Не лучше обстояло дело на полях сражений в Испании и с нашими Т-26 и БТ-5, в которых воевали смешанные советско-испанские экипажи...
Выяснилось, что наши быстрые и достаточно хорошо вооруженные танки Т-26 и БТ-5 в отрыве от пехоты действуют неэффективно. После их наступления и захвата территории, они были не способны ее удерживать. Ведь их собственная пехота к этому времени оставалась позади...
Танкистам в этом случае приходилось чаще всего отступать назад. Даже если им противостояла только пехота с винтовками и пулеметами. Ведь, если танки опережали своею пехоту, пехотинцы противника просто могли зайти им в тыл и отрезали танки от связи и снабжения.
И пока танки стояли на месте и ждали, когда подтянется собственная пехота, на помощь пехоте противника обычно подходила легкая противотанковая и более тяжелая гаубичная артиллерия и наступление танков останавливалось.
Тонкую броню танков Т-26 и БТ-5 во время боев в Испании пробивали немецкие пушки и пушки франкистов почти всех калибров, что естественно ставило в будущем перед конструкторами вопрос об усилении их брони.
То есть, превосходя немецкие танки Pz. I в ходовой части и вооружении, роты наших Т-26 и БТ-5, лишенные подкреплений из мотопехоты и артиллерии, сильно уступали немецким танковым и моторизованным частям в тактике их боевого применения.
В период с 1938-1939 годов немцы сделали правильные выводы по итогам боев в Испании и стали наращивать серийный выпуск танка Pz. II, у которого главным достоинством была уже не скорость танка (30 - 40 км в час), а бронирование и вооружение.
Pz. II, образцы которого были также разработаны в 1934 году, имел вес 9,5 тонн, толщину брони 14.5 мм, экипаж 3 человека, и был вооружен 20-ти мм автоматической пушкой и пулеметом во вращающейся башне. То есть даже эти "панцеры" не превосходили наши танки по скорости и вооружению.
И лишь в 1938 году толщина лобовой брони Pz. II, была увеличена до 20 мм.
Улучшая конструкцию своих танков в 1934 -1939 годы немцы параллельно трудились над совершенствованием взаимодействия своих танков с другими видами вооружений в составе мобильных тактических подразделений - танковых и моторизованных полков и дивизий.
Определялись оптимальные соотношения количества танков, легких и тяжелых бронетранспортеров, мотопехоты, противотанковых и зенитных орудий, а также гаубиц, грузовиков и легковых автомобилей, мотоциклов и артиллерийских тягачей в каждом тактическом подразделении.
"Отец" немецких танковых войск Г. Гудериан не случайно сравнивал танковую дивизию с оркестром, в котором каждый "инструмент" - танки, мотопехота и артиллерия, ведя свою "партию", должен был участвовать слаженном исполнении всей заданной "пьесы".
И в этом плане германская армия второй половины 1930-х годов была уникальной. Во всех других армиях того времени - и в советской, и во французской, и в английской, танки были структурно отделены от пехоты и от артиллерии.
То есть, во всех европейских армиях были танковые корпуса и бригады, пехотные или стрелковые дивизии и артиллерийские полки. И только командиры немецких танковых и моторизованных дивизий командовали и танками, и мотопехотой, и артиллерией.
Кто не хочет прилежно учиться, того бьют...
Бои с японцами на реке Халхин-Гол в 1939 году казалось бы подтвердили эффективность тактики массированных танковых "кавалерийских наскоков". Но все почему-то сразу же забыли о больших потерях в танках, понесенных нашими войсками в ходе этих боев.
И это при слабости японской артиллерии и почти полном господстве нашей авиации в воздухе...
По опыту "зимней войны" с Финляндией в 1939 - 1940 годах радикальных изменений в тактике применения наших танков также не было сделано.
На известном февральском совещании 1940 года в наркомате обороны, на котором присутствовал И.В. Сталин, была отмечена слабость бронирования легких танков Т-26 и БТ-5, а также дефицит в войсках средних танков Т-28. К 1939 году этих танков было изготовлено только чуть более 500 штук.
