Найти в Дзене
Infinita Book

Данте Габриэль Россетти: мечты о недостижимом + 12 картин

"Морские чары", 1875-1877 гг., Художественный музей Фогга, Кембридж, США Данте Габриэль Россетти (1828-1882) — поэт, художник и один из основателей Братства прерафаэлитов, движения, стремившегося вернуть искусству искренность и духовную глубину раннего Возрождения. Его полотна, вдохновлённые мифами, Библией и поэзией, пронизаны утончённой чувственностью и меланхолической красотой. Автопортрет, 1847 г., Лондонская национальная галерея Будущий художник родился в Лондоне в семье итальянского поэта и учёного. Уже с юных лет он проявлял интерес к литературе и живописи, одинаково увлекаясь стихами и рисунком. В тринадцать лет Россетти поступил в небольшую художественную школу, а затем продолжил обучение в школе при Королевской академии художеств. Именно в этот период он познакомился с художником Фордом Мэдоксом Брауном, который стал для него наставником и оказал заметное влияние на его творческое формирование. "Юность Девы Марии", 1848-1849 гг., Галерея Тейт, Лондон В августе 1848 года Данте
"Морские чары", 1875-1877 гг., Художественный музей Фогга, Кембридж, США
"Морские чары", 1875-1877 гг., Художественный музей Фогга, Кембридж, США

Данте Габриэль Россетти (1828-1882) — поэт, художник и один из основателей Братства прерафаэлитов, движения, стремившегося вернуть искусству искренность и духовную глубину раннего Возрождения. Его полотна, вдохновлённые мифами, Библией и поэзией, пронизаны утончённой чувственностью и меланхолической красотой.

Автопортрет, 1847 г., Лондонская национальная галерея
Автопортрет, 1847 г., Лондонская национальная галерея

Будущий художник родился в Лондоне в семье итальянского поэта и учёного. Уже с юных лет он проявлял интерес к литературе и живописи, одинаково увлекаясь стихами и рисунком. В тринадцать лет Россетти поступил в небольшую художественную школу, а затем продолжил обучение в школе при Королевской академии художеств. Именно в этот период он познакомился с художником Фордом Мэдоксом Брауном, который стал для него наставником и оказал заметное влияние на его творческое формирование.

"Юность Девы Марии", 1848-1849 гг., Галерея Тейт, Лондон
"Юность Девы Марии", 1848-1849 гг., Галерея Тейт, Лондон

В августе 1848 года Данте Габриэль Россетти присоединился к своему другу и коллеге по Королевской академии — Уильяму Холману Ханту. Именно тогда между молодыми художниками родилась идея, которая вскоре превратилась в одно из самых ярких художественных движений XIX века.

Они утверждали, что искусство эпохи Возрождения потеряло свою искренность после Рафаэля, чьи изысканные формы, по их мнению, отдалили живопись от правды и непосредственности. Его знаменитое "Преображение" они называли примером утраты естественности и духовной простоты.

"Благовещение", 1850 г., Галерея Тейт, Лондон
"Благовещение", 1850 г., Галерея Тейт, Лондон

Художники мечтали вернуть искусству чистоту и реализм, вдохновляясь работами мастеров дорафаэлевского периода — Джотто, Фра Анджелико и Ван Эйка. Вместе с Хантом и Джоном Эвереттом Милле Россетти основал Братство прерафаэлитов, к которому вскоре присоединились ещё четверо единомышленников: брат художника Уильям Майкл Россетти, критик Фредерик Джордж Стивенс, живописец Джеймс Коллинсон и скульптор Томас Вулнер.

Так возникло сообщество молодых идеалистов, которое стремилось возродить правду, поэтичность и духовную глубину в изобразительном искусстве.

"Портрет Роберта Браунинга", 1855 г., Музей Фицуильяма, Кембридж
"Портрет Роберта Браунинга", 1855 г., Музей Фицуильяма, Кембридж

Прерафаэлитов вдохновляло искусство прошлых эпох — прежде всего итальянская живопись XIV–XV веков, в которой они находили искренность, чистоту и духовную глубину, утраченную, по их мнению, в эпоху Возрождения.

Это влияние особенно заметно в двух ранних религиозных полотнах Данте Габриэля Россетти — "Юность Девы Марии" и "Благовещение". В них художник сознательно обращается к стилю итальянских мастеров кватроченто, перенимая характерные черты их искусства: ясные контуры, мягкую цветовую палитру, наивную перспективу и трепетную духовность образов. Главное, что отличало его подход, — отказ от чрезмерной сентиментальности, которую прерафаэлиты считали ложной и искусственной.

