Данте Габриэль Россетти (1828-1882) — поэт, художник и один из основателей Братства прерафаэлитов, движения, стремившегося вернуть искусству искренность и духовную глубину раннего Возрождения. Его полотна, вдохновлённые мифами, Библией и поэзией, пронизаны утончённой чувственностью и меланхолической красотой.
Будущий художник родился в Лондоне в семье итальянского поэта и учёного. Уже с юных лет он проявлял интерес к литературе и живописи, одинаково увлекаясь стихами и рисунком. В тринадцать лет Россетти поступил в небольшую художественную школу, а затем продолжил обучение в школе при Королевской академии художеств. Именно в этот период он познакомился с художником Фордом Мэдоксом Брауном, который стал для него наставником и оказал заметное влияние на его творческое формирование.
В августе 1848 года Данте Габриэль Россетти присоединился к своему другу и коллеге по Королевской академии — Уильяму Холману Ханту. Именно тогда между молодыми художниками родилась идея, которая вскоре превратилась в одно из самых ярких художественных движений XIX века.
Они утверждали, что искусство эпохи Возрождения потеряло свою искренность после Рафаэля, чьи изысканные формы, по их мнению, отдалили живопись от правды и непосредственности. Его знаменитое "Преображение" они называли примером утраты естественности и духовной простоты.
Художники мечтали вернуть искусству чистоту и реализм, вдохновляясь работами мастеров дорафаэлевского периода — Джотто, Фра Анджелико и Ван Эйка. Вместе с Хантом и Джоном Эвереттом Милле Россетти основал Братство прерафаэлитов, к которому вскоре присоединились ещё четверо единомышленников: брат художника Уильям Майкл Россетти, критик Фредерик Джордж Стивенс, живописец Джеймс Коллинсон и скульптор Томас Вулнер.
Так возникло сообщество молодых идеалистов, которое стремилось возродить правду, поэтичность и духовную глубину в изобразительном искусстве.
Прерафаэлитов вдохновляло искусство прошлых эпох — прежде всего итальянская живопись XIV–XV веков, в которой они находили искренность, чистоту и духовную глубину, утраченную, по их мнению, в эпоху Возрождения.
Это влияние особенно заметно в двух ранних религиозных полотнах Данте Габриэля Россетти — "Юность Девы Марии" и "Благовещение". В них художник сознательно обращается к стилю итальянских мастеров кватроченто, перенимая характерные черты их искусства: ясные контуры, мягкую цветовую палитру, наивную перспективу и трепетную духовность образов. Главное, что отличало его подход, — отказ от чрезмерной сентиментальности, которую прерафаэлиты считали ложной и искусственной.
В 1850-е годы Россетти создал целую серию небольших акварелей, сияющих насыщенными, словно драгоценными, цветами и изобилующих изящными деталями. Темами этих работ стали мифология, библейские сюжеты, средневековые легенды и поэзия — особенно творчество Роберта Браунинга, вдохновившее художника на создание поэтичных, символичных образов.
В те же годы Россетти вместе с единомышленниками — Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом — украсил стену Оксфордского союза (дискуссионного клуба университета) фресками на темы легенд о короле Артуре. Эти работы стали символом расцвета прерафаэлитского движения и отражением их стремления возродить дух средневековой романтики и идеалов.
Со временем художественный стиль Россетти претерпел значительные изменения. От ранней религиозности и мистицизма он перешёл к изображению земной, почти чувственной красоты. Художник создал серию монументальных полотен, на которых изображал женщин с загадочными лицами, пышными волосами и мечтательным взглядом — воплощение идеала красоты, который он лелеял в своём воображении. Эти картины пользовались большим успехом и приносили ему стабильный доход.
Прерафаэлиты воспевали женскую красоту особого типа — утончённую и загадочную. Их муз отличали задумчивый, почти гипнотический взгляд, густые волнистые волосы, изящные длинные шеи и чувственные губы. Простые девушки из рабочих семей, попав на их полотна, превращались в богинь, нимф и легендарных героинь, а порой становились частью жизни самих художников — их возлюбленными или жёнами.
Для Данте Габриэля Россетти главным вдохновением в 1850-е годы стала Элизабет Сиддал — хрупкая, рыжеволосая красавица, воплотившая на его картинах идеал женственности. Она стала его женой, но их союз оказался недолгим: после её ранней смерти Россетти не мог оправиться от утраты и увековечил её в образе Беатриче — возлюбленной Данте, символа вечной любви и скорби.
И всё же сердце художника вновь отозвалось на зов страсти. В поисках утешения он влюбился в Джейн Моррис — жену своего друга и коллеги Уильяма Морриса. Смуглая, с густыми волосами и таинственным взглядом, она стала его новой музой и воплощением роковой красоты, которая преследовала его до конца жизни.
Однако за внешним успехом скрывались личные страдания. В 1870 году Россетти впал в тяжёлую депрессию, стал зависим от хлоральгидрата и постепенно отдалился от общества, ведя жизнь затворника. Несмотря на внутренние терзания, он продолжал творить, и его последние работы остаются проникнутыми мечтой о недостижимом — об идеальной женской красоте, ставшей для него и вдохновением, и проклятием.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: