Найти в Дзене

«Здание Государственного цирка», 1966-1968 гг.

📍Республика Башкортостан, г. Уфа, пр. Октября, 73 Городской цирк Уфы является объектом культурного наследия регионального значения, располагается на главном проспекте города с отступлением от его красной линии, что создает перед ним большую площадь, позволяющую организовать более удобный подход к зданию и благоприятное восприятие его формы и силуэта на проспекте. Уфимский государственный цирк, на проспекте Октября, 73, был открыт в 1968 г. и довольно далеко от его исторического предшественника. К строительству приступили в 1966 году, стеклобетонное здание цирка выполнено в характерной для 1960-х годов манере. Его построили по проекту Саломеи Гельфер и Георгия Непреенко. Проект выполнен для строительства Новосибирского цирка. Облик сооружения несмотря на округлый план, значительно отличался от традиционной формы такого рода зданий – его венчало вогнутое вантовое покрытие с козырьком, перепад высот которого был выбран конструктором не случайно. Во – первых, он делал силуэт здания вырази

📍Республика Башкортостан, г. Уфа, пр. Октября, 73

Городской цирк Уфы является объектом культурного наследия регионального значения, располагается на главном проспекте города с отступлением от его красной линии, что создает перед ним большую площадь, позволяющую организовать более удобный подход к зданию и благоприятное восприятие его формы и силуэта на проспекте.

Уфимский государственный цирк, на проспекте Октября, 73, был открыт в 1968 г. и довольно далеко от его исторического предшественника.

К строительству приступили в 1966 году, стеклобетонное здание цирка выполнено в характерной для 1960-х годов манере. Его построили по проекту Саломеи Гельфер и Георгия Непреенко.

Гипротеатр. Типовой проект цирка на 2300 мест, сер. 1960-х гг. Макет
/ Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Гипротеатр. Типовой проект цирка на 2300 мест, сер. 1960-х гг. Макет / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Проект выполнен для строительства Новосибирского цирка. Облик сооружения несмотря на округлый план, значительно отличался от традиционной формы такого рода зданий – его венчало вогнутое вантовое покрытие с козырьком, перепад высот которого был выбран конструктором не случайно. Во – первых, он делал силуэт здания выразительным и динамичным, что актуально для местоположения цирка на пересечении двух важнейших магистралей города. Во-вторых, позволял органично вписать плоский легкий купол подвесной конструкции, необходимой для многих цирковых номеров. В-третьих, позволял в высотной зоне зафиксировать свободно поднимаемых и опускаемый широкоформатный экран. В-четвертых, он давал возможность разместить в козырьковой части со стороны главного фасада, кроме вестибюля и фойе, многочисленные технологические помещения, в том числе для стационарной киноустановки и светозвукового оформления представлений.

Зрительный зал Новосибирского цирка был рассчитан на 2300 мест. Запроектированный устройства входов позволяли зрителям быстрее покидать и заполнять зрительный зал. Цирковой манеж легко трансформировался в каток, бассейн и сцену-эстраду.

Конструкция вантового покрытия Новосибирского цирка. / М. Аметова. Сборник: « Саломея Гельфер. К юбилею архитектора». – 2006. – 87 6.: ил. / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Конструкция вантового покрытия Новосибирского цирка. / М. Аметова. Сборник: « Саломея Гельфер. К юбилею архитектора». – 2006. – 87 6.: ил. / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Конструкция уникального вантового покрытия состояло из опорного кольца по периметру здания, продольных и поперечных вантов. Попарное натяжение вантов представляло наибольшую сложность. Авторы проекта привлекли к своей работе две научные организации – ЛенЦНИИЭП и КиевЦНИИЭП.

Данное покрытие не требовало дополнительного усиления несущих конструкций. Благодаря этому интерьеры зрительного зала не загружались опорными колоннами. В большом двухуровневом фойе цирка, расположенном со стороны главного фасада, колонны были необходимы — они поддерживали легкую консольную часть покрытия. За счет этого стена главного фасада здания почти не несла нагрузки и была целиком остеклена. Фойе оставалось просторным и прозрачным: из него открывалась панорама города. В темное же время суток в дни представлений огромный сегмент стеклянной стены становился световым объектом, украшавшим город.

Найденное решение развито С.М. Гельфер в проекте Владивостокского цирка. Арена также была смещена в сторону артистического выхода, однако план зрительного зала, как и самого здания, приобрел трапециевидную форму. Изменение проектных решений продиктовано рельефом и природными условиями.

