Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня хотим поделиться с вами одним интересным заключением Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации по законодательной инициативе № 8-439 от 29.08.2023 г. «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона „О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ“». Инициатором поправок выступал Государственный Совет Республики Татарстан, а именно депутат Шарафиев Эдуард Сулейманович. (ссылка на законопроект https://sozd.duma.gov.ru/bill/8-439).
Законопроект предлагал внести поправки в Федеральный закон № 31-ФЗ в целях установления срока службы граждан, призванных в рамках частичной мобилизации. Но сегодня не об этом, а о том, что сотрудники аналитического управления Аппарата Совета Федерации, нечаянно для себя, подтвердили брешь в законодательстве не только в части сроков службы мобилизованных, но и в их статусе.
Начнём с анализа действующей нормативной базы.
Что говорит закон о статусе мобилизованных?
- Указ Президента № 647 от 21.09.2022 устанавливает призыв граждан по мобилизации и определяет, что призванные имеют статус военнослужащих, проходящих службу по контракту.
- Федеральный закон № 76-ФЗ от 27.05.1998 описывает статус военнослужащих, как совокупность прав, обязанностей и ограничений, а также указывает на возможность особенностей службы в военное время и при мобилизации.
- Согласно Федеральному закону № 53-ФЗ от 28.03.1998 (ст.1; 32), военнослужащие проходят службу либо по контракту, либо по призыву. Контракт заключается добровольно.
- Положение о порядке прохождения военной службы (Указ Президента № 1237 от 16.09.1999) уточняет, что служба в мирное время осуществляется либо по призыву, либо по контракту, и добровольность — ключевой принцип заключения контракта.
- Шестой кассационный суд в своём Определении от 13 июня 2024 года № 88а-13860/2024 также указывает, что 53-ФЗ и 31-ФЗ предусматривают призыв граждан на военную службу, в том числе по мобилизации. Другими словами, служба по мобилизации является службой по призыву, не по контракту.
Эти нормы создают юридическую неопределённость: мобилизованные формально считаются военнослужащими по контракту, но фактически контракт они не заключают, что ставит под вопрос их статус и права.
Вернемся к заключению Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации на Законодательную инициативу № 8-439 от 29.08.2023г.
В нем мы обнаружили следующую формулировку “...граждане, призванные по мобилизации, подписывают контракт с Минобороны России, в котором не прописывается срок окончания службы...”
Мы обратились к Председателю Совета Федерации Матвиенко Валентине Ивановне, ниже приведен текст обращения:
Уже 2 года наши сыновья и мужья, отцы и братья несут все тяготы военной службы, участвуя в специальной военной операции. Они - законопослушные гражданские люди, которым было стыдно сбегать, прятаться от повесток, и которые верили в соблюдение прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, а также в равные обязанности граждан нашей страны по защите Отечества. Мобилизованные мужчины пришли на помощь нашей армии в очень тяжелый и ответственный момент, а теперь их, запредельно уставших, спустя 2 года оказалось некем заменить, некому им помочь в нашей огромной стране.
За это время мы направили тысячи обращений в органы государственной власти, всем субъектам права законодательной инициативы, должностным лицам, в силу закона уполномоченным государством защищать права человека в Российской Федерации, с просьбами, принять меры к замене мобилизованных Указом № 647 граждан, увольнению их с военной службы, признанию достаточным их участие в СВО, внести соответствующие изменения в действующее законодательство, устранив имеющиеся пробелы и противоречия путем установления справедливого, разумного, научно обоснованного с учетом отечественного и зарубежного опыта срока военной службы граждан, принимающих участие в специальных военных операциях, проходящих военную службу в зонах вооруженных конфликтов. Однако, получали лишь однотипные ответы о нецелесообразности замены мобилизованных гражданских лиц. При этом, в информационном поле от представителей органов государственной власти, регулярно звучат слова о том, что мобилизация в нашей стране – пройденный этап, ведется активная кампания по набору граждан для прохождения военной службы исключительно на добровольной основе.
Законодательная инициатива № 8-439 от 29.08.2023г. О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» была нашим лучиком надежды на правду и справедливость в отношении наших мужчин.
В связи с чем, было возмутительно, обнаружить на сайте https://sozd.duma.gov.ru/bill/8-439 Заключение Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации со следующей формулировкой в тексте:
“...граждане, призванные по мобилизации, подписывают контракт с Минобороны России, в котором не прописывается срок окончания службы...”
Которая была дана в контексте: "Согласно указу о мобилизации, граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту. В отличие от граждан, добровольно поступивших в добровольческие формирования и граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы для участия в СВО, граждане, призванные по мобилизации, подписывают контракт с Минобороны России, в котором не прописывается срок окончания службы. Контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации."
