Найти в Дзене
Московская беседка

Дом для Бибинур

О моноспектакле «Бибинур» театра «Быстрый театр» (Тверь). Премьера 30 августа 2025 Все бегут друг от друга по кругу — любимые от нелюбимых — и никто никого не может догнать... Роман Козырчиков. «Бибинур» (2019) Тема извечного движения, бесцельного, хаотического, истеричного, бесполезного, разрушительного и противоположная ему тема дома — как пристанища, куда стремится любое движение, даже если пытается его покинуть — две сквозные темы пьесы Романа Козырчикова. Бибинур — имя казахской девушки, которая тоже изо всех сил пытается обрести свой дом. Дом, как зону безопасности и уюта, как свою территорию, куда не досягает земная мгла. Дом как конечный пункт земного движения и как отправная точка, начало начал любого жизненного пути, цель, смысл и радость существования. Именно дома лишена Бибинур — и именно дом пытается она всеми силами обрести. Бибинур сражается за свое счастье, берет приступом этот мир, порочный и равнодушный. Мир, в котором она никому не нужна. Дом в ее понимании может быт

О моноспектакле «Бибинур» театра «Быстрый театр» (Тверь). Премьера 30 августа 2025

Все бегут друг от друга по кругу — любимые от нелюбимых — и никто никого не может догнать...

Роман Козырчиков. «Бибинур» (2019)

Тема извечного движения, бесцельного, хаотического, истеричного, бесполезного, разрушительного и противоположная ему тема дома — как пристанища, куда стремится любое движение, даже если пытается его покинуть — две сквозные темы пьесы Романа Козырчикова. Бибинур — имя казахской девушки, которая тоже изо всех сил пытается обрести свой дом. Дом, как зону безопасности и уюта, как свою территорию, куда не досягает земная мгла. Дом как конечный пункт земного движения и как отправная точка, начало начал любого жизненного пути, цель, смысл и радость существования. Именно дома лишена Бибинур — и именно дом пытается она всеми силами обрести.

-2

Бибинур сражается за свое счастье, берет приступом этот мир, порочный и равнодушный. Мир, в котором она никому не нужна. Дом в ее понимании может быть только в семье, и она пытается найти себе мужчину, с которым можно было бы этот дом выстроить. Дом для Бибинур — это мужчина и комната, где чисто и много света (Бибинур в переводе с казахского — «лучезарная»). Место, куда можно приложить руки и душу, а душа у Бибинур большая.

  Фотография Михаила Ермолаева
Фотография Михаила Ермолаева

Оставшись после смерти матери без дома, Бибинур изо всех сил пытается его обрести, но дом ускользает от нее. Она — простая, необразованная девушка, но за ее грубостью и развязностью скрыто истерзанное нежное сердце, которое умеет и хочет бороться за свое счастье. Но мир поворачивается к Бибинур своей темной стороной — и Бибинур приспосабливается к этому миру, в котором вынуждена существовать.

-4

Бибинур ходит по земле и ищет свое счастье, но нигде не может его найти. В конце концов она приходит в тюрьму, чтобы обрести хоть какое-то подобие дома — очень страшное, но подобие. Все. Дальше идти некуда. Не Бибинур виновата в том, что ей нет места в этом мире, кроме как в тюрьме — в этом виноват мир. Ее финальная фраза «Я хочу куда-нибудь домой» трогательна в своей нелогичности (слова «куда-нибудь» и «домой» не сочетаются, дом у человека один и находится в определенном месте). В этой фразе есть что-то детское, щемящее, беззащитное, в ней — сама Бибинур, которая так устала сражаться с этим жестоким миром, но все же не теряет своей цели. Не теряет надежды.

-5

Моноспектакль — исповедь Бибинур поставлен Татьяной Ручковой, режиссером «Быстрого театра», давно знакомого постоянным читателям беседки. Вот как режиссер говорит о своей работе:

Для меня пьеса о любом из нас, потерявшемся в этом огромном мире, которому нет никакого дела до души маленького человека. О разрушении семьи, которая уже не защищает, не даёт приют, выбрасывает этого маленького человека на обочину жизни. Об отношении к женщине, как к функции, ставшей предметом потребления для противоположного пола. О спрятанных (даже от самих себя) ценностях, которые живут у каждого в сердце, но крепко залиты алкоголем, как ненужность и атавизм. И несмотря на то, что героиня казашка, для меня это обобщённый образ сильной женщины, лишней в современном мире хаоса. Страшно жить на этом свете, господа.

Моноспектакль поставлен очень лаконично, без лишних эффектов и декораций. В этом его сила: все сосредоточено на героине, ее ярости и боли. Актриса Елена Мухина играет сердечно и искренне, точно и глубоко передавая горечь и негаснущую надежду своей героини. Несомненное чувство юмора, удачно сочетающееся с драматическим даром позволяет Елене Мухиной создать непростой образ маленькой казахской женщины, упрямо сражающейся за свое счастье — дом, в котором будет много света и лучезарности. Дом, в котором когда-нибудь заживет ее счастье.