Найти в Дзене
Евгения Кретова || писатель

Продвижение книг на молодежную аудиторию: современные подходы и вызовы

Да, так случилось, что те самые "нечитающие" выросли и оказались самой читающей аудиторией. Этот простой факт объясняет, почему так много молодежных книг издается, почему "молодеет" ТОП самых попцлярных книг России (и мира тоже, кстати, там точно такие же тенденции). Здесь можно сказать поучительное, вроде, "не спешите ставить крест на своих чадах" или "в эпоху цифровизации и развития новых форм коммуникации привлечение молодежи к чтению становится одной из важнейших задач современной культуры", но мы тут собрались не за этим, верно? Давайте обсудим основные направления продвижения, чтобы завоевать внимание этой во всех смыслах непростой аудитории. Первое, о чем нам придется говорить, это про т.н. мультиформатный подход: молодежь читает книги "в бумаге", в электронном формате, слушает аудио, смотрит влоги, видеообзоры, играет в литературные квесты, квизы, совершает литературные путешествия... Чем в большее количество форматов вам удастся упаковать свою историю, тем больше шансов, что

Да, так случилось, что те самые "нечитающие" выросли и оказались самой читающей аудиторией. Этот простой факт объясняет, почему так много молодежных книг издается, почему "молодеет" ТОП самых попцлярных книг России (и мира тоже, кстати, там точно такие же тенденции). Здесь можно сказать поучительное, вроде, "не спешите ставить крест на своих чадах" или "в эпоху цифровизации и развития новых форм коммуникации привлечение молодежи к чтению становится одной из важнейших задач современной культуры", но мы тут собрались не за этим, верно?

Давайте обсудим основные направления продвижения, чтобы завоевать внимание этой во всех смыслах непростой аудитории.

Первое, о чем нам придется говорить, это про т.н. мультиформатный подход: молодежь читает книги "в бумаге", в электронном формате, слушает аудио, смотрит влоги, видеообзоры, играет в литературные квесты, квизы, совершает литературные путешествия... Чем в большее количество форматов вам удастся упаковать свою историю, тем больше шансов, что ее заметят. Сегодня в распоряжении автора цифровые платформы (электронные библиотеки, электронные площадки, рекомендательные сервисы и пр.), социальные сети (тематические и авторские группы, каналы, где можно проводить онлайн встречи, например). И здесь важно не только сотрудничество с блогерами, организованные вами или вашими читателями совместные чтения. Здесь важен ваш авторский контент - что вы за человек, какие ценности несете, вот что важно для вашей аудитории, если ей от 18 до 30 лет. Важной частью мультиформатности стали всевозможные интерактивные форматы, вроде организации буккроссинга, литквестов, игр, оффлайн мероптиятия (традициооные презентации книг, встречи с читателями, флешмобы, участие в книжных фестивалях и пр.).

В эпоху цифровизации, ускорения темпа жизни и ознакомления с контентом, авторам приходится прибегать к маленьким хитростям.

И "активное начало" здесь будет одним из основным столпов. Многие молодые люди не смотрят аннотацию, опасаясь спойлеров и маркетинга, они открывают книгу и читают первое предложение. И вот что им это первое предложение пообещает, то они и будут приобретать. Не пренебрегайте первым предложением!

Вторым столпом в эру цифровизации стало оформление книги. Как в электронном, так и в печатном формате огромную роль играет обложка. Не важно, что/кто на ней нарисовано - пятна, блики, цветочки или персонажи, важно, какое настроение, атмосферу, они обещают читателю. Это своего рода иероглиф, который молодой человек охватывает одним взглядом и либо проникается им, либо проходит мимо.

Все это нужно и важно вне зависимости от того, насколько талантливую книгу вы написали. Средне количество наименований художественной литературы для взрослых составляет от двух до двуз с половиной тысяч. Да, наименований, я не ошиблась. Это вал книг, который обрушивается на читателя ежемесячно. Как он узнает, что именно ваша книга стоит того, чтобы ее прочесть?

Основные вызовы в продвижении книг среди молодежи:

  • Конкуренция с цифровыми форматами: необходимость адаптации к новым медиа, помимо внутренней конкуренции с другими книгами, книга конкурирует и с кино, и музыкой, и видеоиграми.
  • Снижение читательской культуры: стремление к быстрому потреблению информации, восприятие книги как одного из видов контента, ведет к снижению читательской культуры.
  • Финансовые ограничения: мультиформатность предполагает значительные финансовые вложения для продвижения книги, однако нельзя игнирировать недостаток ресурсов для таких масштабных проектов.
  • Изменчивость трендов: популярность того или иного тренда быстро возникает, но так же быстро угасает. Довольно сложно прогнозирвать, что привлечет внимание молодежи. Вон, на "Алые паруса" Надежду Кадышеву пригласили, не удивлюсь, если в этом году будет приглашен Олег Газманов...

Так что успешное продвижение книг среди молодежи требует постоянного движения и поиска чего-то нового и привлекательного, мониторинга трендов, гибкости в выборе инструментов и ориентации на интересы своей аудитории. Важно создавать не просто околокнижный контент, а целостный опыт взаимодействия с книгой, мир, который будет интересен и актуален молодому человеку.

Подписывайтесь на канал, здесь мы говорим о книгах и не только!