Текст: Светлана Еременко
Весной вышла в свет книга «Самарский архитектор Леонид Волков». Это первая научная монография о жизни и творчестве выдающегося зодчего, которую написал заведующий кафедрой «Архитектура» Самарского политеха Виталий Самогоров. Проекты Волкова, воплощённые в бетоне и в дереве, обогатили архитектурный облик советского Куйбышева и до сих пор придают Самаре неповторимые черты. Что хотел сказать людям ярый противник архитектурного формализма? Какое послание потомкам он зашифровал в своих работах? Насколько актуальны сегодня его профессиональные методы и подходы к творчеству? Об этом рассказал автор монографии.
Долгожданная книга
– Виталий Александрович, в анонсе презентации книга была названа долгожданной.Почему?
– Монография об архитекторе Волкове рассчитана не только на широкую аудиторию, но и на профессиональное сообщество практикующих архитекторов, учёных, педагогов и студентов архитектурной специальности. Это обстоятельство требовало дополнить существующую краеведческую основу проектными материалами – планами, разрезами, фасадами, градостроительными схемами. Надо было найти инвентаризационные планы, перевести их в требуемый масштаб и вычертить в единой графике, провести натурное обследование построек, уточнить известные факты из жизни и творчества, изучить периодические издания, найти новые свидетельства, сопоставить их между собой и выявить соответствия и противоречия. Эта незаметная, но очень кропотливая научно-исследовательская работа заняла определённое время. А поскольку часть аудитории знала о готовящемся издании, для неё книга стала долгожданной.
– Почему для исследования была выбрана личность Леонида Волкова? Ведь о нём давнои много известно. Вы пошли по пути систематизации его творчества или искали нечто, ускользнувшее от внимания ранее писавших о нём краеведов и современников?
– Леонид Волков – один из лидеров самарской архитектурной школы. Его постройки определяли и определяют своеобразие Самары до сих пор. О нём накоплен достаточно большой краеведческий материал, однако системного изложения фактов о жизни и творчестве не было. В основе моей книги – автобиография Волкова, характеристики с места работы, личный листок архитектора, заполненный в 1958 году при трудоустройстве на кафедру «Архитектура» в Куйбышевский инженерно-строительный институт. Все его проектыи постройки систематизированы в хронологической последовательности. Понимание профессиональной эволюции Леонида Волкова позволяет объяснить особенности его творческого метода на каждом этапе деятельности.
Волков как мастер стиля
– Учитывая, что архивные материалы вам предоставлял внук Волкова, в ходе работы вы наверняка хорошо изучили личность знаменитого проектировщика. Как по-вашему, есть ли в Самаре какой-то объект, который можно было бы назвать его архитектурным аватаром?
– Волкова отличало серьёзное отношение к работе. Ответственность, рационализм и перфекционизм – вот основа его стремительной карьеры как архитектора. Знаковыми объектами, наиболее полно отразившими его творческую натуру, я бы назвал два архитектурных шедевра – клуб имени Дзержинского и деревянный речной вокзал. Первый, конструктивистский объект, говорито Волкове как о смелом и ярком архитекторе, умевшем работать и с формой,и с функцией, чётко реагировавшем на актуальную градостроительную ситуацию. Речной вокзал же показал нам мастера, тонко чувствовавшего архитектурную стилистику и владевшего классическими приёмами архитектуры. Оба произведения объединяет творческий подход к решению поставленных задач, понимание особенностей градостроительного контекста и новаторство.
– Какие три вопроса вы бы задали своему герою сегодня, когда работа над монографией уже завершена?
– Есть такие вопросы. Мне, например, не совсем понятно, почему после стремительной карьеры архитектора, реализовавшего с 1929 по 1935 год почти все свои яркие проекты, Волков уезжает из Куйбышева. Зачем через три года после отъезда он возвращается? Что лежало в основе его решения в 1958 году заняться преподавательской деятельностью в Куйбышевском инженерно-строительном институте, а через год навсегда покинуть Куйбышев?
– Какие идеи Волкова вы используете в своих работах? И какие они в целом, его идеи?
– Первое, что стоит взять на вооружение из архитектурного наследия Волкова, – это творческий подход к решению поставленных задач, внимательное отношение к градостроительной ситуации, сложившемуся городскому контексту. Далее – умение отказаться от надуманных формальных решений в пользу рациональности, экономичности, функционализма, ясности конструктивной идеи, инженерной смелости и тщательности в разработке архитектурного оформления.
Ценности исторической среды
– Нужно ли рассказывать студентам об истории архитектуры?
– Студенты, по-настоящему увлечённые архитектурой, рано или поздно сами приходят к мысли о необходимости изучения её истории. При работе с такими ребятами надо больше рассуждать о сущностных аспектах архитектурного проектирования: качестве градостроительных решений, функциональной организации проектируемых объектов, конструктивных
и инженерных решениях, о роли света и цвета, об эстетических свойствах материалов, о смысле архитектурной деятельности.
– Сегодня Самару не без оснований называют хаотично застроенным городом. Возможно ли привести её облик в гармоничное состояние, и каким образом в этом может помочь – и помогает – ваша кафедра?
– Понятие о гармоничности и красоте у всех индивидуальное. Город – это артефакт, который создаётся столетиями. Как у людей, у городов бывают периоды расцвета и затишья. Самара на пути к расцвету, поэтому не стоит бояться хаотичности, которая всего лишь следствие развития. Многие поколения архитекторов стремятся сделать её лучше, найти решения, которые превратят наш город в уникальный феномен. При обучении архитектурному проектированию мы стремимся привить студентам понимание ценности исторически сложившейся городской среды, стремление к сохранению её достоинств, стараемся показать важность социальной роли архитектора на всех этапах эволюции города. Умение создавать яркие, творческие и осмысленные проекты – ключ к сохранению своеобразия Самары, что подтверждает опыт работы архитекторов Александра и Петра Щербачёвых, Леонида Волкова, Алексея Моргуна, Вагана Каркарьянаи других представителейсамарской архитектурной школы.
Леонид Волков (1902 – 1961) – советский архитектор, представитель конструктивизма и сталинского ампира в архитектуре. Его работы во многом определили градостроительный облик советского Куйбышева. По его проектам застраивались Самарский район и Безымянка, некоторые объекты стали архитектурными символами города. Таковы, например, клуб имени Дзержинского и утраченное ныне деревянное здание речного вокзала, располагавшееся между Некрасовским и Ленинградским спусками. Волков некоторое время работал в Куйбышевском инженерно-строительном институте.
Фотоматериал предоставлен Виталием Самогоровым