Найти в Дзене
Царьград

"АвтоВАЗ" заехал в тупик: Четырёхдневная рабочая неделя, увольнения, снижение зарплат

   Коллаж Царьграда
Коллаж Царьграда

Продолжаем разбираться в ситуации на главном автозаводе России. Подробностей всё больше…

НИКИТА МИРОНОВ

Мы уже писали, что на "АвтоВАЗе" массово увольняются сотрудники, недовольные снижением зарплат после введения сокращённой рабочей недели. Летом рабочих обязали подписать допсоглашения, в результате чего исчезли премии и сверхурочные. Если раньше люди зарабатывали по 100-120 тысяч рублей, то теперь - максимум 45-50 тысяч.

Рабочим обещают повышение оклада или улучшение условий. Однако, как отмечают сами сотрудники, доверия к этим обещаниям уже нет.

Председатель первичной профсоюзной организации "АвтоВАЗа" Сергей Зайцев снижения зарплат не отрицает, но считает, что массовых увольнений сотрудников нет.

Обычная текучка: кто-то увольняется, кто-то устраивается,

- сказал он РИА Новости.

Между тем автор популярного блога "Гаражбатя" (143 тысячи подписчиков) считает, что на заводе и впрямь всё плохо.

   Скриншот страницы блога "Гаражбатя"
Скриншот страницы блога "Гаражбатя"

Автор считает, что проблема в неправильной политике завода.

   Скриншот страницы блога "Гаражбатя"
Скриншот страницы блога "Гаражбатя"

Ссылаясь на сотрудников, автор пишет:

Спрос на E-Largus оказался крайне низким, и завод не может распродать накопившиеся запасы. Производство сократили вдвое, а месячный план снизился с 6 тысяч до 3 тысяч автомобилей.

Настоящий облом ждал и Niva Sport. У модели обнаружились проблемы с дворниками, кондиционером и рулевым управлением. Оказалась небезопасной задняя подвеска. Мягкие сайлентблоки, слабые тяги и неправильно установленные стабилизаторы сделали управление нестабильным. Даже в условиях умеренного бездорожья первые владельцы столкнулись с деформацией рычагов и просадкой кузова. Руководство "АвтоВАЗа" официально не признало наличие дефекта, и отзывную кампанию не объявило. Однако отгрузки Niva Sport в салоны приостановили.

А тут ещё новость словно специально к поддержке отечественного автопрома. Национальный автомобильный союз (НАС) намерен настаивать на проведении полноценной отзывной кампании машин Lada Vesta второго поколения. Давно известно, что у "Вест" на ходу может заклинить руль. Как правило, пострадавшие от этого маленького недостатка отделывались малой кровью - точнее, вообще без неё. Но вот произошло ДТП во Владимирской области: руль заблокировался на повороте, машина выехала на обочину, потеряла управление и несколько раз перевернулась. У женщины-водителя перелом позвоночника.

Что характерно, сервисный центр Lada отказался даже прислать эвакуатор.

В августе президент НАС Антон Шапарин уже обращался в Росстандарт с просьбой провести комплекс надзорных мероприятий, в том числе с обращением в МВД для анализа ДТП с участием автомобилей Lada Vesta. К сожалению, наши госструктуры поддерживают отечественного производителя даже за счёт здоровья собственных граждан.

Ранее "АвтоВАЗ" вину в подобных ошибках почти признал - ошибка в электронике. Надо за свой счёт ехать в сервисный центр для исправления. В то же время "по официальным каналам" информация об этой маленькой ошибке так и не поступала...

А теперь данные Минпромторга. В 2025 году продажи новых Lada ощутимо снизились: за январь - август реализовано 221 729 машин - на четверть меньше прошлогоднего результата. Даже летние месяцы не смогли изменить тенденцию - в августе дилеры продали лишь 27,6 тысячи авто, что ниже стабильных показателей конца 2024 года, когда ежемесячно уходило по 35-45 тысяч машин.

Но "АвтоВАЗ" не сдаётся! Роспатент принял решение о регистрации нового товарного знака Lada Ariva для производства и продажи автомобилей в России. На какие шиши подобные новшества? Так ведь на наши, народные. В 2024 году "АвтоВАЗ" получил 7 млрд рублей от Фонда развития промышленности (ФРП) в виде льготных займов.

В этом году "АвтоВАЗ" получит уже свыше 45 млрд рублей в рамках инвестиционной программы. Удивительно, правда?

И это притом, что завод - в гигантских долгах!

Сейчас долговая нагрузка "АвтоВАЗа" оценивается в пределах около 100 млрд рублей. Причём в текущих условиях расходы на обслуживание кредитов предприятия вырастут примерно до 20 млрд рублей в год,

- заявил в декабре прошлого года министр промышленности и торговли Антон Алиханов.

По словам Алиханова, власти РФ "на постоянной основе выплачивают предприятию промышленные субсидии, объём которых формируется с учётом высокой локализации модельного ряда Lada".

В том числе за счёт этой поддержки финансовая модель "АвтоВАЗа" сохраняет устойчивость даже в условиях беспрецедентных санкций и роста ключевой ставки,

- отметил Алиханов.

К сожалению, менеджеры эту устойчивость понимают своеобразно: четырёхдневная рабочая неделя, снижение зарплат, машины продаются всё хуже. И это притом, что европейцы и японцы с рынка практически ушли!

Глава Минпромторга напомнил, что "АвтоВАЗ" получает господдержку и по линии других системных мер: субсидирования НИОКР, программ льготного автокредитования и лизинга, льготные займы по линии Фонда развития промышленности (ФРП).

В частности, ФРП за год профинансировал в общей сложности три крупных заводских проекта: по созданию производств деталей кузова, интерьера и экстерьера, рулей, сидений и стеклоподъёмников, комплектующих для тормозной системы, систем вентиляции, отопления и кондиционирования для Lada Aura, по выпуску усовершенствованного 16-клапанного двигателя 1,6 л и 1,8 л для автомобилей Lada. По линии субсидий на НИОКР был на 1,3 млрд руб. профинансирован проект "АвтоВАЗа" по развитию технологии создания автомобилей на отечественной телематике с применением элементов технологии V2X.

И всё бы здорово, но не в коня корм. Очевидно, что даже в условиях снижения конкуренции со стороны мировых производителей "АвтоВАЗ" по-прежнему чемодан без ручки. И несут его на наши, налогоплательщиков, деньги.

__________

Включи Царьград на МАКСимум. Любимый канал теперь и в новом мессенджере.

Подписывайтесь и следите за новостями вместе с Царьградом:

https://max.ru/tsargrad

Никита Миронов
Журналист