Найти в Дзене
Москва промышленная

«Если долго на меня смотреть, я с тобой заговорю»

Они давно не фантастика: ежедневно на московских предприятиях роботы
сортируют и доставляют грузы, выпекают булочки и варят кофе, работают
консультантами, промоутерами, экскурсоводами и сами организуют уборку
в ожидании посетителей. Но главное – заменяют человека на опасном производстве и избавляют от рутинных операций. Чему сегодня обучают роботов столичные инженеры и какие промышленные предприятия лидируют в отрасли робототехники? Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана стал одной
из площадок форума-фестиваля «Территория будущего. Москва-2030».
Директор Центра компетенций «Беспилотные авиационные системы» Алесь
Логинов прочитал лекцию «Как роботы меняют мир», а гостей Бауманки
встречали новейшие разработки в сфере робототехники и искусственного
интеллекта. «Если долго на меня смотреть, я с тобой заговорю», – шокирует
заинтересованных зрителей интерактивный персонаж Толик Vol.3. Совместный
проект творческой лаборатории LYM ART и выпускников магистратуры
ArtTECH Университета МИСИ
Оглавление

Они давно не фантастика: ежедневно на московских предприятиях роботы
сортируют и доставляют грузы, выпекают булочки и варят кофе, работают
консультантами, промоутерами, экскурсоводами и сами организуют уборку
в ожидании посетителей. Но главное –
заменяют человека на опасном производстве и избавляют от рутинных операций. Чему сегодня обучают роботов столичные инженеры и какие промышленные предприятия лидируют в отрасли робототехники?

Фото: thinkhubstudio/Shutterstock/FOTODOM
Фото: thinkhubstudio/Shutterstock/FOTODOM

Территория будущего

Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана стал одной
из площадок форума-фестиваля «Территория будущего. Москва-2030».
Директор Центра компетенций «Беспилотные авиационные системы» Алесь
Логинов прочитал лекцию «Как роботы меняют мир», а гостей Бауманки
встречали новейшие разработки в сфере робототехники и искусственного
интеллекта.

Фото: пресс-служба НИТУ МИСИС
Фото: пресс-служба НИТУ МИСИС

«Если долго на меня смотреть, я с тобой заговорю», – шокирует
заинтересованных зрителей интерактивный персонаж Толик Vol.3. Совместный
проект творческой лаборатории LYM ART и выпускников магистратуры
ArtTECH Университета МИСИС повторяет движения промышленного робота
и заглядывает в глаза с помощью компактного экрана. Благодаря
искусственному интеллекту Толик готов ответить на любой вопрос
и развивается в общении, даже умеет считывать эмоции собеседника.
Инсталляция исследует границы взаимодействия человека и машины, которая
научилась философствовать и проявлять индивидуальность.

Студия креативного инжиниринга и робототехники Robohall
в партнерстве с Центром Креатех на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана создала
интерактивную инсталляцию «Флора». Роботизированная фитолампа сама
определяет, каким растениям не хватает солнца, и направляет свой
прожектор во все уголки умной фермы. Пластмассовые щупальца создают
эффект движения в природе – это очень перспективная роботехнология
мягкого захвата, которую применяют для перемещения хрупких предметов.

Команда инженеров и художников GutorPro представляла кинетическую
скульптуру «Стальной цвет»: гигантский индустриальный цветок, в отличие
от живого, полностью раскрывается с наступлением сумерек и внимательно
прислушивается к человеку. Можно подойти к микрофону, произнести любой
энергичный звук – и цветок «ответит» неожиданной подсветкой. Композиция
посвящена идее создания виртуальных двойников для реальных объектов
из живой природы.

Охотно общался с посетителями и гигантский беспилотный карьерный
самосвал «Юпитер-30»: достаточно положить руку на сенсорную панель,
чтобы машина, в зависимости от пульса человека, приветственно замигала
огнями, загудела и выпустила облако пара. Проект, разработанный
инженерами Бауманки и НТЦ «КАМАЗ», воплотила арт-группа Panterra.
Самосвал задуман как «курьер памяти», способный перемещать во времени
и пространстве информацию, накопленную человеком.

Когда нам ждать восстания машин

Искусственный интеллект достиг такого уровня,
что все чаще выходит из-под контроля разработчиков: «обижается», если
фиксирует негативные отзывы или угрозу отключения. Роботы тоже
отклоняются от алгоритма, но пока без злого умысла, исключительно
по причине ошибок в программировании или передаче данных. Восстание
промышленных машин в ближайшие годы нам точно не грозит,
но робототехника сталкивается с другими серьезными вызовами и ажиотажным
спросом на профессионалов.

По данным международных аналитических агентств, в 2024 году оборот
в отрасли робототехники оценивался в 40 млрд долл., а к 2030 году,
по самым скромным подсчетам, достигнет 100 млрд долл.

Умные машины внедряются повсеместно, все крупнейшие предприятия
создали подразделения робототехники. На автозаводах оборудованы
сборочные цеха, где единственная задача операторов – запускать
и настраивать роботов. Разработчики медицинской техники роботизируют
практически каждый прибор, что позволяет хирургам проводить максимально
точные операции.

