Найти в Дзене
Запорошенный Рай

ВОРОТА

Из серии «Морская рыбалка» География Иретского лимана, для начала, от ru.wikipedia.org. Омывает Тахтоямскую равнину. От залива Шелихова отделён узкой 20-километровой Иретской косой. Лиман соединён с заливом узким проходом на юге шириной около 150 метров и глубиной 2 метра. Южнее расположен мыс Иретский –северной вход в Ямскую губу Километрах в восьми от лимана находится поселок Тахтоямск. Иретский лиман для поселка, все равно что для, к примеру, Воронежа – чернозем. Он практически кишит рыбой. Корюшка и навага ловятся просто на гвоздик. Глубина в полтора метра позволяет выуживать рыбу в одно движение. Удар, взмах удочкой и, из лунки как пуля, вылетает очередная рыбешка. Снимать её не надо – крючок без бородка. Опускаешь опять и всё повторяется. Цикл умещается в 5-8 секунд. Правда девать её некуда. До Магадана морем почти шестьсот километров. До ближайшего райцентра, потенциального потребителя рыбной продукции, и того больше. Пока рыбу довезёшь, позолотой покроется, только желания не бу
Александр Макарович Булдыкин. Фото автора.
Александр Макарович Булдыкин. Фото автора.

Из серии «Морская рыбалка»

География Иретского лимана, для начала, от ru.wikipedia.org. Омывает Тахтоямскую равнину. От залива Шелихова отделён узкой 20-километровой Иретской косой. Лиман соединён с заливом узким проходом на юге шириной около 150 метров и глубиной 2 метра. Южнее расположен мыс Иретский –северной вход в Ямскую губу Километрах в восьми от лимана находится поселок Тахтоямск.

Иретский лиман для поселка, все равно что для, к примеру, Воронежа – чернозем. Он практически кишит рыбой. Корюшка и навага ловятся просто на гвоздик. Глубина в полтора метра позволяет выуживать рыбу в одно движение. Удар, взмах удочкой и, из лунки как пуля, вылетает очередная рыбешка. Снимать её не надо – крючок без бородка. Опускаешь опять и всё повторяется. Цикл умещается в 5-8 секунд. Правда девать её некуда. До Магадана морем почти шестьсот километров. До ближайшего райцентра, потенциального потребителя рыбной продукции, и того больше. Пока рыбу довезёшь, позолотой покроется, только желания не будет исполнять.

Поэтому приходится потреблять самим. А весенняя селёдка, так вообще, основное удобрение на огороде. Почва здесь знатная, галька с песком, но, при попадании в каждую лунку одной селёдины, родит килограмма три картохи.

Лиман соединяется с морем «воротами». Ворота – это «река», течение в которой меняется дважды в сутки, в зависимости от расписания прилива и отлива. Воды здесь одинарные, высокие, т.е. один прилив и один отлив (в Магадане допустим воды двойные: полная и малая – два прилива, два отлива). Скорость течения в воротах в пике достигает 15 км/ч, поэтому ледовый покров зимой ненадежный, очень много промоин и пропарин.

Мужчины из Тахтоямска, на косе бухты Отрезанная, вели неспешный разговор у костра. Травили байки, чайковали, варили шулюм из гуся.

И тут парни слышат рокот дизеля, со стороны моря. – «Интересно, судно что ли какое-то? Но всё кругом забито льдом». – А рокот приближается, причем со стороны посёлка.

И вот из-за скалы Иретского мыса выезжает красная дэтэшка*. Запорошенная снегом кабина, обледенелые катки, забитые мокрым снегом траки гусеничных лент.

- Это что?! Как вообще?

Трактор подъехал, лихо развернулся, представив взору встречающих гидросистему подвески рабочего оборудования, гордо держащую на тягах, как на вытянутых руках, кукуль, палатку в брезентовом чехле и маленький рюкзачок.

- Привет, - из трактора выпрыгнул Саня Булдыкин. - В кабине виднелись головы его жены Риммы и двух деток.

- Ты откуда, блин … взялся? – Нестройным хором спросили парни.

- Из Тахтоямска, прямым рейсом.

- По льду?! Через ворота?

- Да, а что?

- Ненормальный! – махнул рукой один из братьев Карамазовых, Лёша.

Александр Макарыч только плечами пожал. Такого никто потом не мог припомнить. Даже люди заслуженные и почтенного возраста, на Буране-то не каждый решится переезжать в этом месте.

Показания самого героя удивляли своей простотой. Он рассказал, как ехал по льду Иретских ворот, даже не подозревая, как любой таёжный житель восточной Якутии, что в любой момент может нырнуть под лёд, который ходил буквально ходуном. Потревоженные шумом нерпы выныривали из пропарин и пучили огромные удивленные глаза на диковинную машину. Но ничего не шелохнулось в стальном нерве бывалого механизатора, ведь в его жизни бывало … и не такое.

* Дэтэшка –трактор ДТ-75 в болотном исполнении.