Найти в Дзене
Факториал удачи

«Яковлев» - флагман российского гражданского авиастроения

Как известно, авиационная промышленность – одна их ведущих отраслей высокотехнологического сектора нашей экономики. Стратегия развития данной отрасли отражается в следующих документах: Можно на сто раз перелопатить данные НПА, толку от этого мало, потому не совсем отражает реальное производство! Гражданский сегмент ПАО «Яковлев» представлен в двух сегментах: Компания реализует проекты МС-21, SJ-100. Комплексная программа развития авиационной отрасли РФ до 2030 года в части гражданских самолётов предусматривает поставки: Согласно стратегии по ускоренному переходу авиатранспортной отрасли России на авиационная техника будет поставляться исключительно на внутренний рынок. Контролируемые доли рынка ПАО «Яковлев» в поставке новых самолётов в российские авиакомпании до 2030 года: Если отталкиваться от цифры «115», которую публикует само ПАО «Яковлев», то МС-21 должны выпустить ориентировочно не менее 383 штуки при заявленных 270 штук. На внутреннем рынке у компании конкурентов нет. На внешн
Оглавление

Как известно, авиационная промышленность – одна их ведущих отраслей высокотехнологического сектора нашей экономики.

Стратегия развития данной отрасли отражается в следующих документах:

  • Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2030 гг.»;
  • Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2030 года»;
  • Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года»;
  • Стратегия национальной безопасности РФ»;
  • Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года»;
  • Государственная программа вооружений.

Можно на сто раз перелопатить данные НПА, толку от этого мало, потому не совсем отражает реальное производство!

Группа компаний ПАО "Яковлев"
Группа компаний ПАО "Яковлев"

Гражданский сегмент ПАО «Яковлев» представлен в двух сегментах:

  1. Региональные (ближнемагистральные).
  2. Узкофюзеляжные.

Компания реализует проекты МС-21, SJ-100.

Комплексная программа развития авиационной отрасли РФ до 2030 года в части гражданских самолётов предусматривает поставки:

  • 142 шт. SJ-100;
  • 270 шт. МС-21.

Согласно стратегии по ускоренному переходу авиатранспортной отрасли России на авиационная техника будет поставляться исключительно на внутренний рынок.

Контролируемые доли рынка ПАО «Яковлев» в поставке новых самолётов в российские авиакомпании до 2030 года:

  • 100% в сегменте региональных реактивных ВС – SJ-100;
  • 70% в сегменте узкофюзеляжных ВС – МС-21 + 30% будет приходиться на узкофюзеляжный ТУ-214 (до 115 новых бортов).

Если отталкиваться от цифры «115», которую публикует само ПАО «Яковлев», то МС-21 должны выпустить ориентировочно не менее 383 штуки при заявленных 270 штук.

На внутреннем рынке у компании конкурентов нет.

На внешнем рынке конкуренцию составляют Embraer (E-190Е2), а также Bombardier (Mitsubishi Heavy Industries) CRJ900/1000 и Airbus (A220-100), самолет ARJ-21 производства COMAC.

В настоящее время в отрасли по линии ПАО "Яковлев" трудятся 18978 человек.

-4

Филиал ПАО «Яковлев - «Региональные самолёты»

Осуществляет разработку, производство и поставку заказчикам SSJ-100, SJ-100.

Объём продаж в 2024 году составил 42,719 млрд руб. Количество бортов не раскрывается.

При этом мощности в прошлом году были загружены меньше, чем в предыдущие годы. Как вариант, доделывали, а возможно переделывали заделы, если учитывать рекламации:

  • 2022 год – 363 шт.
  • 2023 год – 318 шт.
  • 2024 год – 272 шт.

График сборки и поставки на 2025 год не раскрывается согласно ПП РФ от 04.07.2023 г. №1102 и от 28.09.2023 г. №1587.

