Найти в Дзене

Мозаичные панно Исаакиевского собора

Если речь заходит про мозаики, то сразу же на ум, как ярчайший пример, приходит Спас на Крови Санкт-Петербурга... а ведь в городе на Неве есть более взрослое строение, обладающее богатыми по своей красоте мозаиками - Исаакиевский собор. Изначально предполагалось, что все стены собора будут декорированы живописью, тем более при строительстве собора было предусмотрено воздушное отопление от печей в подвале и температура в помещении должна была быть подходящей для сохранности полотен. Но архитектор собора Огюст Монферран, вдохновившийся западноевропейским образцам, сильно недооценил суровость российского климата - заложил в проект крайне малое количество душников для подачи нагретого воздуха, а сами душники и воздушные каналы к ним оказались небольшого сечения. Недостаток отопления приводил не только к невозможности создать и поддержать необходимую температуру в помещении внутренней площадью более 4 000 м², но и к конденсации влаги по стенам, образованию изморози и даже сосулек на потолк

Если речь заходит про мозаики, то сразу же на ум, как ярчайший пример, приходит Спас на Крови Санкт-Петербурга...

а ведь в городе на Неве есть более взрослое строение, обладающее богатыми по своей красоте мозаиками - Исаакиевский собор. Изначально предполагалось, что все стены собора будут декорированы живописью, тем более при строительстве собора было предусмотрено воздушное отопление от печей в подвале и температура в помещении должна была быть подходящей для сохранности полотен. Но архитектор собора Огюст Монферран, вдохновившийся западноевропейским образцам, сильно недооценил суровость российского климата - заложил в проект крайне малое количество душников для подачи нагретого воздуха, а сами душники и воздушные каналы к ним оказались небольшого сечения. Недостаток отопления приводил не только к невозможности создать и поддержать необходимую температуру в помещении внутренней площадью более 4 000 м², но и к конденсации влаги по стенам, образованию изморози и даже сосулек на потолке...

Виды Исаакиевского собора - сочетание мозаики и росписи, август 2025, фото автора
Виды Исаакиевского собора - сочетание мозаики и росписи, август 2025, фото автора

Решение было найдено довольно быстро - заменить живопись мозаикой! А вот сам процесс замены растянулся на десятилетия:

  • для начала заручились поддержкой императора Николая I, который побывав в 1846 году с визитом в Италию, смог самолично увидеть красоту мозаичных икон.
  • при Академии художеств было открыто мозаичное заведение, где было налажено производство смальты – сплава стекла с металлическими красителями. В зависимости от состава и содержания компонентов возможно получение смальты различных оттенков цвета: розового и фиолетового (при помощи соединений золота), красного и зеленого (соединения меди), синего и голубого (соединения кобальта).
«Св.Екатерина» А. Н. Фролова, Э. Линдблата и Ф. Гартунга, август 2025, фото автора
«Св.Екатерина» А. Н. Фролова, Э. Линдблата и Ф. Гартунга, август 2025, фото автора
  • русские художники перенимали опыт мозаичного дела в мастерской Барбери, Рим.

Интересен и сам процесс набора мозаики! Осуществлялся он следующим образом:

  • окантованный металлической рамой деревянный ящик покрывали гипсом, и на него через кальку переносили контуры живописного оригинала.
  • по кусочкам, скалывая гипс, заменяли его смальтой, подбирая ее по контуру и цвету живописного оригинала и укрепляя на специальной мастике.
  • кусочки смальты плотно подгонялись друг к другу, затем мозаику переворачивали, предварительно обертывая тканью, чтобы набор не рассыпался, очищали от мастики и заливали цементным раствором.
  • лицевая поверхность картины шлифовалась, полировалась, швы между смальтой тонировались цветным воском.
Исаакий Далматский - преподобный, раннехристианский монах-отшельник,почитаемый Петром I, Т. Нефф, август 2025, фото автора
Исаакий Далматский - преподобный, раннехристианский монах-отшельник,почитаемый Петром I, Т. Нефф, август 2025, фото автора

Обратите внимание на фон мозаичных икон - само по себе произведение искусства: для изготовления такой золотой смальты использовали стеклянную пластину,на которую выкладывали листки сусального золота; заливали его расплавленным прозрачным стеклом и после этого прессовали – золото прочно спаивалось со стеклом и получалась канторель.

Вид на центральный иконостас Исаакиевского собора, август 2025, фото автора
Вид на центральный иконостас Исаакиевского собора, август 2025, фото автора

Работы продолжались в период с 1851 по 1917 гг. и было воссоздано 592 кв. метра мозаики или 62 мозаичных панно.

При этом выделяют два этапа:

  • первый: 1851– сер. 1880-х годов - создание мозаики для центрального и бокового иконостасов.
  • второй: 1880 - 1917 - отделаны мозаикой паруса, аттик, пилоны и царские врата собора.
Мозаичный парус, август 2025, фото автора
Мозаичный парус, август 2025, фото автора

Как и любое художественное произведение, со временем мозаика потребовала ухода и проведения реставрационных работ, тем более в период ВОВ собор пострадал от бомбёжек, артобстрелов, сырости и холода (с начала войны не работала отопительная система, снег и дождь проникали внутрь через разошедшиеся швы и пробоины в кровле), мозаики были загрязнены, лак потемнел и разлагался, осыпался красочный слой.

По окончанию ВОВ смальты промыли, протёрли войлоком и фетром, швы заделали тонированным воском. В наши дни выполняются последовательные реставрационные работы - так в 2016 году завершены работы над мозаичными иконами в приделе святой Екатерины.

Купите билет в музей, прогуляйтесь под сводами собора, насладитесь прекрасным и вечным!