автор Андрей Б.
Всем привет!
Давненько я не писал в Дзене, по самые уши ушёл в краткие очерки в телеграмм-канале в угоду дефициту времени, заходите, увидите больше (тык).
И наконец-то созрел я для писанины побольше, которой мало будет места в телеге. Давайте расскажу вам про новинку от которой я в восторге, и в которую накатали уже..так-так..ну пока 4 партии. Так что это типа кусь, но не первый.
Встречайте реинкарнацию старенького Этноса - Ethnos 2nd Edition.
Начнем с того, что это у нас игра на контроль территорий с механикой ареамажорити на поле и сбора сетов на картах. По количеству на 1-6 игроков (в новой версии Этноса), с комфортным временем партии до 1-1,5 часов на полный состав. Игра же эта - про борьбу воинственных звериных кланов за территории Этноса - собирайте отряды из разных бойцов, назначайте лидеров отрядов и пользуйтесь его хитростью на поле боя. И все в восточном сеттинге!
Немного истории!
В 2017 году у студии CMON Games при разработке Spaghetti Western Games в свет вышло первое издание Этноса за авторством итальянца Паоло Мори и художеством Джона Хоу. Локализацию первого Этноса у нас поддержало издательство Лавка игр. Благодаря своей простоте правил, быстроте партий, азарту и уникальностью игровых рас, позволяющих применять разные тактические приемы, игра хайпанула, потом заглохла, но даже спустя годы первое издание появляется на барахолках весьма редко, оставаясь любимой в кругу настольщиков. Игра заняла между прочим 322 место в линейке всех игр мира с рейтингом 7,5. А это для игры сложностью всего 2,11 из 5 не так уж и плохо, можно сказать круто учитывая прошедшие годы.
И вот спустя 8 лет, в 2025 году студия CMON Games заявляет о выходе в свет новой версии Этноса. И по слухам, Паоло Мори совершенно не прикладывал руку к его разработке и воплощению в жизнь. Читал его комментарий при появлении Ethnos 2nd Edition в новостях ИвН News:
"Я буквально вчера узнал об этом новом издании, и мне еще предстоит прочитать изменения в правилах. Честно говоря, такого со мной еще не случалось за почти 20 лет разработки игр. Думаю лучше прояснить ситуацию. Я знал, что готовится новое издание Этноса для азиатского рынка, но долгое время ничего о нем не слышал. Новый свод правил мне так и не предоставили. Вероятно изменения минимальны, но меня не спросили о моем мнении, так же как я не имел возможности попробовать соло-режим. Я надеюсь и верю, что была проделана хорошая работа, потому что Этнос - это игра, которую я лично люблю."
Кстати, Паоло Мори уже пытался переиздать Этнос, но в теме археологических раскопок, оставив те же механики. В результате у CMON в 2023 году вышла игра Archeos Society. Игра не возымела успеха на рынке, заняла 2648 место среди всех игр с рейтингом 7,1 и была скоро забыта. Я смотрел на неё на сайте BGG и действительно не впечатляющее зрелище. Борьба за территории на карте перешла в скачки по шести разным трекам, но сбор сетов из карт остался тот же.
И получается, хоть имя Паоло Мори и фигурирует на коробке обновленного Этноса, его разработкой занимались Rodrigo Sonnesso, Henrique Garrigos и Toi von Glehn. А еще художественной работой занимался уже другой художник, а именно Davide Tosello, и по моему мнению арт получился просто бомба.
Ну и, вышедший недавно в свет, новехонький Ethnos 2nd Edition по данным сайта BGG на данный момент имеет рейтинг 7,6, что чуть-чуть лучше первого, но ввиду свежести и малого наигрыша пока находится на 3317 месте, интересно в течение какого времени догонит первенца, а может и перегонит🤔Сложность новой версии подкрутили до 2,23 из 5, но это скорее всего связано с пониманием иконографики карт, и к этому мы еще вернемся.
К сути!
Если вдруг кто не знает Этнос, то сочувствую конечно, вы упустили из вида прекрасную игру. Но не стоит горевать, сейчас я немного расскажу что к чему и возможно вы решитесь наверстать упущенное.
Значит сначала про новый Этнос! Как я и сказал ранее, игра на контроль территории через сбор сетов карт с последующим выставлением в тот или иной регион поля фишки контроля (в этом издании они в виде буддийских пагод). Правила достаточно простые: у вас всего 2 варианта действий либо взять карту либо разыграть карты, собранные в сет отряда, с выставлением пагоды на поле (хотя это по желанию и возможностям).
