17 июня 1966 года в поселке Мамонтовка Пушкинского района Московской области, произошла одна из самых страшных трагедий с пассажирским транспортом за всю историю советской России. И уж точно самая массовая и страшная за всю историю Пушкинского района.
Переполненный утренний пассажирский автобус, в салоне которого находилось 86 человек, включая водителя и кондуктора, вылетел на повороте с дороги и рухнул в заболоченную часть пруда.
В тот жуткий день единовременно погибли 74 человека, ехавших по своим делам из Акулово. Еще 11 человек пострадали. Этот утренний рейс всегда назывался "школьным". Он проезжал как раз мимо местного учебного заведения и в нем по утрам всегда был преимущественно школьный контингент - ученики, выпускники, учителя. Тем более было время экзаменов.
Из всех пассажиров переполненного автобуса спаслись всего 12 человек, включая кондуктора рокового рейса и водителя. Шофер, поняв, что больше не управляет транспортом, успел открыть свою дверь и выскочить на берег до того, как переполненный автобус погрузился в мутную воду у плотины.
Человеческий фактор
Началось все с того, что 25-летний шофёр I категории Алексей Возяков накануне вечером отмечал с приятелями то ли проводы, то ли встречу одного из них и сильно выпил. А уже в 6:20 утра заступил на маршрут № 23 Акулово — Пушкино на автобусе ЗИЛ-158.
Кондуктор, увидев прибывшего на работу по утру коллегу предупреждала его о том, что не следует выходить в таком состоянии на маршрут, но он ее не послушал, отмахнувшись и заявив, что с ним все в порядке.
Возяков успел совершить 6 рейсов по маршруту № 23, когда в 8:10 автобус в очередной раз отъехал от станции Акулово. Несмотря на то, что номинальная вместимость ЗИЛ-158 составляет 60 пассажиров, Возяков тогда набрал 87 человек.
Результат оказался чудовищным. Проезжая по улице Кузнецкий мост, проходящей под горку, Возяков разогнал автобус до 60 км/ч, что почти в два раза превышало установленное на том участке ограничение. А после, не справившись с управлением, проскочил остановку у Мамонтовского поселкового совета, выехал на тротуар, не вписавшись в поворот, а затем перевернулся и влетел правым боком в самый глубокий участок Мамонтовского пруда, расположенного в непосредственной близости от платформы Мамонтовская.
Как впоследствии установила экспертиза, автобус был полностью в исправном состоянии. Причиной трагедии стал исключительно человеческий фактор.
Подвиг милиционера
Свалившийся в воду автобус упал ровно на тот бок, с которого находились пассажирские двери. Так как на улице в тот роковой июньский день стояла жара, то в салоне были открыты все окна. Автобус мгновенно стал заполняться водой.
На помощь пострадавшим кинулся проезжавший мимо сотрудник МВД.
Евгений Иванов ехал по той же дороге из Москвы в Акулово и автокатастрофа произошла на его глазах. Не мешкая ни секунды, мужчина выскочил из собственной машины и прыгнул в воду вслед за уходящим на дно автобусом.
Милиционер начал за руки вытаскивать пассажиров через открытые окна и по одному выносить на берег, раз за разом снова ныряя в мутную заболоченную воду. На берегу Евгений складывал спасенных в ряд, где им уже пытались оказывать помощь другие очевидцы аварии. Они же вызвали скорую помощь и милицию.
Всего десять человек, включая кондуктора успел выловить из все еще ледяной несмотря на летнее солнце воды, сотрудник милиции.
В одну могилу с сыновьями
"Мой отец работал в пушкинском ДРСУ и тогда в качестве мастера руководил строительством автомобильного моста, - рассказывал годы спустя житель Пушкино Анатолий Быков, сын погибшего в аварии Александра Быкова. Тогда, в далеком 1966 году сам Анатолий был выпускником местной школы. - Утром 17 июня перед тем, как ехать в Пушкино в контору управления, он решил заглянуть на строительство объекта, посмотреть, как идет работа. Чтобы успеть на пушкинскую электричку, отец сел в уходящий автобус, тот самый, что так и не доехал до места назначения", - вспоминал Анатолий Александрович.
