Найти в Дзене
IND

Технологичность и экологичность в ландшафтном проекте: набережная «Природа электричества» от студии IND

В основе проекта — интеграция природных и индустриальных элементов, подчёркивающая историческое значение электрификации и промышленности в Екатеринбурге. Концепция развития набережной Верх-Исетского пруда охватывает полуострова Малый и Большой Конный и остров Баран. Проект набережной ориентирован на создание экологичной городской среды, минимизацию транспортного трафика и формирование комфортных общественных пространств с гармоничным сочетанием природы и архитектуры. Участок вдоль набережной будет пешеходным, что повысит доступность и привлекательность зоны для горожан и туристов. Концепция была разработана междисциплинарной командой ландшафтных архитекторов, транспортных инженеров и экологов IND, STEP и НатУРАЛист под лидерством IND. Отличительной особенностью этой набережной станет световой мастерплан, который поддерживает экологический и социокультурный каркас территории. При разработке светового мастерплана мы учли влияние цветовых спектров, света и режимы сна животных и млекопитаю

В основе проекта — интеграция природных и индустриальных элементов, подчёркивающая историческое значение электрификации и промышленности в Екатеринбурге.

Концепция развития набережной Верх-Исетского пруда охватывает полуострова Малый и Большой Конный и остров Баран. Проект набережной ориентирован на создание экологичной городской среды, минимизацию транспортного трафика и формирование комфортных общественных пространств с гармоничным сочетанием природы и архитектуры. Участок вдоль набережной будет пешеходным, что повысит доступность и привлекательность зоны для горожан и туристов.

Концепция была разработана междисциплинарной командой ландшафтных архитекторов, транспортных инженеров и экологов IND, STEP и НатУРАЛист под лидерством IND.

Отличительной особенностью этой набережной станет световой мастерплан, который поддерживает экологический и социокультурный каркас территории. При разработке светового мастерплана мы учли влияние цветовых спектров, света и режимы сна животных и млекопитающих.

-2

Экологичность
Проект встроен в водно-зелёный каркас Екатеринбурга и направлен на восстановление экологического баланса. Наш блок природоохранных мер включает:

- управление поверхностным стоком (дождевые сады, ЛОС, биоплато, меандрирование русла Широкой и создание островов);
- минимальное бетонирование берега (только пирсы, яхтклуб, набережная у водно-оздоровительного центра)
- использование местных водных и околоводных растений на островах и биоплато, дождевые сады по понижениям рельефа, «зоны покоя» (микрозаказники) с ограничением доступа;
- экодук — зелёный коридор под мостом к западу от полуострова Баран.

В проекте нам удалось сохранить природный берег, а также сформировать плодовый коридор для кормовой базы и миграции птиц. Мы продолжили зелёные коридоры вглубь района с учётом лесопаркового пояса.

Озеленение опирается на три типа природного ландшафта: природный, природно-урбанизированный и прибрежный (водный).

Использование местного посадочного материала позволяет снизить энергозатраты на автополив, а система дождевых садов, ЛОС и проницаемых покрытий обеспечивает удержание и фильтрацию ливневых стоков. Меандрирование русла реки Широкой способствует формированию экосистемных связей.

-3


Транспортная стратегия
Проектная транспортная стратегия исключает транзитный автотрафик и въезд машин к берегу. На территории есть парковки, организованы пешеходные переходы и зелёные коридоры для пересечения трассы.

Через всю набережную проложена велодорожка, а вдоль берега запроектированы причалы для общественного водного транспорта. Полный доступ для маломобильных граждан, безопасные маршруты пересечения автомобильных дорог, исключение машин у береговой линии повышают комфорт и безопасность для всех категорий пользователей.

Мы сохранили кольцевой маршрут в зоне объектов социальной инфраструктуры, дополняем его пешеходными переходами от жилой застройки. Парковки и подъезды предусмотрены у водно-оздоровительного комплекса, часть парковки мы увели под мостовое пространство. Через всю территорию проходит велодорожка, а вдоль берега — причалы для общественного водного транспорта.

Такая схема исключает транзит вдоль кромки воды, повышает безопасность, снижает нагрузку на природу и обеспечивает инклюзивность для МГН.

-4

Программирование
Территория — популярное место отдыха уже сегодня, а цель проекта — организовать условия для всесезонной программы активности, увеличить туристический потенциал.

Мы учитываем историю места и соединяем природный характер набережной с индустриальным обрамлением. Программирование рассчитано на три основные группы пользователей — жители района, активные горожане из центра, туристы — и обеспечивает круглосуточное и всесезонное использование набережной.

- Летние сценарии: парусный спорт, гребля, веломаршрут, амфитеатр и зелёный лекторий у воды, смотровые площадки, прокаты, кафе, прогулочный бульвар.

- Зимние сценарии: каток, сезонные ярмарки, лыжная трасса, тёплые контуры, образовательные пространства и амфитеатр для перформативных событий.

Проект предусматривает минимизацию энергопотребления за счёт использования простых материалов и продуманной структуры объектов.

-5