О каком контракте идет речь? Наши мужчины, ни до, ни во время несения военной службы в рамках частичной мобилизации, не подписывали контракт с Министерством обороны РФ. Призыв на военную службу по мобилизации не равнозначен подписанию контракта, у этих правоотношений различные правовые основания, на это указывает Верховный суд РФ в своем Постановлении от 18.05.2023 N 11 пункт 7.
В аналитическом материале к проекту законодательной инициативы, дается отсылка на это Постановление Верховного суда, а также федеральные законы, которые регулируют порядок призыва граждан по мобилизации и несения военной службы. В данных нормативно правовых актах, особо подчеркивается обязательность проявления добровольности при поступлении на контрактную службу. Пункт 7 абзаца 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.05.23г., устанавливает ответственность за нарушение требований закона при поступлении на контрактную военную службу:
Абзац 5. Прохождение военной службы в добровольном порядке (по контракту) является исполнением конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в установленном порядке, предполагающем в том числе подачу заявления, заполнение анкеты, предъявление требуемых документов (копии трудовой книжки, копии документов, подтверждающих уровень образования, и др.).
Абзац 6. Если в судебном заседании будет установлено, что совершивший преступление против военной службы военнослужащий, проходящий военную службу в добровольном порядке (по контракту), поступил на военную службу с нарушением им установленных законом или иными нормативными правовыми актами требований, предъявляемых к лицам, поступающим на военную службу по контракту (например, предъявил поддельные диплом о необходимом уровне образования или справку об отсутствии судимости), то содеянное таким лицом следует квалифицировать по соответствующим статьям главы 33 УК РФ”.
Часть 1 статьи 59 Конституции РФ закрепляет долг и обязанность гражданина РФ по защите Отечества. Воинская обязанность граждан, является конкретным проявлением этого конституционного долга и обязанности. В период мобилизации воинская обязанность граждан, предусматривает призыв и прохождение военной службы в период мобилизации (Статья 1 п. 2 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”). При закреплении конституционной обязанности в виде несения военной службы в нормативно правовых актах, ее следует оценивать, как императивное требование государства. В частности, за уклонение от мобилизации и несения военной службы предусмотрена ответственность. Поэтому расценивать, поступление граждан на военную службу в рамках частичной мобилизации, как проявление их добровольности неправомерно. А с учетом того, что наши мужчины, ни до, ни во время несения военной службы в рамках частичной мобилизации не заключали контракт с Министерством обороны РФ, просим пояснить суть данной фразы, ее правовые основы и мотивы, включения данной формулировки в заключение на законопроект. Дать оценку компетенции человеку, составлявшему и подписавшему данное заключение - Заместителю начальника управления А.Н. Чеботареву и указанному на документе исполнителю Аксенову П.В., а также проверить данных должностных лиц на соответствие занимаемым должностям.
Отдельно просим разъяснить, каким образом, происходит подписание контракта, о котором идет речь в документе. И как подписание данного контракта гражданами, призванными на военную службу по частичной мобилизации, соотносится с абз. 5 и 6 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда от 18.05.23г.
Просим дать оценку правовых последствий, включения данной заведомо ложной информации в аналитический материал к проекту законодательной инициативы, так как данная формулировка вводит в заблуждение и побуждает к неверным выводам и как следствие неверным действиям, как по решению вопроса о необходимости принятия законопроекта об установлении сроков службы для мобилизованных граждан, так и законотворчества в целом в части регулирования проведения частичной мобилизации и несения военной службы в этот период.
И вот такой ответ мы получили:
Обратите внимание на дату заключения, сентябрь 2023 года, т.е. за год проведения мобилизации, в Совете Федерации не смогли разобраться со статусом мобилизованных и продолжали думать, что мобилизованные заключают обязательный бессрочный контракт с Министерством обороны РФ. И после этого у кого-то остаются сомнения, что законодательство, призванное регулировать мобилизацию и несение военной службы в ее период, требует изменений и внесения точных и однозначных формулировок и определений?
И что самое удивительное, данный отдел, дает заключения на законопроекты, существует на деньги налогоплательщиков и при этом не отвечает за результаты своей работы и ни на что не влияет. А в чем тогда суть их работы?
Можно и дальше ссылаться на несуществующие контракты без указания сроков службы, ну собственно не сотрудники же данного отдела находятся в числе мобилизованных на СВО.
Следите за обновлениями — тема частичной мобилизации, будет развиваться.
Подпишись на канал, чтобы не пропустить новые статьи!