Сначала расскажу о картах. Все карты делятся по цвету и принадлежности клану животных. По цвету разновидностей всего 6, цвета карт соответствуют окраске регионов на поле. Разновидностей же кланов - 12 (в базе) + 4 (в промо допе), всего 16 кланов (видов животных). Формировать же сеты отрядов из животных и разыгрывать их можно тоже двумя способами: либо собираете отряд из животных одного вида, либо собираете отряд из карт одного цвета. Какую карту положите сверху отряда, та и будет лидером, значит в регион того цвета можете выставить пагоду и свойства только этого животного можно применить. После розыгрыша отряда все остальные карты с руки сбрасываются на открытый рынок и становятся достоянием всех игроков.
Свойств кланов куча, в этом и состоит одна из изюминок игры, все будет зависеть, как умело вы будете использовать способности животинушек и как сможете подстроиться под постоянно меняющуюся ситуацию на поле с выгодой для себя. Партия длится всего 3 раунда (на 2-3 игроков - 2 раунда), раунд заканчивается когда из колоды карт кто-нибудь достанет третьего дракона, замешанных в начале партии. Игра сразу останавливается, подсчитываются очки славы (они же ПО) за преобладание по каждому региону, а также начисляются очки за собранные отряды, чем больше в отряде бойцов, тем больше ПО (поэтому разыгрывать одну карту чаще невыгодно). Когда все подсчитают очки, снова формируется колода карт и начинается новый раунд.
Второй изюминкой в игре является правило выставления пагод для контроля региона. Первую пагоду можно поставить разыграв отряд хоть из скольки карт (да хоть из одной), но далее при усилении своей пагоды (достраивая сверху этажи для доминирования в регионе) нужно будет разыгрывать карт в отряде минимум на одну больше чем количество выставленных своих пагод в регионе. В начале игры это не так сложно, но в 3 раунде уже бывает сложно успеть набрать отряд из 5-6 бойцов для всех регионов со своим присутствием. А в случае игры на 2-3 человек, то вообще учитывается общее количество пагод в регионе, а не только своих. Бывает очень нервно, особенно когда вытянуты уже 2 дракона и третий будет вот-вот, как всё успеть и где..
Поэтому игра идет азартно и напряженно одновременно!
Теперь отличия в Этносах, а то многие спрашивали!
Ну во-первых игры кардинально отличаются визуально - старенький первый Этнос был оформлен в фэнтези сеттинге, арт был пронизан атмосферой мрака и был суров, как и в игре Война кольца (и там и там художник был Джон Хоу). Орки, тролли, скелеты..все в темных тонах..всё серьезно, тут шутить никто не будет, битва насмерть. И многим это нравится! Поле прямоугольной компактной формы, оформлено тоже в сдержанных тонах под стать картам и атмосфере.
Новый же Этнос просто пылает яркими красками - поле имеет уже квадратную форму, всё в ярких тонах, карты тоже красочные. Все в восточной азиатской тематике, а животные..нарисованы кстати антропоморфные животные..они как представители разных воинственных кланов выглядят также ярко и тематично.
Например, клан каменных медведей - мощные медведи с огромными кувалдометрами, даже стройная медведушка и та с булавой явно не для красоты...а крушить кости и черепа. Или взять клан лис-ниндзей, все в масках с мечами и сюрюкенами, быстрые, ловкие, рыжие..не заметишь откуда прилетит. Остальные кланы тоже нарисованы в уникальном стиле, да еще и внутри клана тоже рисовка персонажей разная. В телеграмм-канале я сфотографировал все кланы, со всем разнообразием персонажей, заходите посмотреть тут. Очень живо и приятно смотрятся! Круто смотрятся и пластиковые пагоды из обновленного издания, конечно в классике пластиковые маркеры тоже супер выглядели, но пагоды прям тематично вписались и увеличение их этажей при усилении - выше и выше, тоже потрясно и в тему.
Второе отличие - жетоны славы регионов. Это те жетоны, которые перед партией перемешиваем и в закрытую выкладываем на поле в каждый регион и потом открываем, они приносят ПО за доминирование в регионе по раундам. Так вот, в первом Этносе были в том числе и нулевые жетоны, а в новом издании нулевых нет совсем. Получается баланс борьбы немного перераспределился. Можно сказать в первом Этносе борьба за регионы в первом раунде была более напряженная, т.к. на нулевые мало обращали внимания и сражались за оставшиеся вкусные, где можно получить хоть что-то. В новом же варианте можно менее болезненно расползаться по регионам, да, в некоторых регионах будут лежать жетоны повкуснее чем в других и понятно, что кто-то кинется на них, но пока остальные меряются у кого "больше", можно урвать стопудовые ПО с менее привлекательных территорий.
