Вечер памяти трагически погибшего комментатора Александра Гришина прошел 5 октября вечером в Москве. Корреспондент РИА Новости Спорт - о том, как вспоминали тележурналиста, которого полюбили абсолютно все герои его репортажей.
Вряд ли проводили хотя бы один вечер памяти такого масштаба в российском спорте, который бы был посвящен не великому чемпиону или прославленному тренеру. Особенно в фигурном катании, которое часто называют "прекрасным серпентарием". И тем более человеку из журналистики, по неумолимой логике профессии - обслуживающему персоналу.
В этом "серпентарии" крайне трудно избежать «укусов» даже мэтрам. «Ошибся как-то в эфире, сказал, что пара заняла не пятое место на чемпионате Европы, а шестое - так ее тренер со мной два года не разговаривала», - признался очень давно в мимолетном разговоре с автором этих строк известный комментатор Георгий Саркисьянц, "голос фигурного катания" далекого уже прошлого.
Но Александра Гришина любили абсолютно все - просто потому, что всех любил он сам. В этом банальном факте секрет его популярности у болельщиков и уважения у фигуристов и тренеров. Саша следил не только за звездами спорта, но и за юниорами. Чтобы подготовиться к репортажу, ему не нужно было что-то заучивать - он знал фигурное катание досконально, потому что искренне им интересовался. И болел абсолютно за всех. В его соцсетях много фотографий, где он в красном шарфе. Если кто не знает - на протяжении всех этих лет это была его личная акция, он носил красный шарф как символ поддержки российских фигуристов, всех и каждого.
В этот вечер на «Навка Арену» пришли все те, о ком он с любовью рассказывал - а он мастерски умел подобрать добрые слова даже после неудачных выступлений. Открыла мероприятие за несколько часов до его начала фигуристка, которая волей обстоятельств не могла присутствовать на одном льду с остальными спортсменами - а именно Камила Валиева, дисквалификация которой хоть и подходит к завершению, но все же еще идет. Ее показательный номер «Танцы на стеклах» был опубликован в соцсетях Первого канала за несколько часов до начала основного представления и задал настроение вечеру - лиричное, с налетом грусти.
Никаких вступительных слов организаторы решили не делать. Отказались и от конферанса. Каждого участника мероприятия представлял не кто иной, как сам Гришин - за полтора десятилетия работы на фигурном катании, каждом крупном и мелком турнире, от Олимпиад, чемпионатов мира и Европы до юниорских контрольных прокатов, он сказал о спортсменах столько, что выбрать подходящие слова из архива записей было несложно.
Так, когда в первом отделении на лед вышла Александра Трусова, Гришин рассказывал об ее пяти четверных прыжках в одной программе, к программе танцоров Анны Щербаковой и Егора Гончарова шел комментарий об их креативных тренерах и хореографе, после того, как появились Елизавета Пасечник и Дарио Чиризано, голос Татьяны Анатольевны Тарасовой, с которой Александру особенно удачно получалось находить общий язык, указал: «Я заметила, как ты аплодировал». И этот список можно продолжать и продолжать.
У каждого комментатора есть свои легендарные репортажи или фразы. Гришин выкладывался по полной абсолютно на каждом эфире - и, возможно, поэтому среди них трудно выделить какой-то один. И, тем не менее, конечно же, запомнились те, что сопровождали культовые для российского фигурного катания моменты. «Эту девчонку не сломить ничем и ни при каких обстоятельствах», - это об Анне Щербаковой, олимпийской чемпионке Пекина-2022. «Наши чемпионки в красных платьях», - это об Алине Загитовой и Евгении Медведевой в Пхенчхане-2018. Прозвучал и знаменитый эпизод, когда после произвольной программы на той Олимпиаде Гришин с Тарасовой едва ли не плакали. И не потому что болели за Медведеву, а не за Загитову, как некоторые думали, а от сопереживания невероятной драме, развернувшейся перед их глазами.
«С самого раннего детства для меня было огромной мотивацией выйти на такой уровень, чтобы мои соревнования комментировал Александр, - призналась Медведева, сама со слезами завершившая свое выступление в вечер памяти Гришина. - И.когда это случилось, после первых прокатов я бежала в раздевалку, чтобы послушать, что же хорошего и приятного сказал обо мне Саша. Он не просто голос нашего фигурного катания, он голос наших поражений и наших побед, он голос того, к чему мы всегда стремились».
Отдать дань памяти "голосу фигурного катания" вышли олимпийские чемпионы и чемпионы мира, а также как те, кто имеет шансы стать ими в будущем, так и те, кто ими, наверное, не станет. Гришин любил их всех. Слезы в этот вечер не смогли сдержать очень многие - слишком несправедливой оказалась судьба к Александру, трагически ушедшему из жизни всего лишь в 47 лет. «В спорте нет справедливости и не надо ее искать», - отрезала в том репортаже из Пхенчхана Тарасова. Остается только добавить - часто не хватает справедливости и в жизни.
«Я много лет работала, и в последние годы моей работы появился Саша Гришин, - рассказала Тарасова под занавес вечера. - Переживала, что у нас не получится, но мы с первой минуты полюбили друг друга. Он был образованный, знал наше дело. Я много времени провела с Сашей и была безмерно счастлива, что.у меня на старости лет появился такой коллега. Я благодарная судьбе, что познакомилась с таким человеком и думала, что он будет в фигурном катании всегда. Но жизнь его прервалась, и замены ему нет. Будет ли - не знаю. Дорогой Саша, я тебя очень любила и ценила, ты продлил мою жизнь».
Ну а точку в этом вечере памяти, конечно, поставил сам комментатор. «Только с доброй улыбкой можно творить самые разные вещи. Желаю вам всем добра и только добра. Меня зовут Александр Гришин», - прозвучал напоследок его голос. Тяжело осознавать, что больше этой фразы в эфире не будет, но все же есть в невыносимой грусти светлый оттенок. У Саши остался маленький сын. Когда-нибудь он посмотрит запись этого вечера и будет гордиться тем, как любили его отца.