Когда мы смотрим на Исаакиевский собор, нас ошеломляют масштабы: 112 монолитных гранитных колонн, невероятная высота и золотой купол, на покрытие которого ушло около 100 килограммов сусального золота. Но архитектурное величие кроется не только в рекордах, ведь по-настоящему уникальным проект делают детали.
Архитектор Огюст Монферран и его мастера спрятали своеобразный художественный учебник прямо на фасадах собора. Это не просто украшения, а тончайшая работа по камню, виртуозное бронзовое литье и, главное, сложная система символов. В этой статье мы не расскажем историю Исаакиевского собора, а посмотрим ближе на его детали.
Уникальный контраст гранита и патины
Основа великолепия собора — это его материалы. Архитектор Монферран использовал всего два ключевых элемента, но заставил их работать на контрасте. Первое — монолитные колонны из темно-розового гранита рапакиви. Они создают мощную вертикаль и основной цвет фасада, а их полированная, гладкая поверхность контрастирует с шероховатой, светлой облицовкой стен.
Второе — капители коринфского ордера, изображающие листья аканта. С годами бронза покрылась благородной патиной изумрудного оттенка. Сейчас этот холодный, детализированный зеленый цвет невероятно эффектно подчеркивает цвет гранита. Такое сочетание — не просто отделка, а сознательное художественное решение, придающее зданию объем и цветовую глубину.
Горельефы фронтонов: тайные смыслы, власть и церковь
Четыре главных портика собора увенчаны треугольными фронтонами, которые заполнены не росписью, а огромными бронзовыми горельефами. Они созданы лучшими мастерами XIX века, и в каждом из них есть особый смысл. Например, в сюжете горельефа на Западном фронтоне собора скульптор Иван Витали изобразил встречу Исаакия Далматского с императором Феодосием. Сделал он это не просто так.
Эта часть обращена в сторону Сенатской площади, где находились Сенат и Синод — символы светской и духовной власти России. Сцена изображает встречу преподобного Исаакия (в честь которого и назван собор) с императором Феодосием и его супругой Флациллой.
По преданию, Феодосий обращался к Исаакию за советом и благословением в борьбе с еретиками и язычниками. Сюжет символизирует единство светской и духовной власти, где император склоняется перед духовным авторитетом.
Но есть тут одна необычная деталь: архитектор Монферран увековечил и себя. В углу горельефа слева сидит фигура в античной тоге, держащая в руках модель собора. Это единственный персонаж во всей сцене, который, по легенде, не склоняет головы, гордо предъявляя плод своей 40-летней работы. Да, именно столько лет велось строительство Исаакиевского собора.
Величественные скульптуры
Более 350 скульптур украшают снаружи здание собора, а ведущая тема — прославление Иисуса Христа. Показана она через сюжеты земной жизни Христа и святых, а на углах и вершинах фронтонов установлены статуи Апостолов и Евангелистов. Вся галерея образов — это практически открытая Библия, понятная каждому православному.
На самой высоте, на балюстраде под куполом расположены 24 бронзовые фигуры Ангелов и Архангелов работы Иосифа Германа. Это тоже символы.
Многие Ангелы держат в руках атрибуты Страстей Христовых (копье, губку, терновый венец), напоминая о жертвенном пути. Скульптуры, расположенные на огромной высоте, выполняют важную архитектурную роль: они создают визуальный мост между массивным каменным основанием и легким, золотым куполом.
Интересный факт: расположенные на углах собора скульптуры ангелов поддерживают светильники, которые когда-то работали на газе и зажигались по праздникам.
Монументальные двери
Въездные двери Исаакиевского собора тоже созданы Иваном Витали. Эти многотонные дубовые створки, покрытые толстыми бронзовыми плитами, превращают вход в храм в торжественный, богато декорированный портал.
На дверях представлена целая галерея библейских сюжетов и фигур святых, которые тесно связаны с историей России и Санкт-Петербурга. Например, средний ярус Южных ворот украшают фигуры Архангела Михаила и святого князя Александра Невского. Они служат стражами храма, символизируя воинство небесное и земное.
Витали использует особую технику, благодаря которой каждая фигура почти полностью выступает из плоскости, позволяя рассмотреть сюжеты даже с расстояния.
Хотя мы разобрали лишь часть убранства собора, в следующий раз, когда вы будете гулять по Исаакиевской площади, остановитесь и поднимите голову. Вы увидите не просто здание, а архитектурный рассказ, в котором каждая деталь имеет свой смысл и историю.
Центр мебели и интерьера «Кубатура»
Наши соцсети:
VK – https://vk.com/kubaturamall
Telegram – https://t.me/kubaturamall
Youtube – https://www.youtube.com/@kubaturamall