Прогрессивные проекты С.М. Гельфер, выполненные в Гипротеатре, получили поддержку ведомства. Министр культур Е.А. Фурцева намеревалась развернуть по всей стране строительство цирков, но была озадачена тем, что существовавшие до сих пор традиционные сооружения этого типа были невыгодны с хозяйственной точки зрения. Идея многофункционального зрелищного здания ее привлекла. Новосибирский и владивостокский проекты вошли в изданное Е.А. Фурцевой «постановление о 40 цирках». На основании этого документа город, в котором предполагалось построить цирк, мог выбрать себе либо один из проектов, представленных Гипротеатром, либо один из проектов старого образца, разработанных конкурирующей организацией — ЦНИИЭП зрелищных зданий. 9 городов предпочли проект С.М. Гельфер. Новосибирский тип циркового здания был повторен в Куйбышеве (Самаре), Брянске, Воронеже, Уфе, Донецке, Харькове, Кривом Роге, Ворошиловграде (Луганске).

Городом, в котором новосибирский проект был опробован впервые (даже на год раньше самого Новосибирска), оказалась Уфа, где С.М. Гельфер провела годы эвакуации. Местоположение цирка примыкало к той части города, которая до присоединения к Уфе была Черняховском.

В Перми был осуществлен новосибирский вариант с владивостокским типом перекрытия, так как в этих широтах в зимнее время выпадает большое количество осадков, не позволяющее применять ванты.

С.М. Гельфер и В.Г. Корнилов впервые в СССР осуществили перекрытие крупного общественно-зрелищного сооружения тонкой железобетонной оболочкой на вантах. Проект по достоинству оценен не только соотечественниками, но и за рубежом. В 1967 г. на Всемирном конгрессе по покрытиям общественных зданий, проходившем в Ленинграде, проект вантового покрытия цирка приобретен шведскими конструкторами. Разработки С.М. Гельфер и В.Г. Корнилова пригодились им при возведении перекрытия стадиона в Гетеборге, диаметр которого (100 м) почти в два раза превышал диаметр цирка в Новосибирске. [1]

Строительство цирка в Уфе осуществлялось строительно-монтажным трестом № 3 по заказу управления капитального строительства Уфимского Горисполкома. В сооружении цирка активное участие принимали жители города, организуя субботники и воскресники. В отличие от временных павильонов балаганов на Верхнеторговой площади, цирка шапито в парке имени А. Матросова и парке им. М Гафури, новый цирк имел большую арену, высокий свод для акробатических номеров, зрительские ряды на 2000 мест.

С 1970 г. при уфимском цирке работает студия по подготовке профессиональной труппы «Башкирский национальный цирковой коллектив». Уфимская цирковая труппа неоднократно гастролировала по стране и за рубежом с программами «От сердца к сердцу», «Сабантуй на манеже», «Арена дружбы» и др. Писатель Андрей Битов писал в очерке «Колесо» (1969): «Уфа – замечательный город… Я проезжал мимо гостиницы и цирка, радовавших глаз более чем столичной современностью. Перед цирком трамвай набивался солдатами, и у цирка они сходили. Строились и маршировали к входу, который уже поглощал шеренги предыдущего десанта. Цирк был построен смелой спиралью, в стиле будущего».

Строительство уфимского государственного цирка. 1968г.
Строительство уфимского государственного цирка. 1968г.

В Уфимском цирке выступали такие цирковые знаменитости, как Юрий Никулин, Вальтер и Мстислав Запашные, Николай Павленко, Тамерлан Нугзаров – народные артисты России, лауреаты государственных премий, а также Алексей Дементьев, Таисия Корнилова и другие. Частой и любимой гостьей уфимцев является Тереза Дурова, программой которой цирк открылся в 1968 г. Ежегодно в здании цирка проходят главная Президентская и Столичная елки республики, здесь выступают популярные эстрадные артисты Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Уфимский государственный цирк. 1975 год.
Уфимский государственный цирк. 1975 год.

В 1993–1994 гг. цирк был закрыт на реконструкцию, а 12 июня 1994 года, незадолго до официального открытия, произошел неприятный инцидент — у здания обрушился козырек. Шума было много, но никто не пострадал, открытие было отложено на время проведения расследования и ремонта повреждений.

В основе объемно планировочного решения здания лежит идея симметричного сооружения, главным композиционным элементом которого является зрительный зал с цирковой ареной. Этот зал с помощью переходной части соединяется с блоком артистических и вспомогательных помещений, к которому примыкают помещения для зверей.

Здание круглое в плане, для его перекрытия вантовые конструкции седловидной формы.