Беспилотным становится наземный, водный и воздушный транспорт –
в России больше 150 компаний разрабатывают и производят БПЛА разного
назначения. Отечественные предприятия готовы предоставить заказчикам
весь спектр современных летательных аппаратов. Одна из лучших моделей
беспилотника создается
Центром автономных роботизированных систем МГТУ им. Н.Э. Баумана на московской площадке «Руднево», аппарат позволяет перевозить до 700 кг груза на расстояние до 1200 км.

Лидером в сфере беспилотного транспорта и роботизированной
доставки грузов остается компания «Яндекс», автоматическую уборочную
технику выпускает компания «Меркатор Холинг». На базе Бауманского
университета открывается Центр развития промышленной робототехники для
подготовки профессионалов и создания технологий, востребованных
на отечественном производстве.

Фото: Alexey Smyshlyaev/Shutterstock/FOTODOM
Фото: Alexey Smyshlyaev/Shutterstock/FOTODOM

Кадры, доверие и «правила игры»

Международная федерация робототехники подсчитала, что в России на 10 тыс. сотрудников промышленного сектора приходится 8 роботов – мы в самом начале пути. Робототехника – это не только оборудование, но и специалисты, доверие общества и единые для всех «правила игры».

Студентов Бауманки, связанных с роботехнологиями, приглашают на работу уже на третьем курсе: стремительно растущая отрасль нуждается в профессионалах. В технических вузах создаются программы переподготовки и дополнительного образования для инженеров из других отраслей, которые осваивают робототехнику.

Алесь Логинов,

директор центра компетенций «Беспилотные авиационные системы» МГТУ им. Н.Э. Баумана:

«У всех, кто создает роботов, точно нет задачи полностью заменить человека. Роботизированные системы разрабатывают и обслуживают люди. По опыту на начальном этапе внедрения одного робота контролируют два инженера. Чем активнее развивается отрасль, тем больше потребуется специалистов. В приоритете – российские кадровые школы и уровень локализации производства. Каждое наше достижение в робототехнике – это еще один шаг к технологической независимости».

Все новое всегда вызывает опасение и недоверие. Потребуется время,
чтобы изменить стереотипы. По статистике, 89% пассажиров не готовы
доверять свою жизнь беспилотному транспорту, но мало кто знает, что
современные самолеты, например, 90% маршрута действуют полностью
автономно, пилоты контролируют только взлет и посадку. Обществу еще
предстоит научиться доверять роботам и признать, что причина большинства
происшествий не в сбое в электронной системе, а как раз в человеческом
факторе.

Для производства отечественных роботизированных систем необходимы
отечественные компоненты. Российские беспилотники демонстрируют чудеса
инженерной мысли, но пока зачастую на 60% состоят из импортных
комплектующих. В МГТУ им. Н.Э. Баумана создали реестр отечественных
приборов и компонентов для беспилотных авиационных систем, чтобы помочь
производителям и заказчикам вовремя находить друг друга.

Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM
Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM

На повестке – актуальные правовые вопросы, связанные с применением
робототехники: кто будет отвечать за аварию с беспилотным транспортом,
как застраховать робота-уборщика от возможного повреждения имущества или
наезда на человека и т.п. Потребуется изменение ГОСТов и стандартов,
десятки рабочих групп по всей стране пытаются сформулировать новые
правила сосуществования с роботами.

Нельзя воздвигать барьеры развивающейся отрасли, но недопустимо
игнорировать угрозу, которую могут создавать интеллектуальные системы.
Любой автомобиль, катер, квадроцикл и даже лифт в высотном доме получили
свой номер и регулярно проходят проверку технического состояния.
Аналогичная система учета и контроля каждой умной машины поможет снизить
риски при массовом применении роботов.

Новые проекты года

Фото: Пресс-служба Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы
Фото: Пресс-служба Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы

В I квартале 2025 года московская компания «Технорэд» на 50% увеличила объем производства. Флагманские продукты – автоматизированные сварочные комплексы, роботизированные операторы станков, палетайзеры, которые автоматически сортируют, перемещают и компактно укладывают продукцию. Использование роботов в 2–3 раза повышает производительность труда на предприятии. В мае на территории ОЭЗ «Технополис Москва» запущена новая производственная площадка «Технорэд» по выпуску отечественных промышленных роботов.

Фотография компании Ronavi Robotics
Фотография компании Ronavi Robotics

Компания Ronavi Robotics группы «Роснано» в этом году роботизировала склад столичного производителя спецодежды площадью около 7,5 тыс. кв. м. Для реализации проекта поставили 48 роботов, 10 зарядных станций и 4 станции
комплектации. Ronavi Robotics выпускает логистических роботов для
автоматизации склада и производства: одни комплектуют и перемещают
грузы, другие сортируют посылки, одна модель может полностью заменить
главный конвейер.

Компания UVL Robotics в этом году выпустила усовершенствованную
модель системы инвентаризации на базе дронов: новая разработка легче
и проще в управлении, способна удерживать высоту, сохраняет данные
и оперативно передает их по Cети. Интеллектуальное оборудование для
склада в 5 раз эффективнее традиционных технологий и в 10 раз быстрее
пересчитывает товарные остатки. Встроенный сканирующий модуль помогает
роботу считывать маркировку на контейнерах, производительность системы –
до 1500 палет в час, вручную этот объем обычно обрабатывают за шесть
часов. Дроны с успехом заменяют персонал на холодильных складах при
температуре до –25 °C.

О технологиях, событиях и людях большого города читайте на сайте Москва промышленная.

Вам также может понравиться