"Могила Артура", 1855 г., Британский музей, Лондон
"Могила Артура", 1855 г., Британский музей, Лондон

В 1850-е годы Россетти создал целую серию небольших акварелей, сияющих насыщенными, словно драгоценными, цветами и изобилующих изящными деталями. Темами этих работ стали мифология, библейские сюжеты, средневековые легенды и поэзия — особенно творчество Роберта Браунинга, вдохновившее художника на создание поэтичных, символичных образов.

"Возлюбленная Фацио", 1863 г., Галерея Тейт, Лондон
"Возлюбленная Фацио", 1863 г., Галерея Тейт, Лондон

В те же годы Россетти вместе с единомышленниками — Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом — украсил стену Оксфордского союза (дискуссионного клуба университета) фресками на темы легенд о короле Артуре. Эти работы стали символом расцвета прерафаэлитского движения и отражением их стремления возродить дух средневековой романтики и идеалов.

"Beata Beatrix", 1864 г., Галерея Тейт, Лондон. После смерти жены Элизабет Сиддал Россетти изобразил её в образе Беатриче из сборника "Новая жизнь" Данте Алигьери
"Beata Beatrix", 1864 г., Галерея Тейт, Лондон. После смерти жены Элизабет Сиддал Россетти изобразил её в образе Беатриче из сборника "Новая жизнь" Данте Алигьери

Со временем художественный стиль Россетти претерпел значительные изменения. От ранней религиозности и мистицизма он перешёл к изображению земной, почти чувственной красоты. Художник создал серию монументальных полотен, на которых изображал женщин с загадочными лицами, пышными волосами и мечтательным взглядом — воплощение идеала красоты, который он лелеял в своём воображении. Эти картины пользовались большим успехом и приносили ему стабильный доход.

"Леди Лилит", 1868 г., Художественный музей Делавэра, Уилмингтон, США
"Леди Лилит", 1868 г., Художественный музей Делавэра, Уилмингтон, США

Прерафаэлиты воспевали женскую красоту особого типа — утончённую и загадочную. Их муз отличали задумчивый, почти гипнотический взгляд, густые волнистые волосы, изящные длинные шеи и чувственные губы. Простые девушки из рабочих семей, попав на их полотна, превращались в богинь, нимф и легендарных героинь, а порой становились частью жизни самих художников — их возлюбленными или жёнами.

"Приветствие Беатриче", 1869 г., частная коллекция. Здесь натурщицей для образа Беатриче стала Джейн Моррис
"Приветствие Беатриче", 1869 г., частная коллекция. Здесь натурщицей для образа Беатриче стала Джейн Моррис

Для Данте Габриэля Россетти главным вдохновением в 1850-е годы стала Элизабет Сиддал — хрупкая, рыжеволосая красавица, воплотившая на его картинах идеал женственности. Она стала его женой, но их союз оказался недолгим: после её ранней смерти Россетти не мог оправиться от утраты и увековечил её в образе Беатриче — возлюбленной Данте, символа вечной любви и скорби.

"Астарта Сирийская", 1869 г., Манчестерская художественная галерея
"Астарта Сирийская", 1869 г., Манчестерская художественная галерея

И всё же сердце художника вновь отозвалось на зов страсти. В поисках утешения он влюбился в Джейн Моррис — жену своего друга и коллеги Уильяма Морриса. Смуглая, с густыми волосами и таинственным взглядом, она стала его новой музой и воплощением роковой красоты, которая преследовала его до конца жизни.

"Приветствие Беатриче", 1880-1882 гг., Музей искусств Толидо, США. Джейн Моррис снова в  образе Беатриче
"Приветствие Беатриче", 1880-1882 гг., Музей искусств Толидо, США. Джейн Моррис снова в образе Беатриче

Однако за внешним успехом скрывались личные страдания. В 1870 году Россетти впал в тяжёлую депрессию, стал зависим от хлоральгидрата и постепенно отдалился от общества, ведя жизнь затворника. Несмотря на внутренние терзания, он продолжал творить, и его последние работы остаются проникнутыми мечтой о недостижимом — об идеальной женской красоте, ставшей для него и вдохновением, и проклятием.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

Музеи
137 тыс интересуются