Начала читать книгу про самообучение и внезапно, случайно узнала из нее, что же хотят от соискателей HR-менеджеры, которые грустят, когда узнают о том, что работник пришел на работу исключительно за деньгами! А также в целом откуда растут ноги этого парадокса в трудовой жизни людей.
Нет, это, конечно, всем понятное дело, что без западной психологии, которая никогда не бывает адаптирована под экономические, политические, ментальные реалии жизни страны, в которой ее реализуют на практике, да и попросту - понятой правильно - дело не обошлось. Но давайте покопаемся в деталях.
Мотивация 2.0 - была про деньги, мотивация 3.0 - про те самые горящие глаза
Оказывается, нам всем не показалось. В прошлом люди ходили на работу за деньгами, и всех это устраивало. Работодателя, менеджера по персоналу, маму и папу, жену, мужа и брата и сестру — в общем, всех!
На собеседовании можно было прямо сказать о том, что я хочу работать в компании, потому что люблю деньги. Потому что без денег пятая точка голая, а она любит тепло. И о чудо! Это было нормально! Это был самый адекватный из всех возможных ответов на вопрос «Почему вы хотите у нас работать?». Но самое занятное, что такой вопрос вовсе могли и не задать! Ибо и ежу понятно, что движет человеком, который приходит просить работу у большого начальника.
Никто не копался в голове соискателя, пытаясь выяснить, а горит ли у него, кроме мягкого места, еще что-нибудь? Горят ли глаза? Является ли должность, на которую он претендует, делом всей его жизни, которым он способен заниматься и бесплатно, только «дайте в руку лопату и покажите, где копать!»
Но, как часто это бывает в нашей жизни, что-то пошло не так. Имя у этого «не так» — Дэниел Пинк, человек, который описал систему мотивации в своей книге на тему мотивации. Я не берусь утверждать, что этот товарищ был первый, но он явно один из самых, как оказалось, известный.
Указанный товарищ, значит, написал о том, что в голове живет мотивация. И если она устарела, как, например, идея работы за деньги без глубокого анализа вопроса, почему именно эта работа, должность, — жди беды! Он так и написал, что мотивация 2.0 - работаешь - получаешь деньги, не работаешь - получаешь неприятности - умерла. Должна быть в голове иная мотивация - мотивация 3.0 смысл которой пересказать сложно. По крайней мере мне. Но мне показалось, что именно в это чудной белиберде про осознание потока, работу за которой не замечаешь времени, путь к мастерству и пролегает та дорожка которая вывела нас к тренду про горящие глаза, о которых вспоминают менеджеры по персоналу при приеме на работу. Итак. Идея была в нижеследующем.
Эволюция мотивации по Дэниелу Пинку
- Мотивация 1.0 (Базовая)
Суть: Стремление к выживанию (еда, безопасность, кров).
Эра: Древность.
Лозунг: «Выживай!» - Мотивация 2.0 (Мотивация «Кнута и пряника»)
Суть: Внешние стимулы. Наказание за плохую работу и награда за хорошую.
Эра: Индустриальная.
Проблема: Хорошо работает для рутинных, алгоритмизированных задач, но убивает креативность и внутренний интерес. - Мотивация 3.0 (Внутренняя мотивация)
Суть: Стремление к самостоятельности, мастерству и целеустремленности.
Эра: Информационная, креативная.
Лозунг: «Желание творить и делать мир лучше!»
Три кита Мотивации 3.0 по Дэниелу Пинку
1. Автономия (Autonomy)
- Что это: Потребность самостоятельно управлять своей жизнью, работой и временем.
- Что дает: Чувство свободы и ответственности.
- Примеры:
Гибкий график и возможность работать удаленно.
Свобода в выборе задач и методов их выполнения (как в Google, где сотрудники могут тратить 20% времени на свои проекты).
Отсутствие микроменеджмента (тотального контроля со стороны начальства).
2. Мастерство (Mastery)
- Что это: Желание становиться лучше в важном для себя деле. Сам процесс совершенствования приносит удовольствие.
- Что дает: Состояние «потока», когда ты настолько поглощен работой, что теряешь счет времени.
- Примеры:
Возможность проходить курсы и прокачивать навыки.
Сложные и интересные задачи, которые бросают вызов.
Конструктивная обратная связь, помогающая расти.
3. Цель (Purpose)
- Что это: Стремление делать что-то значимое, что-то большее, чем ты сам.
- Что дает: Ощущение осмысленности своих действий.
- Примеры:
Работа в компании, которая решает социальные или экологические проблемы.
Понимание, как твоя конкретная задача влияет на общий успех проекта или помогает клиенту.
Участие в волонтерских проектах.
В своей книге Пинк доказывает, что старые методы «кнута и пряника» (Мотивация 2.0) не работают для творческих, эвристических задач, которые становятся основой современной экономики. Чтобы люди создавали гениальные коды, прорывные продукты и креативные маркетинговые кампании, им нужны не бонусы и штрафы, а среда, дающая автономию, возможность становиться мастером и ощущение высокой цели.
Идея хороша, а что вышло на практике у нас?
На практике, применительно к реалиям рынка труда и известных мне тенденций, современный работодатель то и просит от соискателя! Просит быть самостоятельным, целеустремленным, работать за идею сделать если уж не мир лучше - то его кошелек (компанию) толще (успешнее).
Все хотят самостоятельного, ответственного, постоянно прокачивающего свои навыки работника, который любит интересные задачи и осознает их значимость.
Однако, угадайте где подвох? Где происходит жесткое столкновение с реальностью?
Угадали? Уверенна что да. Все же просто. Работодатели, которым нужны горящие глаза и вот все вышеперечисленное, еще сами никому в своем большинстве не потушили горящую от перспективы голодной смерти - пятую точку и что самое прекрасное - не считают нужным это делать в будущем.
Ну вы поняли? Хорошо просить горящие глаза от соискателя, когда готов платить столько и создавать такие условия труда (удаленная работа, отсутствие жесткого контроля, право на развитие собственных проектов на рабочем месте) что у работника остается время, ресурсы на осмысление жизни, профессии, работы.
Другое же дело — искать огонь в душе тех, кому ты говоришь о необходимости работать с 9 до 6, но быть на связи с 6 до 11 вечера, в условиях того, что на компьютер работника будет установлена программа, которая считает, сколько минут подряд работник не кликал правой кнопкой мыши. В условиях, где у тебя не один-два начальника, а 4-5, и это только над одной головой в прямой вертикали.
Горящие глаза ищут там, где работник должен подчиняться, подчиняться и еще раз подчиняться и не дай всевышний работник выразит свое мнение на счет чего-либо, а что уж говорить о собственных проектах в рабочее время ( некоторые готовы пасть порвать за то, что работник в поисковике запросил картинку котенка без производственной необходимости).
А как у нас любят говорить про развитие и повышение квалификации! За счет работника, который едва ли тянет коммуналку.
Про то, что идея всего это воодушевления как прямо и написано актуальна только в тех сферах, где таки нужен прогресс я и вовсе молчу. У нас ищут креатив даже в тех областях, где он по идее и сути профессии просто противопоказан.
Короче, у меня все. Почитала книжку на досуге называется. Бомбит то как!