Третье отличие - карты персонажей! Выше я уже сказал, что у нового Этноса рисовка персонажей разная, в каждом клане в шести уникальных вариантах нарисованы бойцы. Но есть и более кардинальное отличие чем арт - в первом издании на каждой карте был текст с умением персонажа, а в новом издании - иконографика, с расшифровкой в памятках. Понятно, что игра была сделана для массового потребления с минимумом усилий на перевод, в том числе и с упором на азиатский рынок, это с одной стороны хорошо для расширения потребителей. Но с другой стороны игра проиграла в понятности, т.к. иконографика капец совершенно не интуитивная и даже сбивающая с толку. Потому, думаю и сложность подскочила. Хорошо хоть на Тесере не только правила на русском лежат для нового издания, включая промо кланы, а еще и подробные памятки по способностям персонажей. Но скажу сразу, мы пока в игре попробовали 6 базовых рекомендованных для первых партий кланов, и свойства запоминаются быстро с первой партии, а иконографика хоть не слишком информативна, но дает опору для закрепления в памяти.
Четвертое отличие, но не точно! Не помню есть или нет в первом издании специальный Режим вербовки. В новом есть. Его можно применять, когда хочется больше контроля и стратегичности, и меньше рандома с выходом карт. Реализуется просто: как только на рынке становится меньше 3 открытых карт, с верха колоды открываются новые, пока не станет лежать на рынке три. В обычном режиме рынок с верха колоды не пополняется, только с руки игроков.
И последнее наверное отличие - это наличие соло режима в новой версии. Честно скажу, я даже не знаю, как это возможно в игре на контроль территорий, звучит, как хня лютая конечно. В коробке есть спец карты автомы, под которыми как-то должны распределяться карты кланов согласно их цветам и бла-бла-бла. Ну и ладно, есть и есть, я все равно не собираюсь в такую игру в одну каску рубиться, я ж здравый😁
Вроде все перечислил, если что забыл, в комментариях напишите.
Таак, что ещё...количество кланов в базах одинаковое и в новом и в старом, свойства кланов тоже одинаковые в обеих версиях. Я не помню сколько в классическом варанте промо кланов и какие свойства, но в новом 4 промо клана. Может по ним есть какие-то несущественные отличия в свойствах, помню, что есть клан фермеров-опоссумов с количеством карт гораздо большим, чем у остальных кланов, но, я так понимаю, они не могут пагоды ставить. В общем и целом игра не изменилась, механики остались теми же, удовольствие от партии получаешь так же. Едем дальше..
Впечатления!
Я писал на канале в телеге, что давно слышал очень много лестных отзывов об игре, присматривался, но не брал первое издание именно из-за мрачного и отталкивающего для меня оформления. Фэнтези в целом уже заезженный жанр и в коллекции в принципе достаточно игр про эльфов, гномов, орков и прочих таких существ. И я подумал, ну игра и игра, не нравится визуал, не буду брать, других полно и отступился. Но однажды увидел анонс скорого появления на свет обновленного издания и там была только фотка коробки и краткое содержание, что персонажами будут забавные антропоморфные животные, и я прям загорелся. В таком стиле игр у меня немного, а от восточной тематики я вообще тащусь. Поэтому было решено, как только появится, надо брать и пофиг на локализацию. Шло время и этим летом друг мне скидывает ссылку на сайт Mars'ов и там можно предзаказать Ethnos 2nd Edition за приятную цену (вот и вам ссылка), прошло менее 2х месяцев и коробочка приехала, причем уважуха Марсам, упаковали супер, даже пластиковые уголки на коробку навесили от замятия. А еще одной неожиданностью стало, то что с базой прислали и коробочку промо кланов. Это прям праздник какой-то!
Теперь впечатления от процесса! В принципе вы наверняка поняли, что я крайне доволен. Игра понравилось не только мне, но и почти всем друзьям, кроме одного проигравшего в пух и прах. А также зашла семье. Быстрые партии, динамичные ходы, интересно, азартно, нервно и даже немного злобненько, когда подрезаешь нужную кому-то карту с рынка, а самое главное, когда я играл дома с детьми, - это не обидно! Я на самом деле прям ждал дома этого, но нет..все нормально строим пагоды выше и выше, любуемся угарными животными, получаем ПО и никаких слез...только небольшое ворчание)))
Понравилась мне также тактическая составляющая игры, именно тактическая, потому что стратегию тут выстроить и довести до конца весьма сложно, уж слишком быстро меняется ситуация с каждых ходом (но можно идти стратегией "победа и только победа"). А вот разнообразие тактических ходов благодаря способностям кланов радует. Считайте, у вас 16 кланов (включая промо) с уникальными свойствами, на партию в случайном порядке выйдут только 6 из них и пляска понеслась. Одни дают возможность сохранять на руке карты после розыгрыша отряда, другие добирать карты в руку, третьи имеют свой собственный планшет и там можно еще плюсом получать ПО, еще есть медведи, которые забирают жетон первенства и сразу получают 4ПО, а в конце раунда, если сохранят его, то еще получат дополнительные ПО, лисы побеждают в споре за территорию, накапливая спец.жетоны, карпы Кои имеют свой уникальный планшет с этакой миниигрой, позволяя выставлять дополнительную пагоду, а клан утконосов тоже имеет планшет, но с помощью него он может перемещать пагоды из одного региона по другим, чем дальше тем больше (это вообще какой-то отвал башки)..и так далее в общем. Самое интересное, нужно понять как со всем этим действовать и какую способность лучше применить в тот или иной момент, чтобы добиться желаемого результата или на поле или в сборе сета (или и там и там). Потрясающе, что еще сказать! А если еще вспомнить, что ходы очень быстрые, даунтайма практически нет, то das ist fantastisch!
