Клод Моне может быть одним из самых знаменитых художников нашего времени, но рядом с этой выдающейся фигурой импрессионизма работал ещё один художник Моне, который был частью его мира. Она оставила после себя яркое наследие и своим тонким прикосновением озарила мир импрессионизма. Когда-то забытая история возвращает её на законное место среди великих художников одного из самых любимых художественных течений всех времён. Познакомьтесь с Бланш Ошеде-Моне.
Дочь известного коллекционера произведений искусства, Бланш Ошеде-Моне выросла в самом сердце импрессионистского движения, в окружении революционных художников и идей. На самом деле именно её отец купил картину Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" (1872) — картину, которая в конечном счёте дала название импрессионистскому движению.
Ошеде-Моне, которую часто называли падчерицей Моне (а впоследствии и невесткой, после того как она вышла замуж за его старшего сына Жана), сама была талантливой художницей. Она начала рисовать в 11 лет а к 17 годам она стала помощницей Моне и его единственной ученицей. Их объединяла страсть к живописи, и их часто можно было увидеть работающими вместе на пленэре.
"Бланш всегда сопровождала Моне в поездках, где он писал картины, и носила его холсты, принадлежности для рисования и свои собственные". Жан-Пьер Ошеде Филипп Пиге «В свете Клода Моне».
Ошеде-Моне и Моне поддерживали рабочие отношения, основанные на сотрудничестве, непринуждённости и взаимном уважении. Они создавали взаимодополняющие произведения, каждое из которых было самобытным, но при этом гармоничным.
Работы Ошеде-Моне представляют собой редкую женскую точку зрения в рамках импрессионизма. Она запечатлевала преходящую красоту природы с утончённой, лиричной манерой. Моне высоко ценил Ошеде-Моне и её работы, обучал её и поощрял её стремление представлять свои работы в Салоне. Арт-дилер Поль Дюран-Рюэль купил эту картину у Ошеде-Моне, и сейчас эта картина висит в доме Моне в Живерни.
Стога сена, сад в Живерни, виды на Сену, тополя и сосны— неудивительно, что эти сцены встречаются во всех работах Ошеде-Моне. Творческое сотрудничество Ошеде-Моне и Моне характеризовалось духом товарищества и общим энтузиазмом. Некоторые искусствоведы даже предполагают, что под слоями краски Моне в его серии "Кувшинки" можно различить мазки Ошеде-Моне.
В биографии Ошеде-Моне её брат Жан-Пьер описывает её отношения с Моне, отмечая, что «она помогала ему при любых обстоятельствах, будь то в мастерской, в саду или во время прогулок, перенося его холсты и мольберт. Она делала всё это с помощью тачки, пробираясь по едва заметным тропинкам через поля и луга, иногда покрытые росой».
После смерти матери в 1911 году и мужа в 1914 году Ошеде-Моне взяла на себя ведение хозяйства Моне. Смерть жены Моне стала для него тяжёлым ударом, после которого он впал в глубокую депрессию и поклялся бросить живопись. Что ещё хуже, он начал терять зрение. Ошеде-Моне, разделяя его горе, оставалась рядом с ним.
На самом деле она стала известна как «Голубой ангел» Моне — этот термин придумал их друг Жорж Клемансо, чтобы описать её неустанную заботу о художнике. По словам брата Ошеде-Моне, «можно сказать, что Моне обрёл мужество выживать и жить, а также силу работать благодаря присутствию женщины, которая стала его преданной дочерью, сохранила его дом, вдохновила его снова взяться за кисти и принимала его друзей, как когда-то делала её мать. Без своей невестки Клод Моне жил бы в одиночестве, которое убило бы его. Именно она сохранила его для нас, и потомки не должны ее забывать».
После смерти Моне в 1926 году Ошеде-Моне осталась в Живерни, где управляла семейным поместьем и помогала сохранять наследие художника. Она продолжала рисовать и в XX веке, вплоть до своей смерти в возрасте 82 лет.
За свою жизнь Ошеде-Моне создала около 300 работ в стиле импрессионизма, большинство из которых были написаны в Нормандии - на родине этого направления, где она рисовала пейзажи, от безмятежных берегов Сены до скалистых утёсов на побережье. Ошеде-Моне удалось оставить свой след в искусстве. Её первая персональная выставка прошла в ноябре 1927 года. Вторая персональная выставка состоялась в 1931 году, что ещё больше укрепило её репутацию.
Работы Ошеде-Моне недавно получили заслуженное признание критиков на её первой персональной выставке в Америке. Выставка "Бланш Ошеде-Моне в свете" проходила с 14 февраля по 15 июня 2025 года и стала важной вехой в наследии художницы. К выставке было приурочено первое в истории англоязычное издание, посвящённое творчеству Ошеде-Моне, которое стало значительным вкладом в изучение импрессионизма. На выставке было представлено более 40 её картин, которые продемонстрировали как её глубокую связь со стилем Клода Моне, так и особый почерк, который она выработала за годы работы рядом с ним, в своём собственном тихом великолепии.
Работы Ошеде-Моне — убедительное свидетельство таланта и преданности делу женщины, которая вышла из тени своего наставника и полностью посвятила себя живописи, обеспечив непреходящее влияние импрессионизма.