У противников и любителей современного искусства в Москве появился очередной повод для споров.
3 октября 2025 года перед центром современного искусства ГЭС-2 установили новую скульптуру. На место «Большой глины» пришла «Садовая лопатка» - семиметровая, красная, весом почти в тонну.
Как “Глина” сначала стала мемом, а потом частью пейзажа
Когда в 2021 году «Большую глину» знаменитого художника и скульптора Урса Фишера поставили в Москве, реакция была бурной и, честно говоря, предсказуемой.
Кто-то пытался разглядеть смысл. Кто-то негодовал. Одни смеялись, другие видели пощечину вкусу.
Сам автор объяснял: скульптура - о поиске формы, о моменте, когда художник только начинает работать с материалом. Но публика увидела не процесс, а результат - и результат этот показался, мягко говоря, сомнительным. Многие сравнили монумент с отходами человеческой жизнедеятельности.
Современное искусство вообще часто страдает от «синдрома мгновенного отрицания». Непонятное, значит, ерунда. Непривычное, значит, издеваются. И личное «мне не нравится» быстро превращается в коллективное «это не искусство».
Тем не менее время сделало свое дело. Через пару лет «Глина» перестала раздражать. Стала частью городского пейзажа, и даже самые яростные противники смирились. Все даже забыли, что скульптура вообще-то временная.
Новость о ее демонтаже в конце июля 2025 года для многих стала неожиданностью.
Кстати, «Глина» осталась в Москве - теперь она стоит у метро «Новаторская», во внутреннем дворе здания НОВАТЭК на Ленинском проспекте. Перемещение логично: НОВАТЭК принадлежит Леониду Михельсону, основателю фонда V-A-C и ГЭС-2.
На место "Глины" пришла "Лопатка"
Два месяца площадка у ГЭС-2 пустовала. И вот на днях здесь появилась «Садовая лопатка» - работа Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген.
Эта пара - легенды поп-арта. С конца 1970-х они превращали банальные предметы - прищепку, ложку, воланчик - в гигантские скульптуры, устанавливая их в общественных пространствах.
Их работы балансируют между иронией и монументальностью. То, что мы привыкли считать «малым», они делают «великим». Принцип прост: вытащить обыденное на пьедестал и посмотреть, что получится.
«Лопатка», созданная в 2001 году, уже побывала в Нью-Йорке, Катаре, Португалии и Нидерландах. Теперь - Москва. И здесь она выглядит почти символично: город, который привык копать, "увековечил" инструмент😉
Идея скульптуры проста: созидательный труд как способ обретения гармонии. А еще «Лопатка» напоминает, насколько близки природа, человек и культура, ведь латинское cultura буквально означает «возделывание, обработка земли».
И снова споры
Новых дискуссий, конечно, не избежать. Интернет уже шутит: «Глину убрали лопаткой». Депутат Е. Драпеко требует устанавливать «позитивные фигуры», потому что «уродливые вызывают негатив». То есть, если коротко, надо «чтобы было красиво и понятно».
Честно говоря, я не понимаю, почему «Лопатка» должна вызывать негатив. Она вызывает эмоции, а в этом и есть смысл современного искусства.
«Глину» мне, признаюсь, жаль - она мне нравилась. К «Лопатке» нужно немного привыкнуть. Но она логична на своем месте: перед современным арт-центром стоит признанный объект поп-арта.
ГЭС-2 в очередной раз доказывает, что умеет работать с вниманием публики. В городе, где выставочных пространств десятки, они продолжают держать интригу и бороться за зрителя. И делают это небанально.
Почему нас так злит современное искусство
Каждый раз, когда в городе появляется нечто непонятное, начинается ритуальный спор: «Что это за ужас?», «Куда смотрит мэрия?», «Кто за это заплатил?».
Сталкиваются две парадигмы - привычная и новая. Первая хочет бронзовых героев и «милых» городских скульптур. Вторая - диалога.
Проблема не в скульптурах, а в том, что мы не умеем видеть пространство как высказывание. «Большая глина» и «Садовая лопатка» - разные по форме, но родственные по сути. Это примеры постмодерна, где главное - смещение точки зрения. Ироничная «Лопатка» - манифест против монументального пафоса.
Можно сколько угодно спорить о вкусах, но факт остаётся фактом: такие объекты делают город живым. Они заставляют задуматься и помогают переосмыслить символику городского пространства. А это, согласитесь, важно.
И если выбирать между очередным памятником условному Кобзону или Владимиру Крестителю и красной лопатой - я выбираю лопату. Потому что именно такие работы создают живую, уникальную и запоминающуюся городскую среду.
А что вы думаете?😉
Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал. Там я делюсь своими находками, часто прямо в моменте. Присоединяйтесь.