Спустя пару месяцев после страшной аварии, полностью изменившей жизнь их маленькой семьи, Анатолий Александрович вместе с мамой будут присутствовать на суде, где будет доказана вина водителя автобуса в аварии.
В этом же автобусе, вместе с его отцом, погибла и школьная учительница Анатолия Александровича – Вера Николаевна Журавлева – преподаватель русского языка и литературы. Погиб и одноклассник Анатолия Александровича, Саша. Мальчик спешил на свой последний школьный экзамен, а поэтому буквально в последний момент заскочил в переполненный автобус.
А вот школьному учителю труда и автодела удалось буквально чудом избежать гибели в страшной аварии. Михаил Петрович Юкляев так же как и его ученики и коллега Вера Николаевна оказался утром на остановке, когда туда пришел роковой автобус.
«Пришел на остановку, там очень много было народу, ехали все служащие. Автобус пришел с Акулово и уже был почти заполнен. Поэтому люди, которые были на остановке, еле-еле входили, и я подумал, что еще успею, не спешил заходить в автобус, - несмотря на прошедшие годы тот день Михаил Петрович помнит очень подробно. - Автобуса было два: один был длинный — ходил до Пушкино, а второй ходил только до станции. И когда уже двери стали закрываться, а я находился в автобусе, вдруг кто-то сказал, мол, а что же мы жмемся, следующий автобус короткий и пойдет только до станции, и будет через 5-10 минут. И я подумал, действительно, зачем я теснюсь. А я почему последним заходил: автобус полный, многие поедут в Пушкино, это дальше, а мне-то надо на станцию, в школу. Я и вышел, и со мной еще одна женщина вышла".
"Следующий автобус подошел уже свободный. Мы сели. Приезжаем на остановку, ту, что рядом с прудом, смотрим — народу человек десять собралось. Мы заинтересовались, что же они там делают. Я вышел, подошел к ним и смотрю: из пруда торчат колеса, одна пара и вторая. Я спрашиваю, что случилось: все ахают, охают — автобус перевернулся", - со вздохом продолжил свой нелегкий рассказ учитель труда. - Говорили, что спаслись доктор из нашей больницы, председатель поселкового мамонтовского совета Иткин Игорь Исаакович... Их еще вытаскивали два молодых человека, они с армии пришли....В этом автобусе семьями некоторые ехали, офицер милиции вез в садик двух близнецов, своих сыновей, в руках он их сжал так, что не могли потом разъединить. Как он застыл с ними, так их в одну могилу и положили..."
«Почти из каждого дома кто-то погиб»
Так как на рейсе было много школьников и учителей, на опознание, по словам Михаила Юкляева, вызывали директора школы, в которой он работал.
"Наш директор съездил и описал картину, какая была в больнице, - несмотря на прошедшие годы воспоминания о тех жутких днях давались Михаилу Петровичу с трудом, - Их привезли, погрузили, а ил, грязь, пруд нечищеный — трупы были все, конечно, в грязи. Их шлангом обмыли на территории, во дворе, потом сложили всех в коридоре, рядом, приготовили к опознанию, и он опознал наших двух человек: это Ведерников – ученик, который ехал сдавать экзамен, на который и я ехал, и наша зам по учебной части Вера Николаевна Журавлева. Из нашего дома погибло восемь человек. Мамонтовка стонала, почти из каждого дома кто-то погиб. Это ужас был. У меня еще был знакомый заведующий аптекой, у него жена там погибла, он остался один с сыном, сыну был годик, очень он переживал..."
"Сосед Семён вернулся из Пушкина, куда ездил опознавать брата, — волосы шевелятся от его рассказов: морг крошечный, рассчитан всего на десяток тел, а тут в три раза больше и тела для опознания раскладывают прямо на траве...С нашей «Правды» в том автобусе ехали четверо, погибли все. "- делился годы спустя Георгий Елин.
"У моей соседки вся семья там погибла - дочь, зять и двое детей..." - вспоминает еще одна жительница Мамонтовки, на момент трагедии она только пошла в школу, но события того лета запомнила на всю жизнь.