И танки Т-28 в зимней компании, в условиях лесистой и болотистой местности оказались слишком тяжелыми и неповоротливыми. К счастью в 1940 году на Харьковском тракторном заводе был сконструирован замечательный средний танк Т-34, который в том же году был запущен в серию.
В начале 1940 года в СССР на основе расформированных танковых корпусов и танковых бригад по образцу немецких танковых корпусов и дивизий началось формирование механизированных корпусов. Но время для их создания было уже упущено...
В советских механизированных корпусах оказалось слишком много легких танков Т-26 и БТ-5 и слишком мало мотопехоты, которую должны были перевозить слабосильные и застревавшие на бездорожье и не полноприводные грузовики "полуторки".
Эти грузовые машины в отличие от немецких полноприводных грузовиков не могли помимо пехоты везти за собой на прицепе легкие противотанковые орудия. Да и таких слабосильных грузовиков "полуторок" в советских мехкорпусах было недостаточно.
Для справки: полноприводные грузовые машины в СССР тогда не производились, потому что у нас в то время еще не умели делать для них "игольчатые" подшипники . В 1941 - !945 годах полноприводные американские грузовики поставлялись в СССР из США по "лендлизу".
Но самым слабым местом механизированных корпусов РККА в 1941 году были артиллерийские тягачи.
Французских тягачей "Сомуа" (Somua) было мало, а отечественные тягачи для перевозки артиллерийских орудий СТЗ-5 могли давать проектную скорость 50 км в час только по шоссе.
По пересеченной же местности и особенно в дождливую погоду и в распутицу орудия с тягачами СТЗ-5 передвигались очень медленно и часто застревали. Поэтому для перевозки легких орудий тогда чаще всего использовались лошади.
Приказ И.В. Сталина и наркома обороны С.К.. Тимошенко от 22 июня 1941 года всем механизированным корпусам РККА, расположенных вблизи западной границы СССР атаковать наступающие немецкие части сыграл в их судьбе роковую роль. Фактически именно этот приказ привел к катастрофическому поражению наших армий в Приграничном сражении 1941 года.
И мехкорпуса почти полного состава, такие как 8-й мехкорпус Д.И. Рябышева, и еще не доукомлектованные мехкорпуса, такие как 9-й мехкорпус К.К. Рокоссовского, могли бы еще в июне-июле 1941 года достаточно долго держать оборону против немецких танковых и моторизованных корпусов и дивизий.
Но приказ И.В. Сталина и наркома С.К. Тимошенко был отдан и механизированные корпуса РККА пошли в атаку...
Из-за почти полного господства в воздухе немецкой авиации мехкорпусам пришлось двигаться на врага не по шоссе, а по пересеченной местности, прикрываясь лесами. В результате этого мехкорпуса по ходу движения начинали "расслаиваться"...
Быстрее всего, естественно, двигались танки, сзади которых ехала на "полуторках" отставшая от танков малочисленная мотопехота. И, наконец, "в хвосте" тащилась корпусная артиллерия - несколько быстрее более легкая противотанковая и зенитная, и еще медленнее, на тягачах - гаубичная.
И танкам, выходившим на рубеж развертывания, приходилось атаковать противника в одиночку, без поддержки своей мотопехоты, артиллерии и авиации... То есть фактически для немцев, вовремя перешедших к обороне, это был "тир"...
Танковые, противотанковые и зенитные орудия немцев (немцы часто в обороне закапывали свои танки в землю, так как самая уязвимая часть танка - его корпус) при поддержки батарей гаубиц почти безнаказанно, "на выбор" расстреливали наши легкие танки.
А потом, перейдя в контратаку, последовательно громили нашу отставшую корпусную мотопехоту и застрявшую позади артиллерию, а потом захватывали в нашем тылу беззащитные тяжелые гаубицы тех же разгромленных мехкорпусов...