В каждой партии обеспечен такой момент: когда колода карт уже заканчивается, вышли 2 дракона и все понимают, что вот-вот появится третий и будет стоп, а все сидят с веером карт на руке и хочется собрать максимально сильный отряд, чтобы забрать где-то первенство и срубить побольше очков славы за собранный сет, каждый считает, что самый умный и всех сейчас натянет. Щекотливая ситуация..все нервничают, скрестив пальчики, и кричат следующему по ходу - "Только не бери карту из колоды", - а для кого-то нет ничего полезного на рынке карт и он тянет карту в закрытую в верха колоды и... выходит третий дракон, стоп игра. И все - "Да что тебя, зараза!" - бросают так и неразыгранные карты и в сердцах переворачивают стол с игрой))) Классс!
Ну и как не восхитится художественной работой Дэвида Тоселло, ярко нарисованные в анимешном стиле ученые кролики, коты-монахи, мудрые красные панды, тигры-самураи и другие, как будто персонажи мультфильма Кунг-Фу Панда, также уморительны и серьезны одновременно. Отличная работа.
И на последок хочу сказать о режиме игры на двоих, так как тоже были вопросы!
Мы специально с супругой затестили партейку на двоих и скажу, что играется хорошо, без всяких костылей. Да, будет свободнее на поле, можно расползтись по полю, но он играется даже как будто более кризисно, чем на 4+ из-за того что придется перебивать общее количество выставленных пагод в регионе, чтобы усилить свою. Пагоды будут пониже чем в игре на толпу, ведь тут достаточно поставить выше на одну и в разных регионах. Так что не переживайте, все нормально. Понятно, что самый смак и веселуха от игры на компанию, но и на двоих можно устроить замечательную дуэль.
Чуть не забыл..приятно порадовал хороший пластиковый органайзер в коробке, куда вошли даже промо карты, и скажу больше - все карты в протекторах на 60мкн нормально поместились. Жирный плюс!
Спросите - А минусы есть?
Нуу, давайте упомяну парочку, не то чтобы минусы, так ворчания ради. В первый можно записать непонятную иконографику карт, можно было понятней сделать, но все быстро запоминается с памяток. Ежу понятно, что лучше всего было оставить текст на картах, как в первом издании, но я уже говорил выше для чего его убрали, не буду повторять. А второе...что нарыть для второго типа минуса...забыл пока писал..ну значит нету второго😁 Кто-то может сказать, что минус - рандом выхода карт, как в Билете на поезд, но тут не совсем соглашусь, так как в отличие от Билета на поезд, у карт есть ещё свойства и игра как раз рассчитана, чтобы игроки быстро переобувались по ситуации и использовали тактически умения кланов. Ну а кому этого мало, врубайте Режим вербовки и играйте🤷♂️
Кстати, я считаю, что Этнос идеально подходит для проведения турниров по нему. Надо уболтать кого-то из друзей взять ещё коробочку, чтобы усадить сразу 12 человек, и в следующем году провести по нему офисный турнир! В этом году, как и в предыдущем, пока оставим Билет на поезд Европа.
Конец!
И, наверное, на этом я закончу свою хвалебную оду второму изданию Этноса, да и первому тоже. Если вас заинтересовала игра и возникло желание приобрести и сыграть, скажу, что вы делаете правильный выбор! Это действительно игра из жанра бессмертной классики, в которую отлично сыграть и с опытными настольщиками, и с новичками, и с семьей. И даже если вам больше нравится фэнтези, а не восток с антропоморфами, ищите и берите смело первое издание Этноса, оно нисколько не хуже, а кому и лучше. Всё на вкус и цвет для вас!
Ну всё, досвидос, други!
#Играйте в хорошие настольные игры, открывайте новые миры! Я же открыл для себя еще один прекрасный мир - Этнос! А скоро должны приехать ещё несколько новых миров: один снова связан с Востоком, другой с морскими глубинами, третий с космосом, а четвертый со старой доброй Англией (если догадались пишите в комментариях)😉