В прокат вышел фильм Пола Андерсона, который с восторгом приняли в Америке, а в России пока воспринимают скептически. Ничего удивительного в этом нет. Это, как говорится, не наша революция. Нам это не то что не понятно – не близко. Для нас это просто кино. Кино, в котором играет Леонардо ди Каприо. "Битва за битвой".
Здравствуйте!
Актёрский состав в фильме мощный. Кроме Ди Каприо, в фильме можно увидеть Шона Пенна и Бенисио дель Торо. И вся старая гвардия держится достойно.
Все они могут себе позволить слегка иронизировать над своими персонажами, чуть намекая на собственные послужные списки. И у каждого хватает мастерства не переигрывать. В последние годы набирает обороты тенденция постмодернистской иронии, когда кинематограф подсмеивается над самим собой, иногда чувствительно задевая реальность. Но для того, чтоб это понять, надо, что называется, быть в теме. И если киношную реальность мы можем опознать, то факты повседневности проходят мимо.
А вот американцам попадают в болевые точки.
«Битва за битвой»: не стареют душой бунтари
В основе фильма лежит роман Тома Пинчона. Но режиссёр сохранил сюжетную линию, изменив контекст. Поместил героев в реальность. Трудно сказать, насколько эта экранная реальность соответствует социальной. Но, видимо, соответствует.
Есть такое выражение, которое приписывают разным известным политикам:
Кто в молодости не был либералом, у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором, у того нет ума.
Вот именно этому и посвящён фильм – повзрослевшим бунтарям. Их называют экcтpeмистами, но сами они говорят о себе: революционеры.
Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа
Группа, известная как Френч 75, отличается крайними левыми взглядами и решительными методами борьбы. В ней состоят настоящие отчаянные сорвиголовы. Среди них – подрывник Пэт и его подруга Перфидия Беверли Хиллз. Оба они – герои утрированно-типичные. Он – настоящая белая рвань, она – концентрированная Чёрная пантера.
В ходе операций они выходят на человека, который станет их идейным противником: полковника Локджо. Рисковая Перфидия щекочет себе нервы, затевая с несгибаемым солдатом интрижку.
Но даже у революционеров случаются семейные кризисы. После рождения дочки Пэт становится заботливым отцом, а Перфидия противится щастью-материнства, самоутверждаясь как личность.
Это самоутверждение приводит к тому, что Перфидию арестовывают. И, чтоб спасти свою жизнь, она идёт на сделку со следствием – и с полковником Локджо. Но, выторговав свободу, бесследно исчезает.
Группа раскрыта, оставшиеся революционеры залегают на дно. Прихватив дочку, Пэт уезжает в небольшой городок, где живёт под чужим именем. Теперь их зовут Боб и Уилла.
Спустя 16 лет Уилла – типичная ученица старшей школы, успешная, жизнерадостная, современная.
Её единственная проблема: строгий папа. Его подозрительность доходит до паранойи. Он запрещает дочери иметь мобильный телефон, контролирует её друзей и постоянно напоминает о необходимости быть настороже. А ещё категорически не принимает толерантные тенденции. Не доверяет небинарным личностям. И, как оказалось, не зря.
"Битва за битвой»: даже если у вас паранойя, это не значит, что за вами не следят
Жизнь только кажется безопасной. Оказывается, ничего не закончилось. Борцы за свободу всё ещё существуют. Они вечны. Всё время борются, и всегда находят, за что.
Но противоположная сторона тоже не дремлет. Спустя полтора десятилетия полковник Локджо, постаревший, но несгибаемый, выходит на след.
Кажется, что его ведёт исключительно служебный долг, но это не так. У бунтарей своя тайная организация, у служителей закона – своя. «Клуб рождественских приключений».
То ли наследник Ку-клукс-клана, то ли теневое правительство. Известно лишь, что войти в состав Клуба означает получить широкие возможности и привилегии. А ещё известно, что в этом сообществе состоят джентльмены, помешанные на чистоте крови.
Это с виду полковник – честный служака и бескомпромиссный борец с миграцией. С молодости за ним тянется грешок: та самая интрижка со жгучей Перфидией. И возможно, именно он является отцом Уиллы. Если так – его не только не возьмут в закрытый клуб, но ещё и строго накажут.
«Битва за битвой»: старые кони холмов не испортят
И начинается история, как в старом добром голливудском кино: обычная с виду девушка вдруг обнаруживает себя в центре опасных событий. Весь мир окажется не тем, чем кажется. Длинные тени старых грехов протянутся в реальность.
А постаревший дивано-дав в старом халате вынужден будет вспомнить былые навыки, чтоб спасти дочь.
Это раньше в кино ветераны легко стряхивали с себя груз беззаботно прожитых лет. Теперь не так. И память не та, и руки не помнят. Не так просто выскрести из памяти явки и пароли, почти невозможно спрыгнуть из машины на ходу.
Ещё можно красиво прицелиться – но уже почти невозможно попасть в мишень. Ещё можно пуститься в погоню – но уже трудно участвовать в гонке с препятствиями.
«Битва за битвой»: пора давать дорогу молодым
Стоит отлучиться буквально на пару десятков лет, и по возвращении обнаруживаешь вокруг себя дивный новый мир.
Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом.
Все вдруг повернулись на психологическом комфорте, выступают против токсичного общения, и за экологичное. Даже связной на секретной линии говорит скритпами оператора колл-центра. И чтоб добиться от него вразумительного ответа, приходится требовать разговора с начальством.
Невольно начинаешь оглядываться: где ж друзья минувших лет, где гусары коренные, то есть истинные демоны революции?
Как обычно – постарели. Кто-то ушёл в монастырь, а кто-то на преподавательскую работу.
А враги революции не дремлют, наращивают реакционный потенциал.
Но на смену уставшим бойцам приходят молодые.
«Битва за битвой»: стоит ли смотреть
Скажу сразу: я понимаю тех, кто бросил смотреть на двадцатой минуте. Поначалу кино может вызвать отторжение. Но есть причины досмотреть.
Прежде всего, Леонардо Ди Каприо. Он действительно хороший актёр.
Как и Бенисио дель Торо.
А ещё стоит увидеть причёску Шона Пенна. Вот уж кто не боится выглядеть смешным. И при этом заставляет с собой считаться.
А главное, что сообщает режиссёр пролетариям всех стран: американские товарищи всё ещё борются!