Уфимский государственный цирк. 2015 год
Уфимский государственный цирк. 2015 год

На первом этаже этого корпуса располагается вестибюль с гардеробом, на втором этаже – фойе. Связь между этажами осуществляется при помощи двух парадных лестниц. Организация зрительного зала традиционна для цирков. Зал выполнен в виде амфитеатра, имеет хорошую видимость и акустические свойства.

В решении внешнего облика здания обращает на себя внимание лаконичность форм и тектоничность основных конструктивных элементов. Фасады здания имеют лаконичный вид. Сплошное остекление вестибюля и фойе зрительного зала создает благоприятные условия для раскрытия внутреннего пространства, включения окружающей среды в интерьер цирка и ночного восприятия здания.

Главная планировочная ось здания располагается перпендикулярно оси проспекта Октября. Основной объем здания со зрительным залом и сценической частью располагается перпендикулярно планировочной оси здания. На этот объем сориентирован и главный вход в здание, имеющий большой выступающий козырек. Вспомогательные помещения расположены в 3-х этажном блоке, который перпендикулярен блоку зрительного зала, и двух одноэтажных блоках, оси которых параллельны основному объему здания.

Фрагмент юго-западного фасада, южного фасада Объекта и примыкающие к нему хозяйственные постройки Госцирка. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Фрагмент юго-западного фасада, южного фасада Объекта и примыкающие к нему хозяйственные постройки Госцирка. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Фрагмент южного, юго-западного и юго-восточного фасада Объекта. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Фрагмент южного, юго-западного и юго-восточного фасада Объекта. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Фрагмент юго-западного фасада Объекта. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Фрагмент юго-западного фасада Объекта. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Фрагмент кровли. Вид с юга. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Фрагмент кровли. Вид с юга. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Интерьер. Арена. Вид с северо-запада. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Интерьер. Арена. Вид с северо-запада. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Интерьер. Фрагменты фойе первого этажа. Вид с юго-запада и на северные стены интерьеров фойе. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Интерьер. Фрагменты фойе первого этажа. Вид с юго-запада и на северные стены интерьеров фойе. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Интерьер. Фрагменты фойе первого этажа. Вид с юго-запада и на северные стены интерьеров фойе. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Интерьер. Фрагменты фойе первого этажа. Вид с юго-запада и на северные стены интерьеров фойе. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Интерьер. Фрагменты фойе первого этажа. Вид с юго-востока и на северные стены интерьеров фойе. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Интерьер. Фрагменты фойе первого этажа. Вид с юго-востока и на северные стены интерьеров фойе. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Интерьер. Фрагменты фойе первого этажа. Вид с юга на северные стены интерьеров фойе. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Интерьер. Фрагменты фойе первого этажа. Вид с юга на северные стены интерьеров фойе. Дата съемки 19 августа 2019 года.
Цирк новосибирска, план и разрез. / М. Аметова. Сборник: « Саломея Гельфер. К юбилею архитектора». – 2006. – 87 6.: ил. / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Цирк новосибирска, план и разрез. / М. Аметова. Сборник: « Саломея Гельфер. К юбилею архитектора». – 2006. – 87 6.: ил. / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Конструкция вантового покрытия Новосибирского цирка. / М. Аметова. Сборник: « Саломея Гельфер. К юбилею архитектора». – 2006. – 87 6.: ил. / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Конструкция вантового покрытия Новосибирского цирка. / М. Аметова. Сборник: « Саломея Гельфер. К юбилею архитектора». – 2006. – 87 6.: ил. / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Фойе Новосибирского цирка. / М. Аметова. Сборник: « Саломея Гельфер. К юбилею архитектора».   – 2006. – 87 6.: ил. / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Фойе Новосибирского цирка. / М. Аметова. Сборник: « Саломея Гельфер. К юбилею архитектора». – 2006. – 87 6.: ил. / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Владивосток. Цирк универсального назначения. С.М. Гельфер, Г.В. Напреенко. 1973 г. / М. Аметова. Сборник: « Саломея Гельфер. К юбилею архитектора». – 2006. – 87 6.: ил. / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Владивосток. Цирк универсального назначения. С.М. Гельфер, Г.В. Напреенко. 1973 г. / М. Аметова. Сборник: « Саломея Гельфер. К юбилею архитектора». – 2006. – 87 6.: ил. / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Фото здания цирка в г. Новосибирск.
Фото здания цирка в г. Новосибирск.
Фото здания цирка в г. Пермь.
Фото здания цирка в г. Пермь.
Фото здания цирка в г. Самара.
Фото здания цирка в г. Самара.
Фото здания цирка в г. Воронеж.
Фото здания цирка в г. Воронеж.

[1] Аметова М. Сборник: «Саломея Гельфер. К юбилею архитектора». – 2006. – 87 6.: ил. / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. С. 40-51.