Найти в Дзене
Экоферма

Повышение НДС: Дамоклов меч российской экономики

Уже с 1 января 2026 года над российской экономикой нависнет тень – запланированное повышение НДС. Мера, призванная укрепить бюджет, по нашему мнению, обернется бумерангом, поразив все сектора: от простого гражданина до крупного бизнеса, и, что парадоксально, сам государственный бюджет, который так отчаянно пытаются поддержать. Нельзя отрицать, что в определенных экономических условиях повышение налогов может стать катализатором развития. Мировая практика знает немало подобных примеров. Однако, в российском контексте, где уровень НДС и без того высок, очередное увеличение вызывает серьезные опасения. Цена "экономической безопасности": не просчитанные риски? В условиях стремления к экономической безопасности, крайне важно, чтобы подобные решения принимались не спонтанно, а были результатом тщательного, сбалансированного и взвешенного анализа. Необходимо четко понимать, куда будут направлены дополнительные средства, полученные от повышения НДС. Модель Скандинавских стран, с их высоким у

Минфин настаивает на повышение НДС с 20% до 22% с 01.01.2026г.
Минфин настаивает на повышение НДС с 20% до 22% с 01.01.2026г.

Уже с 1 января 2026 года над российской экономикой нависнет тень – запланированное повышение НДС. Мера, призванная укрепить бюджет, по нашему мнению, обернется бумерангом, поразив все сектора: от простого гражданина до крупного бизнеса, и, что парадоксально, сам государственный бюджет, который так отчаянно пытаются поддержать. Нельзя отрицать, что в определенных экономических условиях повышение налогов может стать катализатором развития. Мировая практика знает немало подобных примеров. Однако, в российском контексте, где уровень НДС и без того высок, очередное увеличение вызывает серьезные опасения.

С 1992 года НДС повышался и понижался в разные годы
С 1992 года НДС повышался и понижался в разные годы

Цена "экономической безопасности": не просчитанные риски?

В условиях стремления к экономической безопасности, крайне важно, чтобы подобные решения принимались не спонтанно, а были результатом тщательного, сбалансированного и взвешенного анализа. Необходимо четко понимать, куда будут направлены дополнительные средства, полученные от повышения НДС. Модель Скандинавских стран, с их высоким уровнем налогообложения и развитой системой социального обеспечения, наглядно демонстрирует, как осознание общественной пользы от уплаченных налогов формирует лояльность граждан. В таких социально ориентированных рыночных экономиках, граждане охотно отдают часть своих доходов, видя, как это улучшает их жизнь, создает ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Специалисты приводят аргументы за и против увеличения налогового бремени
Специалисты приводят аргументы за и против увеличения налогового бремени

Ключевым фактором является и timing налоговых изменений. Повышение налогов оправдано лишь в период устойчивого экономического роста. Идеальная схема выглядит следующим образом: экономический подъем влечет за собой увеличение налоговых поступлений, что позволяет укрепить систему социальной поддержки населения. При первых признаках замедления экономического роста, повышение налогов следует заморозить. В случае же экономической рецессии, снижение налогового бремени становится необходимым условием для восстановления экономического роста.

В российской же ситуации, повышение НДС преследует, по всей видимости, цели исключительно фискальные, а происходит оно в период экономического спада, усугубленного предыдущими повышениями налогов. Логика "поднять налоги, чтобы удержаться на плаву" в корне противоречит принципам здоровой, устойчивой налоговой системы.

Три стороны одной медали: Бизнес, Население, Государство

Для бизнеса НДС является одним из самых болезненных налогов, так как его необходимо уплачивать авансом, до получения оплаты от конечного потребителя, что приводит к оттоку значительной части оборотных средств. Увеличение НДС лишь усугубит эту ситуацию, спровоцировав сокращение оборотных средств, рост кассовых разрывов и, как следствие, увеличение задолженности. В конечном итоге это приведет к снижению рентабельности и прибыли, и, что особенно опасно, будет стимулировать уход бизнеса в "тень".

Для населения повышение НДС неминуемо обернется ростом цен и инфляции. Инфляционные ожидания, подкрепленные поэтапным повышением цен, могут привести к тому, что фактический рост цен окажется значительно выше заявленных 2 процентных пунктов. Не исключено, что общая инфляция вновь вернется к двузначным значениям. При этом, в отличие от прошлых периодов, рост цен, к сожалению, не будет компенсироваться ростом доходов, что крайне негативно скажется на финансовом благополучии российских семей.

Между тем, увеличение НДС с 20% до 22% с 01.01.2026 года, по словам министра Антона Силуанова, добавит бюджету 2,3 трлн рублей и повлияет на инфляцию всего лишь на 1%. При этом увеличение налогов не коснется региональных доходов.

Налоговое бремя является одним из факторов, влияющих на потребительский спрос
Налоговое бремя является одним из факторов, влияющих на потребительский спрос

На наш взгляд, ожидаемый прирост доходов от НДС, скорее всего, окажется краткосрочным. Увеличение налоговой нагрузки в период экономического спада приведет к сокращению прибыли предприятий и, как следствие, к снижению поступлений по налогу на прибыль. Снижение доходов населения приведет к сокращению потребительских расходов и, соответственно, к снижению сборов НДС. При этом, расходы бюджета неизбежно вырастут из-за инфляции. В итоге, бюджет получит лишь незначительный, призрачный выигрыш в краткосрочной перспективе, за которым последует закономерное ухудшение ситуации.