Процесс похорон тогда занял долгие три дня. Сначала мобилизовали рабочих с восьмого мамонтовского завода. Но они не успевали рыть могилы. Ближайшие морги были заполнены, холодильники забиты, трупы начинали портиться. Тогда к кладбищу пригнали три экскаватора и уже ими копали могилы. Три десятка человек похоронили в Мамонтовке, а остальных развезли: кого в Москву к родственникам, кого в Пушкино и Ивантеевку... На мамонтовском кладбище существует два ряда, где на каждом памятнике — «трагически погиб» с одной датой смерти.
По воспоминаниям мамонтовцев, три дня шла от станции к кладбищу почти непрерывно шли похоронные процессии.
"Гробы стояли по всей Мамонтовке, чуть ли не в каждом жилом доме. Помню, как горько прощались с Сережей Ведерниковым, молодым парнем 17 лет, сдавшим только один выпускной экзамен в 10 классе школы, с завучем Верой Николаевной, с мужем одной из моих одноклассниц, с другими хорошо знакомыми людьми. Вообще, среди погибших было немало друзей, знакомых и моих сверстников. Поселок был небольшой, да и погибшие жили, в основном, в многоэтажных домах поселка и в Акулове. Потом поток гробов, едущих мимо завода в сторону кладбища, скорбные люди по краям дороги. Рыдание и плач. Эта скорбная "река" текла мимо провожающих не один час. А мы все стояли и смотрели на эту черно-красную реку, текущую из Акулова и нашего поселка. Трагедия была страшная", - вспоминал много лет спустя житель Мамонтовки Владимир Фефилов.
Награда герою и наказание виновнику
В «Комсомольской правде» за 18 июня о Мамонтовской трагедии были напечатаны всего две строки: «В поселке Мамонтовка произошел трагичный случай с автобусом, имеются жертвы» — и больше никаких комментариев.
Зато в прессе появилась заметка про героя Мамонтовки - спасавшего тонущих вместе с автобусом пассажиров курсанта милиции Евгения Иванова. Его фотография появилась сразу в нескольких изданиях. И тут сама судьба вознаградила своего героя. Благодаря этим фото Евгения смогли отыскать его родители, потерявшие сына во время Великой Отечественной войны и уже отчаявшиеся за все прошедшие годы отыскать его следы.
Водитель же автобуса, виновный в трагедии, произошедшей из-за его халатности, выпрыгнув из кабины, не останавливаясь побежал домой. Алексей Возяков жил в рабочем общежитии. Как на следствии рассказали его соседи, вбежав в квартиру, шофер прямиком бросился на общую кухню, где буквально залпом выпил пол-литра подсолнечного масла - чтобы снизить концентрацию алкоголя в выдыхаемом воздухе.
Как бы то ни было, 20 июня Возяков был арестован. 25 августа решением Московского областного суда он был осуждён по статье 211, часть 2 УК РСФСР и приговорён к лишению свободы сроком на 10 лет. На суде Возяков, кстати, доказывал, что в тот роковой день у него заклинило руль, но техническая экспертиза это опровергла. Говорил водитель и про опасный участок дороги, из-за которого и произошла авария (про опасность этого поворота несколько лет подряд твердили все местные автолюбители).
Тем не менее, сразу после аварии на месте трагедии вдоль дороги были установлены ограждения, которые стоят там и по сей день.
Весь назначенный судом срок Алексей Возяков отсидел полностью, а выйдя на свободу и справедливо опасаясь мести жителей, забрал семью из города и под покровом ночи уже на следующий день уехал из Мамонтовки в неизвестном направлении.
Памятник... героям войны
На следующий год после трагедии с пассажирским автобусом жители Мамонтовки собрали деньги на строительство памятника в память о погибших 17 июня 1966 года в аварии. Но местные власти решили по своему. Про погибших в автокатастрофе на высшем уровне было решено лишний раз не упоминать, а поэтому на собранные народные средства был возведен памятник, но погибшим во время Великой Отечественной Войны.
Лишь спустя 50 лет после мамонтовской трагедии - 17 июня 2016 года на месте автокатастрофы на деньги, опять же собранные жителями города, был установлен памятный знак с указанием имён всех погибших в тот роковой день.