Среднегодовая зарплата составляет

  • 2022 – 127 955 руб. (основных рабочих – 87 424 руб.)
  • 2023 – 151 832 руб. (основных рабочих – 106 314 руб.)
  • 2024 – 151 711 руб. (основных рабочих – 116 063 руб.)

Филиал ПАО «Яковлев - «Иркутский авиационный завод»

На 2025 год была поставлена задача поднять первый полностью импортозамещённый МС-21 и получить на него изменения к сертификату типа для запуска в серийное производство.

Отчётность за первое полугодие 2025 года выполнение не подтверждает!

Средняя зарплата

  • в 2024 году 104 213 руб. (основных рабочих – 104 856 руб.);
  • в 2023 году 91 723 руб. (основных рабочих – 95 811 руб.).

Во что обходится создание суверенной авиационной промышленности?

Средневзвешенная ставка кредитования, по которой компания взяла деньги в долг, составляет по состоянию на первое полугодие 2025 года 12,32% годовых!

Полагал, что будет значение где-то в районе 5-7%, а так, по сути, получается, что процентная ставка не чем не отличается от средней по рынку.

По судебным разбирательства фигурируют штрафные санкции (как я понял в рамках просроченной кредиторской задолженности) в размере 2,08 млрд руб.

Так как дебиторка не раскрывается, то цифра сама по себе ни о чём.

Убытки от курсовых разниц съели 5,5 млрд руб. за первое полугодие 2025 года против 3,8 млрд руб. за тот же период прошлого года.

Походу импортозамещение не столь гладкое, как оно декларируется.

Материнская компания в долгах, как шелках!

-5
-6

В чистую прибыль за первое полугодие 2025 года не включён отложенный налог на прибыль в размере 1,3 млрд руб., иначе убыток был ещё больше! Свыше 5 млрд руб.

Если проанализировать бухгалтерский баланс, как финансируются активы через капитал, долгосрочные обязательства, с учётом текущих краткосрочных обязательств, то можно предположить, что по сути, скорее всего, на данный момент всю текущую операционную деятельность государства оплачивает с колес прямо из бюджета.

Что косвенно подтверждается допэмиссией в размере 310.333.506 штук акций, которые были оплачены:

  • 750 млн руб. ранее полученным авансом;
  • денежными средствами в размере 6,035 млрд руб.;
  • 423 млн руб. в рамках зачёта денежных требований.

И при этом компания имеет опцион для размещения ещё 23.791.368.316 штук акций.

Текущая рыночная цена составляет в районе 25 руб. за акции.

Но уже в июле было размещено 4.072.758 шт. акций на 94 млн руб.

Акционерный капитал составляет 12.362.470.559 шт. акций из них казначейский пакет 94.576.031 шт. (входят сюда пресловутые 4.072.758 шт. непонятно).

Ложка мёда в бочке дёгтя

Если рассматривать консолидирующую отчётность по Группе компаний ПАО «Яковлев», то имеется прибыль в размере 2,5 млрд руб. (годом ранее за 6 мес. 1,95 млрд руб.).

По итогам 2024 года коэффициент соотношения собственных и заемных средств 0,76, что весьма не мало, но есть куда стремится, если сравнивать какие должники есть на рынке с ещё худшими показателями!

Но если рассматривать только материнскую компанию, которая является эмиссионным центром финансирования всей отрасли, то там швах полных. Финансирование отрасли идёт в убыток, за счёт будущих прибылей.

А будут ли они? Вопрос весьма хороший!

По сути, активы финансируется на счёт краткосрочных обязательств, что не есть гуд.

При этом компания через аудитора заявляет, что чистые активы положительные. При этом сам аудитор делает ремарку, чтобы не побили его самого, что в существенных аспектах финотчётность представлена не была.

То есть всем нам предлагают верить на слово!

P.S. Количество акционеров компании по состоянию 02.06.2025 г. составляет 32546.

---
Всё что было сказано выше, сугубо личное мнение автора и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией!