В конце 70-х годов советский кинематограф пережил настоящий шок. Фильм, осмелившийся показать жизнь старшеклассников без идеологических прикрас, стал причиной жарких дискуссий среди критиков и культурных деятелей.
Картина "Школьный вальс" режиссёра Павла Любимова оказалась настолько неформатной для своего времени, что её целый год не выпускали в прокат, а премьера обернулась громким скандалом.
Этот фильм, затронувший тему ранней беременности и выбора, который приходится делать вчерашним школьникам, вызвал бурю негодования среди советских учителей. А судьбы молодых актёров, исполнивших главные роли, сложились совершенно не так, как они, возможно, мечтали.
Запретная тема. Беременность в 10-м классе
Сюжет фильма "Школьный вальс" (1978 г.) был до предела откровенным для советского кино: десятиклассники Гоша (Сергей Насибов) и Зося (Елена Цыплакова) влюбляются друг в друга. Но их любовь, как писали кинокритики, была "совсем не такая, какой обычно показывают советскому зрителю".
Накануне выпускного вечера главная героиня Зося беременеет. Узнав об этом, её возлюбленный Гоша, демонстрируя незрелость и малодушие, решает бросить девушку и жениться на другой — более благополучной и "правильной" однокласснице Дине (Евгения Симонова).
Картина стала первой, которая в таком разрезе показала проблему добрачного секса и внеплановой беременности среди советских школьников.
Это было прямым вызовом официальной морали и идеализированному образу советской молодёжи, за что фильм и был приговорён к долгому лежанию "на полке".
Как сложились судьбы актёров, бросивших вызов системе
Съёмки в "Школьном вальсе" стали поворотным моментом, а для кого-то и драматическим рубежом, в жизни молодых исполнителей.
Сергей Насибов. От "Гуляй, Вася" до Голливуда
Исполнитель главной роли Сергей Насибов, сыгравший Гошу Кораблёва, был на тот момент первокурсником и получил свою первую работу в кино. Актёр признаётся, что играть любовь с красавицей Еленой Цыплаковой было "невероятно трудно" и что он постоянно подвергался критике со стороны режиссёра Павла Любимова, о "суровом нраве" которого в актёрской среде ходили легенды.
Насибов вспоминает, что Любимов был очень требователен:
"Ну, такое впечатление, что вот он сейчас, если сейчас что-то не так сделает кто-то, то это всё, порвёт просто".
Разочарование и эмиграция
Несмотря на то, что многие зрители были уверены в романе между Гошей и Зосей, сердце Насибова принадлежало другой — его однокурснице Кате Дуровой (дочери Льва Дурова), которая также снялась в эпизодической роли медсестры в "Школьном вальсе".
Они поженились, но брак оказался недолгим. После развода и нового романа с Натальей Гундаревой, который также закончился расставанием, Насибов пережил глубокое разочарование в профессии.
"После этого фильма я перестал вообще сниматься в кино. Сам перестал. У меня... я мог много, мог больше сниматься и всё, но я не стал, потому что я понял, что-то я не то делаю там, что-то не моё".
В конце 80-х актёр принял радикальное решение и уехал в Америку по приглашению друзей.
Возвращение в кино
Долгие годы о Насибове никто ничего не слышал. Он почти не давал интервью, не любил говорить об актёрском успехе. Его возвращение на экран состоялось лишь в 2009 году, когда он снялся в голливудском боевике "Руслан" с самим Стивеном Сигалом, где сыграл роль бандита.
"Я там снялся один раз у Лазарева Евгения Николаевича. Мне вдруг позвонил, сказал: "Слушай, хочешь сняться у Сигала?""
Елена Цыплакова. Снялась втихаря и ушла из ГИТИСа
Для Елены Цыплаковой (Зося) роль в скандальной картине обернулась большими проблемами. К моменту съёмок 19-летняя актриса уже имела в послужном списке семь картин, и режиссёр утвердил её без проб.
Проблемы с цензурой
Вузовское начальство в ГИТИСе не приветствовало съёмки студентов. Цыплакова была вынуждена сниматься втихаря.
"Мне пришлось уйти из ГИТИСа, потому что там не приветствовалось. В театральном вузе не приветствовалось, когда студенты снимаются, а ещё втихаря снималась, потому что я знала, что этого не любят".
Актрисе пришлось переводиться в другой ВУЗ. Главная причина негодования цензуры касалась именно сцены с беременностью:
"Девочка, которая в школе забеременела... Ой, сколько я с этим имела проблем! Значит, меня всё-таки достала вот эта вот их тогдашняя типа цензура, что нельзя, чтоб она была школьница. Вот пускай она теряет невинность, ну хотя бы в день последнего звонка".
Дань актрисы и чудо
Несмотря на все трудности, актриса не жалеет о своём участии в фильме, который, по её словам, спас жизни:
"У меня огромное количество крестников по стране после этого фильма, потому что многие женщины не стали делать аборты после этой картины. Я просто знаю об этом".
В дальнейшем судьба Елены Цыплаковой также была непростой. После поездки на кинофестиваль в Африку она заболела тяжёлой формой малярии и едва не умерла.
Актриса уверена:
"Меня спасло только чудо и вера".
Она почти перестала сниматься, получила режиссёрское образование и, как сама говорит, хотела уйти из профессии. Елене Цыплаковой, так убедительно сыгравшей молодую маму, не удалось познать счастья материнства.
"Я развелась с предыдущим мужем, и у меня был такое ощущение, что мне не нужно уже выходить замуж, потому что ну что, я уже взрослый человек, детей нет".
Тем не менее, в 46 лет актриса снова влюбилась и вышла замуж за человека, не связанного с кино. Её супруг, по её словам, стал её тенью и поддерживает во всех делах:
"Он везде со мной. Это большое счастье, потому что при той работе, которая у меня, семьи просто, мужья же он друг друга не видят. Поэтому я сказала: "Паша, уходи отовсюду, будешь со мной везде"".
Сергей Бачурский. От ненависти к славе
Сергей Бачурский, сыгравший Славу из Пушкина, был выпускником ГИТИСа.
Ненависть к причёске
Актёр безумно гордился своими густыми и красивыми от природы волосами. Однако режиссёру его причёска не понравилась: он решил, что Слава должен выглядеть совсем по-другому.
"На меня постоянно вот мазали какой-то фигнёй типа вазелина, с чем-то, чтобы у меня волосы вообще были вот такие вот лоснящиеся как бы. Вот такой Слава из Пушкина, немножко неприятный, такой вот какой-то. Мне было это ужасно противно".
Молодой актёр страшно обиделся на режиссёра и даже на какое-то время возненавидел свою роль. Ирония в том, что именно этот образ принёс ему популярность.
"Ой, Слава из Пушкина! Ой, а я вас знаю, Слава из Пушкина!"
Невероятный камбэк
Как и многие его коллеги, Бачурский на 13 лет ушёл из профессии.
Он работал грузчиком, завскладом, экспедитором. Но 7 лет назад актёр решил заглянуть на "Мосфильм" просто по старой памяти и не ожидал, что предложения о съёмках посыпятся как из рога изобилия.
Бачурский совершил настоящий прорыв, снявшись у Никиты Михалкова в продолжении "Утомлённых солнцем" и в "Солнечном ударе".
Он также снялся в "Левиафане" у Андрея Звягинцева.
Он отмечает, что сегодня востребован гораздо больше, чем в юности, и с теплотой вспоминает о своей первой роли.
Юрий Соломин и Наталья Вилькина. Актёры, которых было сложно достать
Режиссёр видел в роли отца Дины только Юрия Соломина. Других кандидатов он даже не рассматривал.
Сомнения Соломина
Соломин, на счету которого уже были успешные роли, колебался.
"Сценарий мне понравился. Тема мне понравилась. Я сомневался только в одном: выпустят ли этот фильм в то время".
После долгих раздумий и уговоров Соломин всё-таки согласился на съёмки, о чём не жалеет:
"Мне очень приятно, что этот фильм вот вошёл в категорию таких фильмов, которые уже много лет идут. Вот эта тема, она всегда была, есть и будет".
Наталья Вилькина и недооценённость
Роль его жены досталась Наталье Вилькиной. Это была её первая роль в большом кино, и из-за нестандартной, слишком яркой внешности актрисе почти не предлагали сниматься.
Дочь актрисы уверена, что именно ощущение невостребованности стало причиной её раннего ухода из жизни. Её многогранный актёрский потенциал смогли оценить только в 90-х, но ненадолго. Вилькина умерла на 46-м году жизни от инсульта.
Секреты скандальных съёмок. От школ до роддомов
Павел Любимов решил снимать фильм максимально натурально. Большая часть действия разворачивалась не в павильонах, а на улицах Москвы и в действующих учреждениях, что создавало дополнительные сложности и даже курьёзы.
Школа, полная звёзд
Основные сцены в школе снимали в Московской школе №518, которая сегодня является памятником архитектуры. Учителя вспоминают, как во время съёмок сбегались посмотреть на Евгению Симонову и Нину Меньшикову.
Хитрость с ЗАГСом
Сцену свадьбы Дины и Гоши изначально планировали снимать в Грибоедовском ЗАГСе, но договориться с его руководством не удалось.
Тогда режиссёр пошёл на хитрость: снаружи сняли самый известный Дворец бракосочетания в столице, а саму церемонию провели в помещении ЗАГСа на Речном вокзале.
Более того, настоящие сотрудники ЗАГСа сыграли самих себя в фильме.
Переполох в роддоме
Трогательную сцену с участием родителей и друзей Зоси, которые приехали навестить её с новорождённым ребёнком, снимали в Московском роддоме №15.
"Им выдали вот эти шапки, бахилы, но не предупреждали, что там никого. И, говорит, там женщины бег… в халатах с визгом разбегались по коридору, когда они с камерами, их троих-то всего пустили",
— вспоминает Екатерина Дурова.
Цензура и "спасительные" письма
После окончания съёмок фильм "Школьный вальс" пролежал на полке целый год. Премьера обернулась шквалом критики.
"Когда сделали, показали на съезде учителей, и учителя просто подняли вой по поводу того, что эту картину нельзя показывать школьникам. Нельзя показывать молодёжи",
— вспоминала Елена Цыплакова.
Павлу Любимову пришлось организовать тур в поддержку картины, устраивая закрытые показы для учителей и заручаясь поддержкой общественности.
Сценаристка Анна Родионова вспоминает, что они сражались за прокатную судьбу фильма на самом высоком уровне:
"Я вот даже помню, что мы носили это письмо куда-то. Я не помню, где-то была такая, такой почтовый ящик, письма, письма членам ЦК партии".
Общими усилиями фильм всё-таки вышел в ограниченный прокат в 1979 году, получив самую низшую категорию и мизерное количество копий.
Но, несмотря на это, на каждую копию пришлось рекордное количество зрителей — около 60 тысяч человек.
Спустя десятилетия "Школьный вальс" не утратил своей актуальности. Он стал культовым благодаря своей честности и смелости, с которой режиссёр показал реальную жизнь, человеческие взаимоотношения без прикрас и наставлений, опередив время.
Если вам понравилась эта статья и вы хотите узнать больше о тайнах советского кино, не забудьте поставить лайк, прокомментировать и подписаться на наш канал!