Был в XIX в. такой художник – Иван Васильевич (по другим данным – Семенович) Бугаевский-Благодарный. Сразу отвечая на возможный вопрос, отмечу, что «Благодарный» - это не какое-то почетное дополнение к оригинальной фамилии, а просто вторая часть двойной фамилии, унаследованная художником от бабушки.
Известен Бугаевский-Благодарный так же, как и его учитель В.Л. Боровиковский, созданными им портретами. Среди наследия художника, помимо уже приведенного выше автопортрета, есть и вот такой автопортрет, изображающий автора за работой
Не узнали человека, над портретом которого трудится Бугаевский-Благодарный? Это Дмитрий Прокофьевич Трощинский (1749-1829). Когда-то давно на данном канале мы атрибутировали один его портрет и коснулись вопроса его иконографии. И надо сказать, что портрет Трощинского, который пишет Бугаевский-Благодарный на своем автопортрете, подозрительно напоминает портрет этого чиновника работы В.Л. Боровиковского
А еще более – на портрет работы Жана (Ивана Михайловича) Жерена
В 1801-06 гг. Д.П. Трощинский занимал пост главы Почтового управления, в мундире какового (черный приборный цвет, золотой приборный металл) он, судя по всему, и изображен на всех приведенных портретах, включая портрет на автопортрете Бугаевского-Благодарного.
И вот ведь какая штука. Мне не удалось обнаружить информации о каком-либо когда-либо существовавшем портрете Трощинского работы Бугаевского-Благодарного. Почти все известные изображения Трощинского выполнены учителем Бугаевского-Благодарного В.Л. Боровиковским. При этом ряд работ Боровиковского хранились в личном собрании Бугаевского-Благодарного, в том числе… эскиз портрета Д. П. Трощинского, на обороте которого имелась надпись рукой Бугаевского-Благодарного: «Его Высокопревосходительства Дмитрiя Прокофiевича Трощинскаго. къ Собранiю Эскизовъ: Академика Бугаевскаго-Благодарнаго. Эскизъ писалъ Владимиръ Лукичъ Боровиковскiй. 1816 Года въ С. Петербургҍ».
Какие выводы следует сделать на основе вышеизложенного, оставлю решать читателю) Самый простой из них, видимо, заключается в том, что, видимо, Бугаевский-Благодарный в какое-то время все-таки выполнял копию с чего-то более раннего портрета Трощинского – своего учителя Боровиковского? Жерена? Но могут быть и другие выводы)
Это была первая обнаруженная мною загадка, связанная с творчеством Бугаевского-Благодарного. Вторая заключается в следующем.
В XIX в., как известно, были модны альбомы, принадлежавшие хозяевам, а еще чаще – хозяйкам, светских салонов, в которые гости заносили свои стихи, рисунки и т.п. В одном из таких альбомов, принадлежавшем некоей Н.В. Рябининой, обнаружился рисунок авторства Бугаевского. Хранится рисунок вместе со всем альбомом в Государственном музее А.С. Пушкина и подписан в Госкаталоге как «Скачущие кавалеристы»
Действительно, подпись внизу справа гласит: «Петергоф. 16 июля 1847 г. И. Бугаевский». Видимо, речь идет о том же самом, уже пожилом к тому времени И.В. Бугаевском-Благодарном. Несмотря на подпись «Петергоф», было бы ошибкой связывать изображенные на рисунке события с этим местом. На рисунке изображены французские гусары, четко идентифицируемые по характерному гербу на ташке одного из них, а вкупе с этой деталью – и по киверу в виде «печной трубы».
Цветовую гамму рисунка совсем всерьез воспринимать не стоит, уже очень «все синее». Видимо, под рукой у автора, кроме простого, был лишь синий карандаш. Но все же в наибольшей степени цветовая гамма гусарского мундира на рисунке соответствует 1-му гусарскому полку французской армии. И если следовать по этому пути дальше, то нельзя не отметить, что полковником этой части в 1830-32 гг. был старший сын короля Луи-Филиппа наследник французского престола герцог Орлеанский (ранее – герцог Шартрский) Фердинанд Филипп. Вот его портрет в мундире полка. Здесь можно заметить отличия в реальной расцветке полковой униформы от варианта, изображенного на рисунке Бугаевского
Но нет, конечно, на рисунке не Фердинанд-Филипп. Вместо имевшихся у герцога высоких наград у всадника на рисунке из альбома Рябининой изображен лишь какие-то орденские знаки в колодке на груди, то есть низшие степени орденов. В действительности рисунок из альбома представляет собой частичную перерисовку изображения из изданной в 1835 г. серии литографий с униформами французской армии. Оригинал, послуживший «вдохновением» для Бугаевского, подписан просто: «Гусарские офицеры».
Центральная фигура и правда изображает офицера (судя по галунам над обшлагами – штаб-офицера) 1-го гусарского полка. Ну груди у него виден знак низшей степени либо ордена Почетного легиона, либо ордена Св. Людовика. В 1835 г. командиром французского 1-го гусарского был полковник Жозеф Симон Позак
Но и здесь с наградами не сходится. В 1831 г., еще до назначения командиром полка Позак получил командорскую степень ордена Почетного легиона, знаком которой был шейный крест. Шейный крест у офицера на рисунке отсутствует. Видимо, на рисунке представлен все же просто анонимный, «абстрактный» офицер 1-го гусарского полка французской армии.
И вот вторая загадка, связанная с творчеством Бугаевского-Благодарного (если в случае с рисунком из альбома речь идет именно о нем), заключается в вопросе – что заставило художника 16 июля 1847 г. в Петергофе вспомнить о французских гусарах? Просьба барышни-хозяйки посещаемого им дома перенести понравившуюся картинку с эффектными военными в альбом? Какие-то свои соображения? Ответа на этот вопрос мы, увы, явно никогда не узнаем.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.
Напоминаю, что канал "Исторические мелочи" теперь есть и в Телеграм - https://t.me/IstMelochi Подписывайтесь, читайте либо там, либо тут. Или и там, и тут)))