Найти в Дзене
Infinita Book

Ито Дзякутю: птицы и цветы + 5 картин

Ито Дзякутю (1716-1800) прославился своими детальными и выразительными изображениями птиц — особенно петухов — и цветочных композиций. В его работах органично сочетались изящество традиционных техник предшественников и свежие, чёткие декоративные элементы. Старший сын зажиточного торговца, занимавшегося оптовой продажей продуктов в Киото, Дзякутю родился в период мирного Эдо, когда крупные города, включая Киото, переживали культурный расцвет. В юности он начал помогать семье вести бизнес и продолжал работать почти до сорока лет, но никогда не оставлял занятий искусством. О периоде обучения Ито Дзякутю известно немного. Считается, что он мог быть учеником знаменитого мастера изображений птиц и цветов Ооки Сунбоку, но также существует версия, что в основном он обучался самостоятельно. Покинув семейный бизнес, Дзякутю познакомился с Дайтеном Кено, настоятелем храма Секокудзи, благодаря чему получил доступ к коллекции японской и китайской живописи, хранящейся в храме. Возможно, именно ко
"Феникс и солнце"
"Феникс и солнце"

Ито Дзякутю (1716-1800) прославился своими детальными и выразительными изображениями птиц — особенно петухов — и цветочных композиций. В его работах органично сочетались изящество традиционных техник предшественников и свежие, чёткие декоративные элементы.

Старший сын зажиточного торговца, занимавшегося оптовой продажей продуктов в Киото, Дзякутю родился в период мирного Эдо, когда крупные города, включая Киото, переживали культурный расцвет. В юности он начал помогать семье вести бизнес и продолжал работать почти до сорока лет, но никогда не оставлял занятий искусством.

"Петухи"
"Петухи"

О периоде обучения Ито Дзякутю известно немного. Считается, что он мог быть учеником знаменитого мастера изображений птиц и цветов Ооки Сунбоку, но также существует версия, что в основном он обучался самостоятельно. Покинув семейный бизнес, Дзякутю познакомился с Дайтеном Кено, настоятелем храма Секокудзи, благодаря чему получил доступ к коллекции японской и китайской живописи, хранящейся в храме.

Возможно, именно копирование этих работ стало для него основой обучения. В 1757 году Ито Дзякутю приступил к созданию серии произведений, которые впоследствии принесли ему известность. Серия "Döshoku Sai-e" ("Цветной мир живых существ") состояла из тридцати свитков, расписанных яркими красками по окрашенному шелку, на которых были изображены растения, насекомые, птицы, рептилии и рыбы.

"Петухи под пальмами"
"Петухи под пальмами"

Работа над серией продолжалась до 1756 года, и с момента завершения она поражала зрителей своей яркой палитрой, выдающимся мастерством исполнения, филигранной детализацией и гармоничной композицией. Живость растений и животных стала одной из отличительных черт, прославивших Ито Дзякутю.

Дружба с Дайтеном Кено и связи в культурной среде Киото позволили художнику познакомиться с многочисленными интеллектуалами города. Он часто сопровождал их в путешествиях, которые вдохновляли его на создание новых изображений природы, а друзья неизменно поддерживали его в творческих поисках.

"Птицы и пионы"
"Птицы и пионы"

Ито Дзякутю был глубоко религиозным человеком и создал собственный, более лёгкий и лаконичный стиль работы, чему во многом способствовал его интерес к дзен-буддизму.

Дзен-буддизм возник в Китае, но особенно сильно утвердился в Японии. Его ключевые принципы — самоконтроль и медитация — нашли отражение в эстетике, основанной на простоте и гармонии. Это проявляется в ясной композиции садов, в утонченных ритуалах, таких как чайная церемония, и в лаконичной форме поэзии хайку.

Когда Ито Дзякутю принял монашеский путь, влияние дзен-буддизма стало заметно в его творчестве: его монохромные работы отличались минимализмом, тщательной проработкой деталей и глубоко тонким отражением сути живых существ и природных явлений.

"Пара журавлей и восходящее солнце"
"Пара журавлей и восходящее солнце"

Он также экспериментировал с гравюрой, преимущественно создавая оттиски с деревянных панелей. В преклонном возрасте Дзякутю отошёл от активной городской жизни Киото и поселился в буддийском храме, полностью посвятив себя духовным практикам, но живопись не оставил — продолжал рисовать вплоть до последнего года жизни.

Художник принял имя Тобеян (Монах Бушель), поскольку за свои работы он получал оплату мешками риса. Сегодня Ито Дзякутю ценят и за позднее творчество, однако именно его изображения растений и птиц принесли ему мировую известность и закрепили статус одного из выдающихся мастеров японского искусства.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: