществующие слова.
Внутри самолёт оказался почти игрушечным, но вполне комфортным. А в моём иллюминаторе был виден крутящийся винт, так что я всю дорогу следила за его активной жизнедеятельностью. Есть видео.
По прилёту мы готовились ловить дорогущее такси, но оказалось, что от аэропорта до Южно-Курильска ходит рейсовый автобус, и он синхронизирован с расписанием самолётов. Проезд стоит 122 рубля. Удобно.
А что если поплыть на теплоходе? Детали
Есть и такой вариант. С острова Сахалина до Курильских островов ходят рейсовые теплоходы, они стартуют из порта города Корсаков (41 км от Южно-Сахалинска, можно доехать на такси, автобусе или электричке).
Теплоходы из Корсакова идут на Кунашир, Итуруп и Шикотан.
В отличие от самолётов добираются дольше, но их отменяют/переносят намного реже и билеты ощутимо дешевле. Например, из Корсакова до Кунашира билет стоит 3200 рублей, плыть 21 час.
Билеты на теплоходы между Кунаширом и Итурупом пользуются бешеной популярностью, так как между этими островами нет прямого авиасообщения. Как только открываются продажи - билетов нет уже через несколько минут. Подозреваю, что весомую роль тут играют всякие перекупщики и турфирмы.
Старт продаж удобно отслеживать в телеграм-канале t.me/sakhpasflot (теплоходы «Павел Леонов» и теплоход «Адмирал Невельской») и в t.me/mostanet (теплоход «Игорь Фархутдинов»).
На теплоходе «Адмирал Невельской» мы плыли с Кунашира на Итуруп (18 часов), а через несколько дней - с Итурупа на Сахалин (22 часа), так что у меня есть полное представление, как там всё устроено. У нас было целых две ночёвки на корабле.
Как мы купили билеты на нужные даты? По опыту последних лет, билеты на сентябрь можно купить в июле, в один год онлайн-продажи на сайте «Сахпасфлота» (sakhpasflot.ru) открывали 10 июля, в другой - 15 июля, в третий - 20 июля. Мы честно отдежурили все три ночи «на низком старте». Всё работает по сахалинскому времени, а это +8 к московскому.
Продажи билетов на сентябрь 2025 года стартовали 25 июля в 4.00 (по Москве), когда их никто не ждал. Мы зашли на сайт в 8.00, билетов с Кунашира на Итуруп уже не было! Мы всё проспали, все билеты раскупили. Что делать? Люди, попавшие в такую ситуацию, обычно покупают авиабилет с Кунашира на Сахалин, а оттуда летят на Итуруп. Очень сложно и очень дорого.
Мы мониторили сайт «Сахпасфлота» ещё один час. Мало ли... И нам повезло! Кто-то сдал три билета по маршруту «Кунашир - Итуруп». Мы тут же выхватили два нижних места в 4-местной каюте. Что касается билетов на теплоход с Итурупа на Сахалин, их мы купили без проблем, там ниже спрос, так как есть прямое авиасообщение, самолёт летит всего один час.
Каюты на «Адмирале Невельском» выглядят как плацкарты, только с собственным туалетом и душем. Очень повеселил факт, что все стаканы, графины, стулья, лестницы зафиксированы на случай сильной качки, а в душе есть откидывающийся стульчик для безопасных купаний сидя.
После того, как все разместились по каютам, пришла борт-проводница и сообщила нам номер нашей спасательной шлюпки. Аварийный выход в нижней части двери тут же перестал казаться смешным.
На теплоходе есть судовое кафе и бар, можно заказать что-то из еды и напитков - по меню и диким ценам, а можно - прийти со своим условным дошираком, кашей, чаем, воспользоваться кулером или пурифайером, чем в основном все и занимались.
С Кунашира на Итуруп мы плыли по чудесному «шёлковому морю» (волны были, но небольшие!), хотелось любоваться закатом, транзитным Шикотаном, высматривать дельфинов и касаток за боротом (увы, не встретили). Мы даже умудрились выпить вина на палубе, настолько всё было поэтично.
Когда мы плыли с Итурупа на Сахалин, поездка была не такой приятной. Сначала наш теплоход задержали на 16,5 часов из-за циклона, и нам пришлось остаться на острове ещё на одну ночь, а «Адмирал Невельской» всю ночь стоял на рейде с туристами на борту. То есть мы не уплыли на Сахалин, а кто-то не высадился на Итурупе! Обычный курильский форс-мажор, местных такое вообще не удивляет. Вечер мы провели искромётно, не зря нас остров не отпускал (!), будет отдельная статья.
На следующий день наш теплоход наконец стартанул на Сахалин - в Корсаков. Качало так, что аж палубу захлёстывало! Таблетки от укачивания не особо помогали, хотелось тупо лежать и смотреть телевизор. Выходили только раз - посмотреть на закат и волны. По пути никаких островов не было, только бесконечный синий простор.
Так как правильно организовать перемещение между Сахалином и Курильскими островами? Решать вам. Как и то, в каком порядке и какие острова посещать. В бОльшей степени это будет зависеть от сложного расписания теплоходов, они ходят не каждый день. И наличия билетов!
Я с учётом набранного опыта сделала бы так: на самолёте - с Сахалина на Кунашир, на теплоходе - с Кунашира на Шикотан, снова на теплоходе - с Шикотана на Итуруп, а оттуда на самолёте на Сахалин.
Не забывайте, что прямого авиасообщения между Кунаширом и Итурупом нет, а на Шикотан самолёты вообще не летают (только вертолёты). Но с таким планом ваше путешествие займёт уже больше двух недель. Мы уложились в 14 дней, но не были на Шикотане (только проездом), немного жалею. Подробный расклад нашего путешествия по дням обещаю дать в самом финале.
Всем мира и путешествий! ♥ Ваш Душевный шагомер (Таня). Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное. Были на Курильских островах? Каким транспортом перемещались? Какой из островов понравился больше и почему? Что больше привлекает - самолёт или теплоход?